Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 03:48, дипломная работа
Основной целью исследования является обоснование значимости элементов сценографии в образном решении детского праздника. В соответствии с основной целью в квалификационной работе поставлены и обоснованы следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические этапы развития искусства сценографии и определить функциональные особенности основных сценографических систем.
2. Обосновать значение сценографии в культурно-досуговых программах и установить функциональные особенности декорации, реквизита и сценического костюма в создании художественного образа детского праздника.
Введение……………………………………………………………………2
I. Основные этапы развития искусства сценографии
1.1 Предсценография ритуально-обрядовых действ как ведущая модель современного искусства оформления сценического действия ...............10
1.2 Сценография как синоним декорационного искусства……………..19
1.3 «Действенная сценография» как новая система оформления сценического действия……………………………………………………25
II. Сценография в структуре детского праздника «Ура! Каникулы!»
2.1 Роль художественного оформления в структуре праздника………30
2.2 Основные типы вещественного оформления детского праздника «Ура! Каникулы!»………………………………………………………………..39
2.3 Этапы работы над художественным оформлением праздника……49
Заключение……………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………………61
Приложение: сценарный план;
сценарии праздника;
афиши;
эскиз оформления сцены;
эскизы костюмов
C момента зарождения древнегреческого театра начинается история искусства сценографии. С этого момента начинается уже собственно театр, как самостоятельный вид художественного творчества, и начинается игровая сценография, как исторически первая система оформления его спектаклей.
Однако, если проблема уникальности
античной архитектуры, пластических искусств,
литературы (в том числе и драматической)
всесторонне и глубоко
Не ставилась, прежде всего,
потому, что уже сама позиция, с
которой все без исключения авторы
смотрели на греческую сценографию,
как бы заведомо снимали проблему
её уникальности. Эта позиция была
обусловлена общим
Сегодня задачи и роль искусства
художника в театральном
1.2 Сценография
как синоним декорационного
Следующая система - декорационная - утверждалась в европейском театре Нового времени. Ее главная функция - изображение места действия. По терминологии В.И. Берёзкина «она отвечала стадии «ствола», поднявшегося от корневой основы «древа» искусства оформления и набравшего свою художественную силу и мощь в результате четырехвекового развития стилей, принципов, форм, приемов и средств выразительности декорационно-изобразительного творчества» [6, 217].
В современном театре декорации
готовят с помощью
Принцип симультанной декорации
основан на открытом одновременном
показе всех мест действия спектакля.
Этот тип декорации активно
В площадном театре отразились жизнелюбие средневекового человека, его весёлая дерзость и жажда чуда – вера в победу добра и справедливости. И не случайно в 20 веке интерес к средневековому театру возрождается – привлекает его обращённость к массам, чёткое, присущее народному сознанию разграничение добра и зла, «вселенский» охват событий, склонность к притче, яркой «плакатной» метафоре. Позже поэтику этого народного зрелища используют в своих театральных постановках Мейерхольд, Брехт и др.
Так называемый вид декорационных
перспектив, изображавших (аналогично
картинам ренессансных живописцев) как
бы окружающий человека мир: площади
и города идеального города или идеальный
сельский пейзаж - родился в итальянском
придворном театре конца 15-16 вв. Автором
одной из первых таких декорационных
перспектив был великий зодчий Д.
Браманте. Создававшие их художники
являлись мастерами универсального
склада (одновременно и архитекторы,
и живописцы, и скульпторы) - Б. Перуцци,
Бастьяно де Сангалло, Б.Ланчи, наконец,
С.Серлио, который в трактате о
сцене сформулировал три
Один из распространённых видов декораций, разработанный в 17 – 19 в.в. – кулисная передвижная декорация, состоящая из кулис, расположенных на определённом расстоянии одна за другой от портала в глубь сцены. Кулисы выполнялись из различных материалов (тканевых или древесных) и различной конфигурации – элементы ландшафта, архитектуры и т.п. Определяющим в декорационном искусстве 17 века стал стиль барокко.
Одновременно существенно
расширились типы самих мест действия.
Действие переносилось в подводные
царства и в небесные сферы. Декорационные
картины выражали барочную идею бесконечности
и беспредельности мира, в котором
человек уже не мера всех вещей (как
это было в эпоху Ренессанса),
а лишь малая частица этого
мира. Другая черта декораций 17 в. –
их динамичность и изменчивость: на
сцене (и на «земле», и под «водой»,
и в «небесах») совершалось множество
самых фантастических, мифологических
метаморфоз, событий, превращений. Технически
мгновенные смены одних картин другими
производились сначала с
Живописная декорация широко использовалась в 18 веке. Расписывались красивые и сложные задники, на которых нередко изображались целые архитектурные ансамбли или элементы интерьера, т.е. создавался живописный фон спектакля.
В конце 18 начале 19
века с развитием
Объёмная декорация строится на применении объёмных деталей в системе плоских стенок. Пандусы, лестницы и другие объёмные элементы позволяют разнообразить планировку сценического пространства, менять в соответствии с конкретными требованиями глубину и ширину сценической коробки. Важную роль в построении объёмной декорации играет сценическая машинерия – вращающий круг, система штанкетов, фурки с механическим приводом – приспособления для передвижения на сцене частей декорационного оформления.
Пространственная декорация
близка к симультанной по
Конец 19 – начало 20 в. - особый период в развитии декорационного искусства мирового театра, когда лидирующее положение в нем заняли русские мастера. Пришедшие на сцену из изобразительного искусства, они – сначала в Москве (В.Васнецов, В.Поленов, М.Врубель, начинающие Коровин и Головин), затем в Петербурге, где было создано общество «Мир искусства» (А.Бенуа, М. Добужинский, Н. Рерих, Л. Бакст и др.), – обогатили театр высочайшей визуальной зрелищностью.
Одновременно мастерами круга «Мир искусства» были начаты сценические изыскания, связанные с возрождением – на основе современной пластической и театральной культуры (особенно – стилей символизм и модерн) – додекорационных способов оформления спектаклей: с одной стороны, игровых (балетные костюмы Л.Бакста, «танцующие» вместе с актерами, а в драматических экспериментах Вс. Мейерхольда – оформленные Н.Сапуновым, С.Судейкиным, К.Евсеевым, Ю.Бонди реквизиты для игры), с другой – персонажных (живописные панно Н.Сапунова и занавеси А.Головина в постановках того же Вс. Мейерхольда, выражавшие тему спектакля).
Обращение к сцене К.Малевича и сочиненные им эскизы для представления «Победа над солнцем» (1913) явились первым опытом нового вида сценического творчества 20 в. – «театр художника».
Сделанное открытие, что
декорация может многое объяснить
зрителю и тем самым избавить
актера от лишних забот, повлекло за собой
тенденцию возлагать на оформление
спектакля все большую
И вот уже К.С. Станиславский в тревоге пишет: «Было время, когда на сцене совсем не знали художника, а был только маляр-декоратор на годовом жалованье, писавший все, что понадобится. Это было плохое в художественном смысле время. Наконец, к общей радости, в театр вернулся художник. Первое время он, как скромный жилец, попавший в чужую квартиру, держался тихо, в стороне, но постепенно стал все больше и больше собирать власть в свои руки и дошел в некоторых театрах до явной роли инициатора спектакля, почти единоличного творца , и вытеснил собою актера с его законного в театре места» [49, 336].
Вполне возможно, что такое
положение создалось ввиду
Может быть даже, само режиссерское искусство было порождено потребностью в той руководящей силе, которая могла привести в равновесие все элементы большого и сложного произведения, которым становился спектакль.
Но для того, чтобы
определить права и место
Гордон Крэг и Станиславский,
Антуан и Мейерхольд, каждый по-своему
и в разных направлениях исследовали
возможности материальной обстановки
спектакля, роль живописно-цветовой гаммы,
архитектурных конструкций, объемов,
плоскостей и т.п. Понадобилось исчерпать
весь потенциал театрально-
И вот XX век становится веком великого открытия: главное в театре — сценическое действие, осуществляемое актерами, а все остальное существует лишь для него и настолько, насколько это ему необходимо.
1.3 «Действенная
сценография» как новая
Главным содержанием развития
искусства сценографии в
Существуют три основные типа оформления сценического действия, обусловленные его различным характером.
Информация о работе Сценография в структуре детского праздника