Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций
Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».
Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства
Роль визуальных подсказок (своего рода «учебников с иллюстрациями») в таком случае выполняли верхнепалеолитические изображения разных типов. Помимо этого, предполагается, что некоторые отдельные изображения или целые их комплексы могли служить в качестве топографических маркеров, а то и настоящих карт местности. Наконец для многих произведений живописи и, в основном, графики ученые пытаются применить календарные и счетные функции. В рисунках видят фиксацию смены сезонов, различных астрономических циклов и иных природных явлений, а также некоего рода «счетные таблицы».
Вполне
можно найти объяснение и
1.4 Происхождение живописи в
Иным
образом, но, безусловно, в русле
продолжения прежней традиции, представлены
основные археологические
Гипотеза «макарон» (меандров) получила свое название от открытых первоначально в пиренейских пещерах групп волнистых параллельных линий, прочерченных пальцами по глине или нанесенных на скалу острым инструментом. Из этого можно предположить, что человек, случайно прикасаясь пальцами к глине, покрывавшей стены и пол пещер, начинает усваивать идею о возможности чертить на ней изображения.
Еще одно не слишком правдоподобное предположение о происхождении этих странных волнистых линий связано с так называемыми «гриффадами». «Гриффадами» принято называть следы когтей пещерных медведей, оставшиеся на поверхности камня (скорее всего доисторические медведи оставляли эти метки, также и с той же целью, как сегодня это делают их потомки на деревьях). Можно предположить, что такие красноречивые царапины могли стимулировать палеолитического человека в свою очередь начать чертить пальцами на стене, сначала на самом податливом материале – глине.
«Макароны» –
не так просты, как кажутся
на первый взгляд. Это вовсе
не хаотические полосы на
Во французском
Руфиньяке тысячи меандров
На стенах испанской
Ла Пилеты – большое
Для чего же
палеолитический человек
В. Кабо достаточно
резонно предполагает, что меандр
(или его более архаическое
подобие) является прототипом
лабиринта и схематическим
Если
вернуться от истолкования
Вдобавок к этому, сторонники данной концепции ссылаются на еще одну пещеру средиземноморского побережья - Ла Бом-Латрон (Франция). В ней были открыты отдельные, вне «макаронных» фризов изображения зверя, очерченные многолинейными полосами. Но это уже не углубленные борозды меандров, а цветные линии, проведенные пальцами. Самые древние «макароны» в цвете не исполнялись, и общность техники ограничивается только тем, что она в обоих случаях пальцевая. В изобразительном отношении фигуры Ла Бом-Латрон нельзя рассматривать в качестве прототипов и исходной основы сюжетного рисунка Франко-Кантабрии, тем более, что вероятность датировки этой техники не самым началом верхнего палеолита, а более поздним временем достаточно велика.
При датировке данной техники исследователи зачастую подвержены влиянию примитивного вида этих «рисунков», и относят данные изображения к более раннему периоду палеолита, нежели реалистичные, полихромные изображения животных. На наш взгляд такое мнение неверно. Силуэты животных, которые можно увидеть в сплетениях «макарон» вполне реалистичны, узнаваемы, и их сложно отнести к пробным или неумелым «наброскам». Представление о линейном пути развития изобразительного искусства в последнее время подвергается суровой и вполне справедливой критике, и потому судить о возрасте произведения лишь по «сюжету» рисунка неправомерно. Да и вовсе необязательно, чтобы при развитом искусстве все рисунки были одинаково совершенными, к тому же учитывая, что все они не выполнялись рукой одного человека.
Тем не менее, меандры стали предметом изучения как свидетельства древнейшей стадии генезиса первобытного наскального искусства и палеолитической символики (в частности, представлений, связанных с образом змеи, с водной стихией и Нижним миром).
Еще одна гипотеза, в некотором роде созвучная предыдущей – гипотеза «руки». «Рукой» в первобытном искусстве называют преднамеренно полученное пятно, повторяющее очертания кисти. По мнению сторонников этой теории, такой отпечаток стало прототипом всего палеолитического искусства, и впервые оно было получено при помощи случайного прикосновения к влажной глине на стенах пещер. Первобытный человек оставлял следы, и, видя в них образы, он преднамеренно воспроизводил их (как это делают дети). С этого момента человек ощутил зарезервированную в нем способность творить, и стремится воспроизвести другие сюжеты.
Скорее
всего, при изображении рук
главной задачей было не
«Руки»
достаточно многочисленны, иногда
они образуют целые фризы,
В наскальных изображениях верхнего палеолита знак руки чаще всего изображает левую руку, а не правую. В пещерах Гаргас (Франция) и Кастильо (Испания) отпечатков левых рук 159 (т. е. около 90% всех случаев) при 23 правых. Такая же особенность характерна и для позднейших пиктографических изображений. Почти исключительное преобладание отпечатков левой руки характерно для пещерных полупиктографических изображений в Австралии.
А. Леруа-Гуран полагал,
что отпечаток левой руки
По характеру исполнения «руки» разделяются на позитивные и негативные. Первые являются оттисками покрытых краской ладони и пальцев. Во втором случае кисть с расставленными пальцами передавалась естественно, относительно светлым фоном скалы, обрамленная с боков и сверху пятном краски. Руки выполнялись разными цветами – красным или черным, желтым (коричневым), фиолетовым. Иногда панно с оттисками рук может насчитывать три-четыре различных цвета. Подобные цветовые различия, по-видимому, можно объяснить древним противопоставлением цветов, связанным, в конечном счете, с социальной классификацией.
В основе обеих техник лежит применение «трафарета», которым в каждом отдельном случае служила реальная рука. Способ нанесения негативного пятна на скалу и поныне составляет предмет дискуссии. Проводя параллели с австралийскими аборигенами, бытует мнение о том, что краска выдувалась через трубочку, которую держали во рту. Именно «негативные» руки наиболее многочисленны в искусстве палеолита. Вполне возможно, что «позитивные» руки получили меньшее распространение из-за того, что на шероховатой поверхности камня редко получались хорошие отпечатки.
Немало
оживленных споров велось и
вокруг изображений рук с
Почти всеми исследователями
руки считались знаком, отражающим
освоение пространства, а вот
отсутствующие фаланги
Гравюры рук, процарапанные на скальной поверхности, известны главным образом из пещер Барабао и Кап Бланк. В целом, они гораздо более редки, чем рисованные изображения.
Социальная семантика «рук» наглядно проявляется в очень строгой регламентации этих изображений в особых пещерах. Среди всех трафаретов преобладают маленькие руки, что дает возможность предположить их принадлежность детям или подросткам, и видеть в рисунках деталь обряда инициации.
В некоторых
случаях отпечаток руки как
бы скомбинирован с