Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:47, шпаргалка
Если главной целью художественного образования является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их духовного мира, то к более частным целям относятся формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у дошкольников способностей восприятия искусства и потребности в общении с ним; накопление опыта полноценного художественного творчества, способствование развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.
Анализ развивающего занятия
Педагогический анализ — целенаправленное
изучение занятия в целом, его
объективная оценка, выявление причин,
определивших его уровень, результат
и последующая выработка на этой
основе рекомендации по совершенствованию
работы педагога.Исходя из данного определения
следует, что методика его проведения,
с одной стороны, должна, способствовать
раскрытию сущности занятий как особой
формы обучения в детском саду, а с другой
стороны, должна позволять осуществлять
анализ на теоретическом уровне, характеризующемся
выделением функциональных связей структурных
элементов занятия. Педагогический анализ
проводится с целью определения эффективности
образовательного процесса. Установление
причин и факторов, определяющих качество
педагогической деятельности, возможно
лишь на основе системного подхода.Системный
подход к педагогическому анализу заключается
в том, что объект изучается через призму
функциональных связей структурных элементов
занятия, которые обусловливают целостность
объекта, его развивающую направленность.Под
структурными элементами понимается:
- характеристика занятия
- включает в себя раздел образовательной
программы, вид занятия, тему занятия,
форму проведения занятия, части занятия,
временные рамки, конспект, модель или
план проведения;-
цель, задачи занятия — элементы, объединяющие
в единое, целостное образование деятельность
педагога, деятельность детей, условия,
так как нельзя оценить деятельность воспитателя
и детей вне тех целей, задач, ради которых
оно совершается;-
условия (материальные, санитарно-гигиенические,
организационно-педагогические)
Методика проведения педагогического анализа предполагает.
1. Сбор информации. Изучение
модели или конспекта занятия,
с целью определения вида, формы,
темы занятия; изучения цели
и образовательных задач;
2. Характеристика элементов
занятия и связей между ними.
Оценка каждого элемента
3. Формирование выводов
и рекомендаций. Определение эффективности
проведения занятия в
4. Заполнение карты
или схемы анализа занятия.
Письменная фиксация анализа
занятия (карта, опорная схема
и т.д.) позволит проследить
Формы проведения анализа могут быть различными:
§ воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного придумал ребенок;
§ одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;
§ ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом, оценивает его;
§ дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.
Особенности ИЗО д-ти детей вне занятия
Самост-ая худ-ая деят-ть – это деят-ть вне занятий, которая возникает по инициативе ребёнка. В ней выявляются интересы и склонности детей. Эта деят-ть способна также объединять детей по интересам.
Самост-ой худ-ой деят-тью дети должны заниматься не только в помещении, но и на улице.
В связи с этим в д\с
должны быть мольберты,
Зимой дети должны заниматься
конструированием из снега.
Осенью дети могут
Самост-ой деят-ти детей должно быть отведено место и время в режиме дня. Специфика рук-ва самост-ой деят-тью такова:
1. Обучение на занятиях и
2. Ознакомление детей с окр-им миром и форм-ие ярких впечатлений, в том числе и худож-ых, от восприятия произв-ий искусства, предметов нар-го творч-ва, праздников и развлечений.
3. Работа с семьёй с целью
создания благоприятных
4. Создание материальной среды,
стимулирующей и
Самост-ая худож-ая деят-ть - индивидуальная (если дети не усвоили знания о новых произведениях, а также с замкнутыми, застенчивыми, с рассеянным вниманием. Работа с одарёнными детьми, проявляющими устойчивый интерес к произведениям изобразительной деятельности); фронтальная (подготовка к праздниками и т.п.); подгрупповая (работа подгруппами на прогулке и т.п.)
В настоящее время широко распространены такие формы работы, как кружковая, студийная и пр.
Подготовка к занятию
Если ребята сидят за четырехместными столами, необходимо несколько экземпляров натуры поставить в двух или трех местах, чтобы все видели ее перед собой.
Воспитатель должен продумать место, где он будет находиться во время объяснения. Не следует стоять на фоне окна или лампы, так как свет, падающий в глаза детям, будет мешать им ясно видеть.
Комната перед занятием должна быть хорошо проветрена, тогда дети не будут быстро утомляться.
Подготовка к занятию
При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми — наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т. п.
Накануне занятия воспитатель готовит необходимый материал для работы: замешивается глина, подготавливается бумага, вырезываются геометрические формы, точатся карандаши, проверяется состояние кистей и другого оборудования. Некоторые материалы готовятся в день занятия — клейстер для наклеивания форм, краска.
В групповой комнате перед
В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на стол карандаши, кисти, доски для лепки, тряпочки и т. п. Такая помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию.
В средней и старшей группах воспитатель выставляет необходимый материал на отдельном столике, и дети четырех лет самостоятельно берут каждый для себя, а в группе, где дети пяти лет, это выполняют дежурные.
Часть материала не следует выставлять сразу, чтобы не загромождать столы и не отвлекать внимание ребят.
Одной из главных задач воспитателя является создание творческой атмосферы и сохранение у детей до конца занятия интереса к работе. Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание к заданию. Таким эмоциональным моментом может быть рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа и т. п. В младших группах занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого ее видят все дети.
В старших группах занятие можно начать с беседы, в процессе которой будут заданы, например, такие вопросы: что вы видели по пути домой? Где были вчера? Что читали? И т. д
Иногда занятие организуется как коллективное выполнение задания. Такая форма работы возможна во всех возрастных группах. Например, во второй младшей группе дети выполняют рисунки на тему «Дом». Затем работы вывешиваются в ряд — получается улица. В средней и старшей группах каждый ребенок выполняет, например, узор на бумаге определенной формы и цвета, а затем работы объединяются в общий «ковер».
Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, настало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобрительной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее мы их посмотрим».
Перед обедом или после дневного сна работы детей вывешивают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, так как у детей пропадет интерес к результатам своего труда.
Задачи и функции
Задачи изобразительного искусства
Программные задачи по ознакомлению детей с живописью
Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы:
Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.
Вторая группа – изобразительно-
Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».
Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.
Усложнение задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством.
2 младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Начинают
знакомить с книжной При рассматривании педагог обращает
внимание на знакомые изображения предметов,
людей, природные явления, учит таким
образом всматриваться в |
Учат понимать содержание произведения, рассказывать о нём, сравнивать действия изображённых персонажей с реальными, замечать детали. При этом воспитатель обращает внимание детей и на выразительные средства, использованные художником – цвет, форму. Детей учат всматриваться в картину, внимательно слушать рассказать по картине, смотреть и видеть, соотносить изображённые предметы с реальными, выделять главное в содержании произведения. |
Обучают детей пониманию содержательной
и выразительной стороны У детей развивают интерес, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность. |
Дети могут определять личностное
избирательное отношение к У них формируют понятия « Детей побуждают к самостоятельному
рассматриванию картин, учат различать
специфику и своеобразие |
Информация о работе Шпаргалка по "Изобразительному искусству"