.Влияние промышленного переворота на дальнейшее развитие германской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения данной темы, на мой взгляд, обусловлена спецификой промышленного переворота в Германии.
Германия, Россия и Япония вступили на путь индустриализации позже Англии. Общей причиной этого являлся длительное время сохранявшийся феодальный режим, обусловивший экономическую отсталость. Его разрушение происходило постепенно, путем реформ, проводившихся государством. Правительства этих стран пытались преодолеть экономическую отсталость, взяв на себя функции, которые в Англии, Франции, США выполняла буржуазия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
1. Экономическое развитие Германии в первой половине XIX в. Предпосылки промышленного переворота………………………………….....4
2.Особенности промышленного переворота в Германии……………...11
3.Влияние промышленного переворота на дальнейшее развитие германской экономики………………………………………………………....16
Заключение……………………………………………………………….23
Список используемой литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Германия.docx

— 49.95 Кб (Скачать файл)

Прусский таможенный закон 1818 г. уничтожил внутренние границы  между отдельными провинциями, входившими в ее состав, отменил всякие запреты  и ограничения во внутренней торговле. Закон впервые создал в Германии крупную хозяйственную область, занимавшую площадь в 5 тыс. кв. км с  населением 10,5 млн. человек.9

Другой серьезной  преградой являлось отсутствие удобных  и развитых путей сообщения. Но их создание имело смысл только после ликвидации ограничений для свободного перемещения грузов и пассажиров. Не случайно первая железная дорога была открыта в 1835 г. (через два года после заключения таможенного союза). Важную роль в ускорении промышленного переворота в Германии сыграло строительство железных дорог. В 1848 г. протяженность прусских железнодорожных линий составляла 2363 км. Первый немецкий локомотив был построен в 1838 г. под Дрезденом. По протяженности железных дорог Германия к середине XIX в. занимала одно из первых мест в мире. На ее территории находилось 16% тогдашней мировой сети.

 В 1848 г.  протяженность прусских железнодорожных  линий составляла 2363 км. По протяженности железных дорог Германия к середине XIX в. занимала одно из первых мест в мире. На ее территории находилось 16% тогдашней мировой сети.

Быстрыми темпами  строились шоссейные дороги. Успешно  шло развитие водного транспорта. В 1831 г. немецкие государства заключили  Рейнскую судоходную конвенцию, освободившую судоходство по Рейну от цеховых  ограничений.

В 1816–1823 гг. на реках Германии появились первые пароходы, но экономическое значение они приобрели только с началом  массовых перевозок.

Таким образом, можно сделать общий вывод  о том, что к середине XIX века в Германии сложились предпосылки для прохождения стадии промышленного переворота и дальнейшей индустриализации экономики страны.

 

    1. Особенности промышленного переворота в Германии.

 

Как было сказано  выше, к 30-м годам XIX века сложились все предпосылки для промышленного переворота в Германии.

Тем не менее, необходимо отметить, что ходу промышленного переворота в этой стране присущ ряд специфических особенностей.

Начало промышленного  переворота можно отнести к 30-м  годам XIX века, но в это время он затронул лишь текстильную промышленность и лишь в некоторых из германских государств.10

           Традиционно промышленный переворот охватил текстильную промышленность. В Саксонии развивалось хлопчатобумажное производство, в Силезии — льнопрядение. На Лейпцигских ярмарках широко были представлены изделия из шелка. Текстильное производство все более становилось на машинную основу. Так, в 1846 г. в областях Таможенного союза насчитывалось более 310 прядилен и 750 тыс. механических веретен. Хлопчатобумажное производство развивалось преимущественно в Саксонии и первоначально сводилось к переработке английской готовой пряжи. Ткацкое производство оставалось в руках кустарей, т.е. ремесленников или надомников «домашней промышленности» (рассеянной мануфактуры). В Силезии стало развиваться льнопрядильное производство на машинной основе. В 1839 г. на территории Пруссии было 11 фабрик, занимавшихся изготовлением льняной пряжи. Вследствие этого кустарное и мануфактурное производство оказалось в тяжелом положении.

 

 Особенно заметные изменения произошли в тяжелой промышленности. Появление паровых машин вызвало увеличение спроса на уголь. Более чем вдвое возросла его добыча(с 1,2 млн до 3,1 млн т.), в остальных отраслях крупной промышленности – в 12 раз(с 50 тыс. до 600 тыс.), а количество рабочих, занятых на шахтах, — даже в четыре раза(с 25 тыс. до 100 тыс.). Рост числа рабочих в других отраслях тяжелой промышленности за первую половину XIX века был еще более значительным почти в 12 раз. Наибольшее развитие получил Рейнско-Вестфальский промышленный район, где были сосредоточены около 200 домен и одна четвертая часть всех рабочих Германии.11

Большое значение придавалось железнодорожному строительству. Первая железная дорога, связавшая  Нюрнберг и Фюрт в 1835 г., имела длину 12 км. Но уже в конце 40-х гг. длина железнодорожного полотна достигла 2,5 тыс. км. Правда, собственные паровозостроительные заводы пока не поспевали за растущим спросом. И в начале 40-х гг. в стране использовали лишь чуть более 15% паровозов собственного производства . Их изготовляли на заводах Борзига в Берлине, а также в Хемнице и Касселе.

Промышленный  переворот в Германии, ее индустриализация, то есть создание фабрично-заводской промышленности, имели свои особенности. 
Первая особенность заключалось в том, что если в других странах переворот начинался с легкой промышленности, то в Германии в годы переворота развивались главным образом тяжелая промышленность, а легкая отставала. За период с 1850 по 1870 г. промышленное производство Германии выросло на 49%, но добыча каменного угля — в 5 раз, а выплавка чугуна — в 7 раз. Хотя переворот в текстильной промышленности начался в 30-х годах, но и в 1870 г. в этой отрасли еще господствовала рассеянная мануфактура. 12

Чем объяснялся этот опережающий рост тяжелой промышленности? Тем, что главными стимулами развития промышленности в Германии были строительство  железных дорог и военные потребности. 
В середине XIX века в Германии началось ускоренное строительство железных дорог, причем строило эти дороги в основном государство, а не частные предприниматели. Строительство железных дорог имело не только экономические, но и стратегические цели.

Германия, как  отмечалось, к этому времени оказалась  в стороне от мировых торговых путей.

Но железные дороги изменили эту ситуацию: Германия, занимающая центральное положение  в Европе, оказалась в центре европейской  железнодорожной сети. Соседним государствам стало выгодно перевозить товары через ее территорию. И Германия вновь оказалась в центре европейской  торговли.

Строительство железных дорог к тому же сближало отдельные германские государства, способствовало развитию торговли между  ними и ускоряло их объединение.

Более того, строительство  железных дорог создавало огромный спрос на металл, уголь, паровозы, вагоны, то есть стимулировало развитие главных отраслей тяжелой промышленности — металлургической, угольной, машиностроительной.

Стимулом развития тяжелой промышленности были и военные устремления Пруссии. Пруссия стремилась объединить Германию, т. е. присоединить остальные германские государства. Для этого была нужна передовая военная техника. Поэтому ведущее место в прусской промышленности заняли военные предприятия, на первое место среди которых выдвинулись артиллерийские заводы Круппа. В деревне еще господствовали феодалы, в текстильной промышленности преобладали ручные станки, а у Круппа изготовлением пушек занимались 7 тыс. рабочих.13 Его заводы занимали первое место среди военных заводов мира. Все страны заказывали себе пушки у Круппа.

Второй особенностью индустриализации Германии было то обстоятельство, что Германия была страной молодого капитализма. Германские заводы строились  на полвека позже английских и, естественно, оборудовались новейшей по тому времени техникой, приобретенной в Англии. Техническое же оснащение английских заводов к этому времени уже морально устарело. Но обновить его было сложно, так как сначала нужно было избавиться от старого оборудования.

Впрочем, у  немцев было немало и своих изобретений. Здесь, например, открыли методы производства анилиновых красок(1856 г.), изобрели динамо-машину(Э.В.Сименс, 1867 г.), а в результате этих открытий химическая и электротехническая промышленность Германии быстро вышли на первое место в мире.

Итак, по техническому уровню своей промышленности Германия вырвалась вперед, причем этому теперь способствовала и иностранная конкуренция. Если на начальном этапе развития капитализма иностранная конкуренция  заглушала промышленность, то, когда  промышленный переворот вступил  в полную силу, та же иностранная  конкуренция делала доброе дело. Она  позволяла выживать только передовым, наиболее совершенным предприятиям.

И немецкие заводы строились на базе новейшей техники: они должны были выпускать продукцию  лучше и дешевле, чем в Англии.

Третья особенность  индустриализации Германии определялась тем, что значительная часть необходимых  для развития промышленности капиталов  находилась не у буржуазии, а у  помещиков. Чтобы мобилизовать эти  капиталы для развития промышленности, в Германии развертывается усиленное  акционерное предпринимательство (грюндерство). Новые промышленные фирмы и банки  создавались как акционерные, и, продавая акции юнкерам, получали их капиталы. Но в результате оказалось, что юнкеры заняли сильные позиции не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности.

По объему промышленного производства Германия занимала 3-е место в мире. Впереди  оставались Англия и США. В соответствии с ростом промышленности изменилась и внешняя торговля. Если за первую половину XIX в. внешняя торговля выросла в два раза, то за 50—60-е гг. — в три раза. Если в первой половине столетия Германия вывозила в основном сельскохозяйственную продукцию и сырье, то теперь в вывозе преобладала промышленная продукция — уголь, машины, ткани.14 И напротив, если раньше ввозились в основном промышленные товары, то теперь — сырье и сельскохозяйственная продукция.

Итак, Германия представляет еще один вариант развития капитализма. В отличие от Англии, где базой послужила эксплуатация колоний и «огораживание», в Германии толчком к развитию капитализма  стала реформа по освобождению крестьян, которая обезземелила их, ограбила и обеспечила сильные позиции  помещиков-юнкеров в новом буржуазном обществе. Нужно отметить, что большую  роль в хозяйстве Германии играло государство. Государство строило  железные дороги, с помощью государства  создавалась в Пруссии военная  промышленность.

 

 

    1. Влияние промышленного переворота на дальнейшее развитие Германской экономики.

 

К началу 70-х  гг. Германия вступила в период нового, довольно мощного экономического подъема. Коренной перелом особенно проявился  в основных технико-экономических  показателях. Промышленность оснащалась новой техникой и энергетически  перевооружалась. Значительно возросли объемы выпускаемой продукции, особенно в отраслях тяжелой промышленности. Вместо пудлингования нашли применение более производительные томасовский  и мартеновский методы выплавки металла. Производительность труда превышала  соответствующие показатели во Франции и Англии. Расширились объемы внешней торговли.

Ведущую роль в этом сыграли победа во франко-прусской войне (1870—1871) и политическое объединение  страны в единую Германскую империю (1871).

Так, победа над  Францией принесла победительнице огромную контрибуцию в 5 млрд. франков, направленную на оснащение немецкого производства.15

Кроме того, Германия заполучила богатые французские  провинции — Эльзас и Лотарингию — и железные руды из Франции  существенно пополнили германскую угольно-металлургическую базу Рейнского  и Саарского бассейнов. Это вывело тяжелую промышленность Германии, особенно металлургию, металлообработку, машиностроение, на ведущие позиции в стране. Присовокупив довольно развитую хлопчатобумажную промышленность захваченных французских провинций, Германия удвоила выпуск ситценабивной  продукции.

В свою очередь, образование единой Германской империи  разрешало ряд важнейших проблем, ранее тормозивших ход капиталистического развития. Так, был создан единый государственный  аппарат управления. Благодаря снятию внутренних таможенных барьеров был  получен выход на общегерманский рынок. Установлено единое торговое законодательство. В 70-е гг. вводятся единая денежная система, системы мер  и весов, общегерманское железнодорожное  и почтовое право. Гражданам Германской империи декретировались гарантия частной собственности, свобода  промысла и договорного соглашения.

В 1879 г. в стране была введена протекционистская политика, поощрявшая и поддерживавшая развитие отечественной индустрии повышением пошлин на импортную продукцию. По-прежнему государственной поддержкой широко пользовалось железнодорожное строительство. Многие железные дороги были национализированы.

С завершением  в конце 70-х гг. промышленного  переворота рост производства особенно усилился. Немецкая индустрия опиралась  на новейшие технические изобретения: создание электромотора, двигателя  внутреннего сгорания, паровой турбины, передачу электроэнергии на расстояние и пр. На предприятия страны поступала  масса наемных работников. Источником ее пополнения был как самый высокий  среди ведущих стран уровень  рождаемости, так и поток разорившихся ремесленников и крестьян.

Ускорились  темпы железнодорожного строительства. За первое пятилетие 70-х гг. было построено  железных дорог больше, чем за предыдущее десятилетие.

За 1870—1910 гг. протяженность железных дорог выросла  более чем в 33 раза и составила  около 60 тыс. км. Фактически в 70-е гг. завершилось создание системы ширококолейных железных дорог. Теперь осуществлялось подведение железных дорог к каждому  городу или заводу.16

На столь  крупное железнодорожное строительство  были направлены капиталы из разных источников: это и собственные денежные средства акционерных обществ, и иностранные, особенно английские инвестиции, а  также контрибуция, полученная от Франции.

Масштабное  железнодорожное строительство  способствовало подлинному расцвету германской индустрии.

Особенно мощным толчком для развития технической  базы производства, машиностроения и  транспорта в конце XIX — начале XX вв. послужило использование двигателей внутреннего сгорания и электроэнергии. Продукция металлургии и машиностроения стала основой германского экспорта. В частности, по экспорту машин Германия вышла на первое место в мире.

В конце XIX в. получили мощное развитие новые отрасли, особенно электротехническая, алюминиевая, химическая. Нехватка сырья несколько сдерживала развитие легкой и пищевой промышленности.

Информация о работе .Влияние промышленного переворота на дальнейшее развитие германской экономики