Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 23:56, лекция
В сентябре 1916 года писатель-сценарист Жан Кокто и композитор Эрик Сати уговаривают Пикассо соучаствовать в постановке новаторского «сюрреалистического» балета «Парад» для «Русского балета» Сергея Дягилева. Пикассо не на шутку увлекается идеей этого балета, втягивается в работу, и в содружестве с Сати полностью переделывает и сценарий, и сценографию.[9] Месяцем позднее он уезжает вместе со всей труппой Русских балетов на два месяца в Рим, где выполняет декорации, костюмы, знакомится с балетмейстером «Парада» Леонидом Мясиным и многими балетными артистами русской труппы.
Бытовой жанр разрабатывает
либо сцены счастливой жизни, либо скатывается
до морализаторства и назидания.
Искусство периода
Внешнее сходство определялось
и политикой в обоих
Однако, от искусства требовалась и отдача. Лозунг “Кто не работает, тот не ест выполнялся. Правда, еще Л. Троцкий советовал заменить этот лозунг на новый: “Кто не повинуется, тот не ест.
Необходимо было сотворить новый миф. Миф о счастливой жизни в счастливой стране. Поэтому оптимизм пронизывал искусство тоталитаризма. Оптимизм — это его главная отличительная черта. Достаточно вспомнить слова из постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года “О журналах “Звезда и “Ленинград. Одно из главных мест в нем об оптимизме. Действительно, “произведения, проникнутые тоской, пессимизмом и разочарованием в жизни, совершенно неприемлемы. Ведь главная задача искусства — вспоминаете? — “воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело!
Вторая черта нового искусства — сакральность. Вожди, вожди, вожди. Ликующая радость сцен труда и встреч с вождями. Огромные монументы. И все это удивительно схоже с искусством прошлого, особенно, с искусством Древнего Египта, которое выросло из идеи вечной жизни. Даже при первом взгляде на него бросается в глаза странная размытость линии, разделяющей жизнь и смерть. Не напоминает ли это знаменитое “Ленин и теперь живее всех живых? Сходство видно и в огромном значении фараона (в искусстве XX века — вождя). Фараон не только верховный правитель, но также и божество. Он выше всех людей. Его царский сан не обязанность и не привилегия. Его власть абсолютна, божественна. Допускалось и камерное изображение фараона ( вождя): сцены отдыха ( помните “Ленина, слушающего музыку?). Правда, существовали и необычные сцены — многочисленные изображения вождей в гробу ( С. Киров, В. Менжинский, Г. Орджоникидзе, Н. Куйбышев и др.), но и они находили аналогии в древности: “Фараон в загробном царстве, “Оплакивание. А знаменитые натюрморты, как например, “Урна с прахом С.М. Кирова — это уже изображение сосудов (каноп), в которых хранили внутренности мумифицированных (у египтян) или пепел кремированных (у этрусков). И изображения их тоже встречаются в искусстве древности. Поистине, новое — это хорошо забытое старое.
3.
Если тоталитарное искусство в других государствах имеет четкую временную границу — так, падение фашистского режима в Германии, означало конец периода тоталитарного искусства, — то смерть Сталина и разоблачение культа личности на ХХ съезде в 1956 году лишь изменяли внешние черты, коснувшись только чисто изобразительных элементов.
В выступлениях Хрущева в ЦК КПСС и на встрече с интеллигенцией в 1957 году прозвучали слова о том, что партия “придавала и придает первостепенное значение деятельности писателей, художников, скульпторов, композиторов. Тогда же прозвучало слово “лакировщик. Клеветническим сочинением названа книга Дудинцева “Не хлебом единым и слащавым, приторным фильмом лента “Кубанские казаки. Но для тех, кому что-то осталось непонятным, Хрущев разъяснил более подробно в следующем, 1958 году, на встрече в Кремле с интеллигенцией. Там опять прозвучали знаменитые слова об оптимизме, ибо партия не могла допустить, чтобы писатели и художники “скептически мрачно смотрели на жизнь, ведь надо, по мнению вождя, “не стесняясь, радоваться хорошему! А говоря о Всесоюзной художественной выставке, Хрущев отметил, что там “много хороших картин, в частности, посвященных Ленину и Коммунистической партии ...
Однако изменения в изобразительном искусстве все же были. “Суровый стиль, как назвали его художественные критики, по мнению последних, порывал со сталинским ампиром. Аналогии искусства сталинизма с ампиром не случайны. Ампир был наиболее идеологизированный “большой стиль прошлого. Берущий начало в конце 50-х, “суровый стиль быстро усилил свои позиции, заполонив выставочные залы 60-х. Сейчас принято считать, что он явился полной противоположностью предшествующему искусству, дав толчок дальнейшему развитию отечественного искусства. Однако, “сняв с картины “лакировку действительности, изменив подход к изображению, он, по сути, оставил все без изменения. Чем отличается работа “Хлеб Т. Яблонской, считающаяся ярким примером официоза конца 40-х годов, от аналогичных полотен представителей нового стиля? И “героика будней, и “славное революционное прошлое снова увидели зрители на полотнах братьев Смолиных, Никонова, Андронова.
Вписываясь в стилистику
и эстетику 60-х, новое искусство
было столь же официально, только гораздо
строже. Но в строгих, аскетичных лицах
героев еще легче изобразить энтузиазм,
оптимизм и веру в светлое будущее.
Он не стал новым стилем. Это был
лишь этап классики, за которым неминуемо
наступает следующий этап — маньеризм.
В данном случае в роли маньеризма
выступил соц-арт. Претендуя на пародийность
официального искусства, вообще, и социалистического
реализма, в частности, он таковым
не являлся. Мечта о большом стиле,
о какой-то мифической миссии творца
насквозь пропитала его. “Фундаментальный
лексикон Гриши Брускина отличался
от серии “пионерок Машкова или
“Пионерских натюрмортов Г. Коржева
еще большей сакральностью
Искусство последующих десятилетий нащупывало свои пути, теряясь а кажущемся разнообразии. Вопросы стиля и стилизаторства не сходили со страниц художественных журналов. Можно поменять манеру изображения, но внутреннее содержание изменить нельзя. Это было время поисков, но не находок.
90-е годы стали искусством,
“которого не было. Лишь к концу
десятилетия все дружно
Мечта о русской идее охватила всех на рубеже тысячелетий. И пусть историки ищут аналогии с 60-ми годами XIX века, идеями времен трех революций и ситуацией хрущевской оттепели. Мечта по-прежнему остается светлой мечтой. Монстр, созданный тоталитарной машиной, не умер, он живет в сознании творца.
А может прав Оруэлл, утверждавший, что мечта эта живет. Так и хочется добавить — всегда и везде ...
Вместо послесловия.
28 октября 1790 года, под
аплодисменты собравшихся,
Умберто Боччони, «Смех», «Состояние души»
Умберто Боччони – итальянский
живописец, один из крупнейших идеологов
футуризма в живописи и скульптуре,
ставший известным благодаря
не только своим картинам, но и теоретическим
разработкам в области
Начинал Боччони как художник-реалист. Так, в 1907- 1908 гг. он писал многочисленные портреты в стиле веристского реализма. Однако в свои портреты он иногда добавлял элементы техники импрессионистов и постимпрессионистов, в частности, использовал мелкие мазки чистого цвета, столь характерные для Сегантини. Традиционные приемы живописи, используемые в молодые годы Боччони, отражали в целом состояние некоторой «заторможенности» в искусстве Италии, заметно отстававшей от кипящей новыми и революционными идеями Франции. Спустя всего несколько лет возникло совершенно новое течение в живописи – футуризм, к которому тут же примкнул Боччони.
«Дерзость и бунт», эпатаж,
изменение коренным образом всех
привычных представлений о
Полное несоответствие реальным
масштабам, отказ от законов перспективы
создают видимость хаоса
В 1910 г. футуристы выпускают
«Манифест футуристической
Боччони считается одним
из самых последовательных футуристов
своего времени. Мастерская игра реалий
и подсознательной
Одна из самых ярких и глубоких работ Боччони – «Состояние души». В серии полотен будто бы выписано «психическое состояние» и самого художника, и мира вокруг него. Нервные линии, беспорядочно наслоенные друг на друга кристаллы создают фон хаотичного подсознания, из него «вырождаются» образы, которые, в свою очередь, вызывают у зрителя ассоциации с животными, машинами, людьми. Чьи-то неясные фигуры и затуманенные лица возникают неожиданно, «выплывая» из закоулков художественно-интуитивного мира Боччони.
Начав со следования «предписаниям» Маринетти, основоположника итальянского футуризма, Боччони постепенно сам становится теоретиком нового направления в живописи. Смешение очень далеких друг от друга вещей, уход от самого стремления завершать композицию, как бы вскрывать ее изнутри, впускать в нее окружающее пространство и таким образом раскрывать сущность самой вещи характерны для творчества Боччони.