Шпаргалка по "Изобразительному искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

Если главной целью художественного образования является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их духовного мира, то к более частным целям относятся формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у дошкольников способностей восприятия искусства и потребности в общении с ним; накопление опыта полноценного художественного творчества, способствование развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы ИЗО.docx

— 158.05 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Основные функции изобразительного искусства в детском саду.

Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней  детей учат устанавливать взаимосвязи  в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить. почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности  использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного.Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.

Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у  них активизируется интерес к  общественной жизни,  видам деятельности человека, к ценностям, художественному  творчеству. У детей формируется  нравственнее сознание.

Эстетическая функция. Это учить  детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства  явление  с реальной действительностью

Этапы развития способностей в дошкольном возрасте. Роль обучения в развитии способностей.

Выделяют этапы развития способностей. 

1-й этап в развитии способностей  начинается с того момента,  как ребенок впервые взял в  руки материал для изображения.  В пед. литературе этот этап называется доизобразительный. Т.к ребенок еще не создает изображение предмета, у него нет желания и замысла что-либо изобразить.

1-я стадия – каракули, 2-я –  ритм, 3-я - ассоциации

На доизобразительном этапе важную роль играет ассоциативное мышление.

Дети путем нахождения ассоциаций, находят сходства между простейшими  формами и линиями с определенными  предметами.

Однако ассоциации ребенка не устойчивы, поэтому задача воспитателя –  напоминать детям о том сходстве, которое они установили.

Ассоциации помогают перейти к  работе по замыслу, когда дети целенаправленно  повторяют ту форму, которая у  них получилась случайно.

С появлением сознательного изображения  предметов начинается изобразительный  период в развитии способностей. Ребёнок  уже ставит цель, а потом рисует.

Деятельность приобретает творческий характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения.

Однако 1-ые изображения детей схематичны и просты, в них отсутствуют  некоторые детали и признаки. С  развитием мышления развивается  и характер изображения предметов. Дети способны передавать пропорции, форму, цвет и движение предметов.

В развитии способностей ребенок от обучения простому изображению предмета идет к передаче этого предмета во взаимодействии с другими, т.е от предметного изображения он переходит к сюжетному.

Флёрина развитие изо способностей описала схематично:

1.Форма  2.Цвет 3.Движение

Туловище дети дошк. возроста в профиль не изображают.

4.Композиция

Самой сложной задачей для ребенка  является передача движения в рисунке. Часто дети при изображении лица в профиль все равно изображают 2 глаза, 2 уха и т.д.

Легче передавать движение при лепке. Ребенок сначала лепит фигуру без движения, а потом загибает те части как того требует замысел.

Детские рисунки часто характеризуются  «прозрачностью», дети изображают конфету, телефон лежащий в кармане и т.д.

Та Методика обучения рисованию  в возрастных группах детского сада

Задачи и содержание обучения сюжетному рисунку

В процессе работы у детей развивается  воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируется работа обеих рук. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам  красоты; происходит развитие сенсорных  и мыслительных способностей детей, развивается планирующая мыслительная деятельность, развивается художественный вкус.

Важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста отводится  сюжетно-тематическому рисованию, т.к. содержание сюжетно-тематического  рисования является какой-либо сюжет  или пейзаж. Рисунки детей значительно  обогащаются за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку. Тематика сюжетного рисования в  старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например "Праздник". Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.

В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить  задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Самостоятельный  выбор сюжета учит их осмысливать  воспринимаемые явления, понимать связи  и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия.

Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребёнком, понимая  их причины, можно помочь дошкольнику  преодолеть многие трудности необходимости  в обучении грамотному рисунку. Однако следует помнить при этом о  его возможностях и мере необходимости  в обучении грамотному рисунку.

 дей изображать большими по размеру, раскрашивать в яркие тона.

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи  друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит  от понимания именно этой связи. Возможность  установления смысловых связей между  различными предметами и явлениями  развивается постепенно. Поэтому  сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее, чем в средней  группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями  сюжета, иначе трудности в изображении  незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи. Однако не следует ограничивать сюжетное рисование  изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок  должен уметь нарисовать главное  в сюжете, а все детали он выполняет  по своему желанию.

Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Они у маленького ребенка еще  слишком поверхностны; он, прежде всего, воспринимает то, что непосредственно  доступно зрению, осязанию, слуху, и  часто узнает предмет по некоторым  существенным деталям, запомнившимся  ему. Точно также ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. Выделить главное, понять отношения и связи  объектов сюжета - задачи довольно сложные  для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.

В сюжетном рисовании важно правильно  передать пропорциональные отношения  между предметами. Эта задача усложнена  тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в  их размерах, существующую между ними в жизни, но увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением  в пространстве. Для этого ребенок  должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую  связь между ними.

Решить задачу пространственного  отношения между предметами очень  сложно для дошкольника, так как  у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.

Очень трудным для дошкольников является изображение движущихся предметов (частей тела: рук, ног и т.д.). Некоторые  стороны действительности очень  трудно или невозможно передать средствами рисунка. В этих случаях ребенок  нередко прибегает к помощи звукоподражания, жестам и т.п. Каждый может наблюдать  картину, когда ребенок, рисуя паровоз, начинает гудеть, шипеть, пыхтеть. Этот факт можно объяснить стремлением  ребенка полнее передать сходство своего изображения с изображаемым предметом. Подобным же образом могут быть объяснены  и другие "неправильности" детского изображения. Нередко ребенок выражает в рисунке такие черты изображаемого, которые обычно зрительно не воспринимаются.

Одна из серьезных трудностей, с  которой встречается ребенок, заключается  в передаче пропорциональности отдельных  частей предмета и отношений предметов  в сложном много предметном рисунке.

Большие трудности представляет для  ребенка и передача перспективных  ощущений. Эти трудности зависят  от того, что дошкольники долгое время еще не понимают смысла перспективных  сокращений. Пространственное размещение предметов на плоскости листа  бумаги - то, чему ребенок должен обучаться.

Задачи обучения декоративному  рисованию в детском саду

Перед педагогом обучающим декорат рс-ю стоят след задачи:1.развивать чувство композиции в связи с построением узора на разл формах;2.развивать чувство цвета;3.раз-ть способность различать стили в декорат искусстве и исп-ть их отдельные элементы в своем творчестве,совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

Ср гр:1.развивать композиц умения в ритмичном расположении форм в узоре,на полоске,в квадрате,круге;2.развивать чувство цвета,умение красиво сочетать контрастные цвета;3.развивать умения в рисовании разл крупных и мелких форм,простых элементов узора;4.развивать технические навыки в пользовании кистью.

Подг гр:1.развивать чувство композиции,учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предметов;2.развивать чувство цвета;3.учить видеть особенности разных видов народной дек-ой росписи;4.сов-ть технические навыки рисования кп=расками и карандашом.

Значение лепки в развитии ребенка

во время лепки, у малыша развивается  мелкая моторика, но это далеко не все, потому что моторика напрямую связано  с речевой функцией у ребенка  и развиваются они параллельно, а значит делаем вывод, что лепка помогает развитию речи малыша.

Влияет она так же на силу и  подвижность пальчиков, на координацию  движений, что тоже является довольно весомым плюсом.

Ребенок учится концентрации, сосредоточенности, целеустремленности и усидчивости, что особенно важно для подвижных  и активных детей.

Благодаря лепке, малыш познает  формы и объемы, постигает фигуры, начинает сортировать предметы по схожести. Теперь он понимает, что снеговик - это  не просто какая-то непонятная фигура, а 3 шара, слепленные между собой.

Очень важно и то, что лепка  помогает развить у ребенка фантазию и воображение, которые, в свою очередь, учат ребенка мыслительным процессам.

В конце концов, посредством этого  нехитрого занятия, кроха, сам того не понимая, переносит свои чувства  и эмоции на объект его творения, что тоже немаловажно.

1.         Повышает  сенсорную чувствительность, то  есть способствует тонкому восприятию  формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

2.         Развивает  воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую  моторику;

3.         Синхронизирует  работу обеих рук;

4.         Формирует  умение планировать работу по  реализации замысла, предвидеть  результат и достигать его,  при необходимости вносить коррективы  в первоначальный замысел;

5.         Развивает  творчество ребенка. 

Выразительные средства лепки

Пластичность - такое свойство твердых  тел, которое дает возможность при  посредстве давления давать им ту или  другую форму, сохраняемую ими более  или менее продолжительное, иногда даже неопределенно долгое время. К  числу пластичных тел относятся  глина, воск, вар и некоторые другие жиры и смолы

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику  овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке  является сложной задачей, требующей  длительного обучения. В лепке  решение этой задачи облегчается. Ребенок  сначала лепит предмет в статичном  положении, а затем сгибает его  части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений  предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе  и дальше от центра композиции. Вопросы  перспективы в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения  в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые  будут впоследствии применяться  в детских играх.

Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она  легко поддается воздействию  руки даже 2—3-летнего ребенка. Просушенные  глиняные работы могут храниться  длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне  групповых занятий.

Материалы и оборудование для лепки

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для  ребенка большую сложность, и  это заставляет воспитателя с  особой ответственностью подходить  к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.

Обычно в детском саду используют глину и пластилин. Глина - наиболее ценный материал, имеющий нейтральные  и удобные для работы цвета. Она  может быть грунтовой коричневого, белого, серого цвета с зеленым  и голубым оттенками. Можно использовать специально подготовленную цветную  керамическую глину, которая пригодна для обжига в муфельной печи. Глина  приятна в работе. Большой кусок  ее создает хорошую основу для  интересной лепки. Хранить глину лучше в пластмассовом сосуде, так как в металлическом она покрывается ржавчиной. Чтобы глина всегда была пригодна для работы, ее необходимо держать в прохладном, сыром помещении под влажной тряпкой.

Информация о работе Шпаргалка по "Изобразительному искусству"