Методика преподавания акварельной живописи для детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Под словом методика мы имеем ввиду прежде всего совокупность рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания. В живом процессе преподавания у каждого педагога вырабатывается своя методика работы, однако она не может быть произвольной, случайной. Индивидуальная система педагога должна быть построена в соответствии с общими задачами школы , целями и направлением современного развития изобразительного искусства.
Одна из главных задач занятий изобразительным искусством – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить видеть, но в то же время не заглушить их творческую индивидуальность.

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяMicrosoft Office Word.docx

— 56.38 Кб (Скачать файл)

Прочность усвоения учебного материала.

Принцип прочности обусловлен общими задачами школы, закономерностями самого процесса обучения и тесно  связан с другими дидактическими принципами. Прочность усвоения материала  зависит от сознательности учебных  заданий, их доступности, посильности, от активности учащихся на уроке.

Наглядность обучения.

Один из важнейших дидактических  принципов – принцип наглядности  обучения – обусловлен необходимость  чувственного восприятия изучаемых  предметов и явлений как основы для формирования представлений  и понятий. Наглядное восприятие предмета представляет собой путь к  познанию сущности, к раскрытию его  характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию у учащихся наблюдательности и логического  мышления. Когда дети воспринимают предметы и процессы в натуре, наглядность  служит источником знаний, если изучаемые  объекты не могут быть показаны учащимся, зрительная память поможет воспроизводить их образы. Применение наглядных пособий помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т.е. способствует к развитию абстрактного мышления. Это положение обуславливается особенностями развития мышления детей.

Проблемное обучение.

Предполагает создание проблемных ситуаций, постановку в процессе обучения проблемных заданий и вопросам. Проблемные задания – это задания практическое или теоретическое, которое вызывает познавательную потребность в новом  неизвестном знании, служащим для  наиболее эффективного выполнения действия, приводящего к решению задачи, достижению цели. Проблемный вопрос –  это вопрос, определяющий область  тех неизвестных закономерностей  или способов действия, которые могут  быть раскрыты на основе усвоенных  знаний и достигнутого уровня способов действия.

Психологические основы обучения.

Занятие изобразительным  искусством – важное средство развития личности ребенка. Они способствуют расширению кругу интересов, воспитанию эстетических потребностей детей, развитию их мышления, творческого воображения, памяти, художественных способностей, эмоционально-эстетического воспитания действительности. На уроках рисования  формируются такие свойства личности: настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.  Отражение действительности начинается с ощущения. Ощущение –  это отражение отдельных свойств  предметов и явлений материального  мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Отражение предметов  и явлений в многообразии их свойств  и особенностей представляет собой  восприятие. Ощущение, восприятие –  это наглядные образы предметов. Отражение действительности посредством  органов чувств называется чувственным  отражением. Чувственное отражение  знакомит человека с непосредственно  воспринимаемыми сторонами и  качествами предметов и дает знание о них.   
Психологи считают, что с семи лет ребёнок вступает в наиболее благоприятный период интеллектуального и социального развития. Однако потребность в новых впечатлениях, познавательная активность и любознательность неразрывно связаны с игровой формой деятельности. В этот период в ребёнке неразрывно живут два желания: «хочу учиться» и «хочу играть». Если учитель удовлетворяет только одному из этих «хочу», то, естественно, встречает противодействие. 
     Установление равновесия между потребностями школьников и задачами обучения и воспитания - важнейшее условие гуманизации школы. Выполнение этого условия связано с определёнными требованиями к учебно-воспитательному процессу. Психологи советуют три таких требования: 
 
1)   обеспечение «чувства свободного выбора», т.е. осознание детьми учебной задачи как самостоятельно выбранной; 
 
2)   внедрение в педагогический процесс развивающей тенденции: школьник должен преодолеть трудности учебных задач, «работать на грани предельных возможностей»; 
 
3)   предоставление ребёнку возможности «радоваться жизни» на уроке. 
 
     Эти требования имеют наиболее важное значение для самочувствия младшего школьника. С чем связано их выдвижение? 
 
     Первое требование  - основное условие снятия конфликтности между учителем и учеником. Было бы очень хорошо, если бы ребёнок включался в учение с таким же желанием, с каким он включается в игру. «Такую познавательную активность и результативность, которая достигается в игре, следовало бы сохранить в условиях педагогического процесса». Чтобы ребёнок не скучал на уроке, не отвлекался, чтобы его не приходилось наказывать, учебная работа  должна быть организована как разнообразная деятельность, в которой даже младший школьник сам добывает знания, проводит опыты, наблюдает, исследует, делает выводы, свободно высказывает свои мысли и впечатления. Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому доставляет радость и удовольствие.   
     Второе требование – требование развивающего обучения – также имеет отношение к самочувствию ребёнка, к его уверенности, что он может успешно продвигаться вперёд вместе с классом. И здесь на первое место выходит характер помощи в преодолении трудностей обучения, которую оказывает детям учитель. Не стимулирует развитие ребёнка такая помощь, когда педагог, видя затруднения ученика, задаёт наводящий вопрос и одновременно выражает недовольство его недогадливостью, отсталостью, незнанием. И наоборот, результаты помощи педагога появляются незамедлительно, если он с удовольствием объясняет, советует, как  догадаться самому, вселят уверенность, сопереживает, воодушевляет похвалой, организует сотрудничество между учениками  и делает многое другое, что создаёт «оптимистически-гуманную атмосферу» в коллективе. При такой педагогической помощи каждый ребёнок становится готовым преодолевать трудности повышенного уровня, проявлять и развивать свои способности. 
     Третье требование вытекает из концепции гуманистической педагогики, считающей величающей ценностью жизнь ребёнка в том виде, в какой она существует сегодня, а не только ту, к которой его готовят взрослые. Школа, урок с этой точки зрения - продолжение жизни ребёнка во всей её полноте, а не только в познавательной части. Ребёнок никогда не расстаётся с тем, что его огорчает, радует, что он любит, к чему стремится. Он идёт в школку не только за знаниями, которые даёт учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр и развлечений, для обмена впечатлениями. Не будь этого, дети больше походили бы на роботов. Счастливое детство ощущается как «радость жизни», и это доминирующее состояние детей должно быть перенесено в школу и в класс. 
     Когда на глазах у младших школьников происходят с красками удивительные превращения, а с карандашами и кисточками – забавные истории, когда вопросы звучат как загадки, а новая тема – как путешествие в мир  живописи, учиться младшему школьнику интересно, потому что учение становится продолжением общего радостного мироощущения ребёнка. 
 
     Чтобы создать ощущение «радости жизни», не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот именно это «отступление», временное перенесение внимания на события, волнующее кого- то из детей, наполняет урок важным для них смыслом.  
 
     Каждый учитель ищет свои примеры игрового общения с детьми. Эти приёмы как бы материализуют принцип учёта возрастных особенностей. 

 

2.  Материалы  и оборудование в акварельной  живописи.

Акварельная живопись- живописная техника, использующая специальные  акварельные краски, при растворение  в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента и позволяющая  за счет этого создавать эффект легкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель  совмещает особенности  живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и  графики ( активная роль бумаги в построении изображения).

Техника акварельной живописи весьма разнообразна как по своим  приемам, так и по способу использования  красок. Чистой акварелью можно считать  лишь ту, в которой использованы все ресурсы этой техники, а именно: прозрачность красок, просвечивающий белый тон бумаги, легкость и вместе с тем сила и яркость красок — все то, что составляет своеобразную прелесть этой техники. Чистая акварель, помимо особого, только ей присущего характера, обладает и силой красок.

Изобразительная работа начинается с подбора инструментов. От того, как оборудовано рабочее место, во многом зависит не только технический, но и творческий успех.

Необходимые материалы для  акварельной живописи:

  1. Акварельные краски

Краски для акварели изготавливаются  в результате перетирания пигментов  с водорастворимым связующим средством. Данное средство состоит преимущественно из гуммиарабика, но включает также глицерин в качестве пластификатора, смачивающего вещества, такого как бычья желчь, и (при необходимости) загустителя, такого, как гуммитрагакант.

Акварель промышленного  производства выпускается в виде туб или кювет. У каждого вида существует конкретный тип использования.

  • Краски в кюветах

Данная форма эффективна в работе над небольшими картинами, а также на пленэре при выполнении набросков. Однако процесс подбора  колеров влияет на состояние других красок в акварельном наборе, особенно желтых – они легко пачкаются  при соприкосновении с другими  красками. Необходимо постоянно снимать  загрязнения с этих красок губкой.

  • Краски в тубах

Эти краски, содержащие дополнительный объем глицерина, теоретически более  растворимы, несмотря на то, что на практике это практически незаметно. Они  отлично подходят для создания картин большого формата, так как значительно  проще смешивать большие объемы красок – например, для нанесения  заливки. Краски в данной форме труднее  испачкать, поскольку требуемый  объем средства легко выдавливается  из тубы по мере необходимости. Если краски в тубах какое-то время не используются, может произойти отделение пигмента от связующего вещества.

  1. Перо

 Прекрасный инструмент  для деталировки, о нем непростительно  часто забывают акварелисты. Наряду  с тонкой кистью перо имеет  большие возможности в акварельной  технике; оно прекрасно служит  нанесению цветного контура акварельными  чернилами, дает тонкие и острые  штрихи в мелких деталях; удобно  для уточнения формы, для ретуши, для реставрации поврежденных  и переделываемых мест. Будучи  хорошо отточено, перо дает мягкие  линии, а иногда заменяет кисть.

 

  1. Нож акварелиста 

Снимает краску с бумаги. Это бывает необходимо в освещенных местах. Острым и тонким концом ножа, не нарушая поверхности бумаги, можно  получить светлый блик. Всем лезвием  ножа хорошо снимать краску с зернистой  бумаги, обнаруживая этим структуру  зерна и придавая красочному слою необходимую фактуру изображаемого  материала с последующей обработкой кистью. Работа ножом требует большой  осторожности и ограничения; разодранная  скоблением акварель производит отталкивающее  впечатление. Осторожно обработанная ножом, она дает полное впечатление  фактурного красочного слоя.

  1. Кисти для акварели

В акварельной технике  традиционно применяются и считаются  наиболее популярными мягкие натуральные  кисти – колонковые, беличьи и  кисти из бычьего волоса.

В настоящее время также  используются мягкие синтетические  кисти, которые обладают сходными характеристиками, но при этом значительно дешевле. Как правило они изготавливаются  из полиэстровых моноволокон, которые не обладают «чешуйчатой» структурой в отличии от волосков колонка (такое строение пучка волос обеспечивает колонковой кисти блестящие характеристики наполнения кисти и способность удерживать большой объем краски). Синтетические кисти впитывают и высвобождают краску гораздо быстрее колонковых кистей.

Более жесткие щетинные кисти  обычно не используются в акварельной  технике, за исключением случаев  создания специальных эффектов.

  1. Бумага для живописи акварелью

По своей текстуре бумага под акварель может варьироваться  от самой гладкой до шероховатой, почти как пемза.

Существует три основных вида поверхности бумаги: сатинированная (горячего тиснения), холодного тиснения и шероховатая. Внутри каждого вида обработки существует множество  марок бумаги. Бумага горячего тиснения очень гладкая, так как во время обработки она была пропущена через горячие валики. У бумаги холодного тиснения легкий рельеф зерна, так как она пропущена через холодные валики. Шероховатая бумага не подвергается тиснению, и поверхность ее имеет естественное грубое зерно. Чем толще такая бумага, тем она грубее.

Также бумага бывает твердая  и мягкая. Мягкая бумага очень нежная и на ней можно изображать очень нежные структуры. Но, увы, она легко отслаивается, например, если вы хотите снять маскирующий штрих. Твердая бумага выдержит какое угодно количество маскирующего штриха.

Продуманный подбор материалов и инструментов — начало успешной работы. Так же в акварельной живописи имеет немаловажное значение специальное оборудование.

  1. При работе акварелью всегда необходима губка.

Умение всесторонне использовать ее технические возможности указывает  на хороший технический уровень  мастера.

Губка предназначается для  смачивания бумаги перед натяжкой ее на подрамник, а также для увлажнения бумаги в начале работы, чтобы краски ложились легко, с мягкими очертаниями  мазков. Губка предназначается также  для осушения кистей, когда на кисти  может оказаться много лишней воды или краски. Мокрую кисть иногда стряхивают на землю или, что еще  хуже, берут в рот. Но стряхивание кисти загрязняет пол и иногда портит отставленные работы. Наиболее правильно удалять лишнюю воду прикосновением к губке. Так, не делая лишних движений, можно снять необходимое количество воды или краски, поправить конец кисти, сосредоточеннее работать.

Губка нужна на палитре  также для того, чтобы подобрать  случайно текущую краску, которая  может угрожать всему изображению. Губкой смачивают неудачные места  для их переделки. И, наконец, губка  нужна для того, чтобы по окончании  работы смыть добела палитру.

Для акварельной техники  лучшая губка — натуральная греческая. Она хорошо держит воду, мягка, когда  в ней много воды и когда  ею нужно смочить бумагу или красочный  слой, почти не задевая поверхности; жестка в отжатом состоянии, когда  нужно что-нибудь смыть, и т. д. Ее могут заменить чистая полотняная тряпка, вата или пропускная бумага .

  1. Палитра служит важным инструментом художника.

Нна ней создается материал живописной ткани, на ней подбираются краски, смешиваются и подбираются искомые тона, на ней в продолжение всей работы хранятся заготовленные краски.

Чтобы отвечать своему назначению, палитра для акварели, во-первых, должна быть белой и непрозрачной. Белизна палитры, как и белизна  бумаги, нужна для того, чтобы  видеть краску на просвет, видеть ее такой, какой она будет выглядеть  на бумаге. Во-вторых, палитра должна иметь разнообразные углубления для хранения разведенных красок в больших и малых количествах, места для смешения красок, места  для приклеивания красок в плитках  или выдавливания красок из тюбиков, место для влажной губки, тряпки или пропускной бумаги. Если палитра  предназначена для мастерской, то хорошо, если она будет белой фарфоровой или светлой фаянсовой, достаточно большого размера. Палитру для работы на натуре целесообразно делать металлической, эмалированной, складной, белой внутри и черной снаружи.

  1. Акварельный бачок с двумя отделениями.

 Предназначен для мытья кистей и хранения чистой воды для разведения красок. Для мастерской удобен бачок прозрачный, стеклянный; такой бачок позволяет видеть степень загрязнения воды. В походной обстановке нужен бачок металлический эмалированный либо сделанный из светлой резины, складной. Такой же удобный и небьющийся бачок можно сделать из пластмассы или целлулоида .

Также немаловажное значение для акварельной живописи имеет  оборудование.

  1. Мольберт

Для акварельной живописи делается особой конструкции. Кроме всех остальных требований, которые предъявляются ко всем мольбертам, он должен давать возможность ставить подрамник под разными наклонами, начиная от горизонтального и кончая почти вертикальным положением. Таким требованиям отвечает академический мольберт , дающий подрамнику любую высоту и любой наклон. Более прост ученический мольберт; он употребляется двух высот с одинаково откидывающейся рамкой.

Мольберт для натурных зарисовок должен быть легким, портативным  и вместе с тем достаточно устойчивым при ветреной погоде.

  1. Специальный стол для палитры, кистей, воды, бумаги, красок и других инструментов.

Хорошо оборудованный  стол освобождает от нервной суматохи, от поисков нужных инструментов и  материалов, способствует спокойной  и сосредоточенной работе.

  1. Стул

Стул  художнику нужен лишь для временного отдыха и, самое большее, для детализации изображения. Когда акварелист садится на стул, ставит на колени подрамник, берет в руки палитру с красками и т. д., тогда у него начинает пропадать желание двигаться, отходить, чтобы видеть свою работу на расстоянии. Его невольно начинают увлекать детали, второстепенные подробности колорита, и вскоре он по своему творческому состоянию начинает переходить от живописи к рукоделию. Ответственная работа живописца требует непрерывных отходов, оценки каждого мазка как нанесенного, так и предполагаемого к нанесению, с многих, различно удаленных точек зрения. Лишь только для того, чтобы нанести мелкую деталь и не держать в это время руку на весу, может понадобиться стул. Суровая обстановка мастерской не диктуется рисовкой или надуманной позой. Она необходима для требовательной творческой работы. Смягчение требовательности в этом отношении может быть допущено лишь в случае болезни или каких-либо физических недостатков.

Можно сделать вывод, что  подбор инструментов и оборудования мастерской оказывают значительное влияние на ход работы как в техническом, так и в творческом отношении. Однако нельзя сваливать неудачи в работе целиком на неудовлетворительную обстановку, материалы, инструменты. Решает успех целеустремленный, творческий труд художника. Но нужно всячески стремиться приспособить существующую обстановку для улучшения работы; сколько позволяют условия, оборудовать рабочее место лучшими материалами и инструментами.

Информация о работе Методика преподавания акварельной живописи для детей младшего школьного возраста