Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций
Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».
Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства
Ученые, всегда опасавшиеся
датирования на основе
Нельзя не принять во внимание тот факт, что датировка по радиоуглероду – не абсолютно надежна ввиду микроскопического размера образцов, что существенно затрудняет исследования. Тем не менее, события, последовавшие за обнаружением Шове, позволили ученым отклониться от прежнего безальтернативного способа рассмотрения палеолитического искусства и взглянуть на вопрос по-новому. Результаты такого подхода не заставили себя ждать.
Изначально первые
проявления творческой
Однако Н. Конард из Тюбингенского университета обратил внимание на то, что никто так и не предоставил фактических доказательств того, что эти статуэтки и остеологические останки – одного возраста (это подразумевалось как само собой разумеющееся). Проведя радиоуглеродное датирование артефактов, он установил, что возраст костей 5 тыс. лет, т. е. что они гораздо моложе инструментов и предметов искусства, возле которых они были найдены. Это открытие оставило ученых без более или менее надежной связи между возникновением искусства и современными людьми. Вдобавок находки подобного рода на этом не прекратились.
Острейшие
дискуссии развернулись вокруг
найденных в пещере Арси сюр
Кюр (Франция) украшений,
Однако тогда сомнения
не только были, но и превалировали.
Слишком уж неправдоподобна
Существует
предположение, что появление
мобильного искусства и
Вполне возможно, что на протяжении длительного периода (по некоторым данным, до 10 тыс. лет) поздние формы неандертальцев сосуществовали с группами людей современного типа. Сторонники этой гипотезы связывают с поздними неандертальцами так называемые «архаические» каменные индустрии верхнего палеолита, известные в разных областях Европы: шательперрон во Франции, селет в Центральной Европе.
Данная
гипотеза базируется на
Сегодня
вопрос о том, существовало
ли у неандертальцев искусство,
Для возникновения того
рода человеческой
Объяснение биологического
изменения, как правило,
Безусловно, нет бесспорного
доказательства того факта,
Противники той теории,
которая говорит о том, что
произведения искусства
Кажется вполне логичным, что росписям в пещерах мог и должен был предшествовать определенный период времени, когда рисунки делались на шкурах, коре, дереве. Хотя, конечно, сомнительна такая выборочность в течение более или менее длительного периода и использование только недолговечного материала. Безусловно, камень сложнее всего поддается обработке, но, например, нанести рисунок на кость немногим сложнее, чем на дерево, а она гораздо лучше сохранят следы изобразительной деятельности (о чем говорит множество дошедших до нас предметов мобильного искусства, выполненных на кости и из кости). К тому же, у древних охотников такого материала (кости) всегда должно было быть в избытке. И все же, стоит отметить, что ни доказать, ни опровергнуть такое предположение практически невозможно (если только будут найдены сохранившиеся деревянная скульптура или рисунки на коре достаточно большой древности, что представляется почти нереальным).
Если касаться вопроса о степени сохранности тех или иных материальных следов культуры древнего человека, то стоит упомянуть и о тафономии. Это понятие было введено в 1940 г. советским палеонтологом И.А. Ефремовым, как раздел палеонтологии, изучающий процессы захоронения останков ископаемых животных и растений. Тафономия означает то, что ни одно археологическое событие не может иметь вероятность сохранения ни 0 ни 100% (что представляется вполне очевидным). Таким образом, если в древности человек создавал произведения живописи, то они не доходят до нас в абсолютно полном объеме, но только в какой-то определенной части. Точно также не могут эти рисунки и совершенно не сохраниться до нашего времени.
И все же, если иметь
в виду не просто
Многие исследователи почти
непреложно уверены в том, что,
Особенно простой рисуется ситуация в отношении нижнего и среднего палеолита, когда, как часто думают, развитие культуры сдерживалось исключительно биологической неспособностью предшественников Homo sapiens sapiens к прогрессу, а все сколько-нибудь заметные культурные сдвиги становились возможны лишь благодаря изменениям в биологии гоминид, и обязательно следовали за ними. Подобная же причинно-следственная связь используется и для объяснения изменений, имевших место в процессе перехода от среднего палеолита к верхнему. В научной литературе до сих пор общим остается утверждение, что именно «трансформация палеоантропов в неоантропов» «сделала возможным крупный прогресс в развитии техники», отмечаемый для того времени, а превращение данной возможности в действительность мыслится как нечто неизбежное. Несмотря на то, что имеется довольно большое количество данных, противоречащих столь прямолинейному подходу к объяснению культурных изменений в палеолите вообще, и при переходе от среднего к верхнему палеолиту в частности, он все еще весьма популярен.
На самом деле, разве не логично предполагать, что если люди современного физического типа и культура верхнего палеолита появились одновременно, то, стало быть, это не случайно, и хронологическое совпадение двух столь значительных явлений предполагает, что одно из них породило другое? Дело, однако, в том, что, во-первых, никакого хронологического совпадения на самом деле, могло и не быть, а во-вторых, само утверждение, что оно было, выводилось и выводится не только из анализа фактов, но в значительной степени и из общих представлений о характере эволюции человека. Долгое время эти представления как бы заранее подсказывали, что можно и чего нельзя ждать от фактов. Те же данные, которые не отвечали ожиданиям, обычно или отвергались, как недостаточно надежные (что иногда было оправданным), либо, так или иначе, приводились в соответствие с привычными схемами.
До сих пор антропогенез,
как правило, трактовался
Очевидно, что подобное понимание антропогенеза предполагает и соответствующее восприятие фактов. Раз в теории принимается, что все гоминиды до «человека разумного» — это еще не есть люди в привычном нам понимании этого слова, отсталые, примитивные, жестко ограниченные в своих возможностях в силу биологических характеристик, то естественно ожидать, что каждый их шаг вперед в культурном развитии может быть связан с какими-то объясняющими его изменениями в их биологии — отсюда стремление совместить археологическую периодизацию с антропологической. Возникновение «современных» людей, по логике финализма, обязательно должно было повлечь за собой появление новых важных элементов в культуре — отсюда убеждение в причинно-следственной связи между происхождением Homo sapiens sapiens и началом верхнего палеолита, и как следствие такого убеждения — синхронизация этих двух событий.
Между тем появляется
все больше оснований думать,
что возраст наиболее древних
костных останков людей