Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:54, реферат
Сборник законов шестого царя Первой Вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) был найден в 1901 году Французской археологической экспедицией под руководством Ж.де-Моргана при раскопках на месте, где в древности находились Сузы - столица Эламского царства, восточного соседа Вавилонии.
§135. Если человек будет уведен в плен, и в его доме нет (средств для) пропитания, а поэтому его жена войдет в дом другого и родит детей, (а) потом ее муж вернется и достигнет своей общины, (то) эта женщина должна вернуться к своему (первому) супругу: дети следуют за их отцами.
§136. Если человек бросит свою общину и убежит (и) после этого его жена войдет в дом другого, (то) если этот человек вернется и (захочет) взять свою жену, так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу.
§137. Если человек вознамерится покинуть наложницу, родившую ему детей, или бесплодную (женщину), давшую ему иметь детей25, (то) должно вернуть этой женщине ее приданое, а также дать ей отрезок поля, сада и (движимого) имущества, чтобы она могла вырастить своих детей. Когда она вырастит детей, должно выдать ей из всего данного ее детям долю, подобную (доле) одного (сына) - наследника, и затем ее может взять замуж любимый ею муж.
§138. Если человек покидает свою (первую) супругу, не родившую ему детей, (то) он должен отдать ей серебро (в сумме) ее выкупа, а также восполнить ей приданое, принесенное ею из дома ее отца, и может покинуть ее.
§139. Если выкупа не было, (то) он должен дать ей в качестве разводной платы 1 мину серебра.
§140. Если он мушкенум, он должен дать ей 1/3 мины серебра.
§141. Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, (то) ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее,— он может покинуть ее, он может (в) ее в путь не давать ей ни какой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, (то) муж ее может взять (замуж) другую женщину, (а) та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня.
§142. Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему: "Не касайся меня", (то) должно исследовать ее дело среди ее соседей. Если она целомудренна и беспорочна, а ее муж ходит (из дома) и очень позорит ее, (то) эта женщина невиновна; она может взять свое приданое и уйти в дом своего отца.
§143. Если она не целомудренна и ходит (из дома), разоряет свой дом, позорит своего мужа, (то) эту женщину должно бросить в воду.
§144. Если человек возьмет (замуж) бесплодную (женщину), эта - бесплодная женщина даст своему мужу рабыню и создаст (таким образом) детей, (а) этот человек вознамерится взять (себе) наложницу, (то того) не должно позволять этому человеку, он не может взять наложницу.
§145. Если человек возьмет (замуж) бесплодную (женщину), она не даст ему иметь детей, и он вознамерится взять (ее) наложницу, (то) этот человек может взять себе наложницу (и) ввести ее в свой дом, эта наложница не должна равняться с бесплодной (женой).
§146. Если человек возьмет (замуж) бесплодную (женщину), она даст своему мужу рабыню, и та родит детей, а потом эта рабыня станет равнять себя со своею госпожою, (то) так как она родила детей, ее госпожа не может отдать ее за серебро; она может наложить на нее знак рабства и причислить к (остальным) рабыням.
§147. Если она не родила детей, ее госпожа может отдать ее за серебро.
§148. Если человек возьмет (себе) жену и ее постигнет проказа (?), (а) он вознамерится взять (себе) другую, (то) он может взять; покидать жену, которую постигла проказа, он не должен; она может жить в доме, который он построит, и он должен содержать ее, пока она жива.
§149. Если эта женщина не согласится жить в доме своего мужа, (то) он должен восполнить ей приданое, принесенное ею из дома ее отца, и она может уйти.
§150. Если человек подарит своей жене поле, сад, дом и (или?) (движимое) имущество и выдаст ей документ с печатью, (то) после (смерти) ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего (по суду); мать может отдать то, что (будет) после нее своему сыну, которого любит; брату она не должна отдавать.
§151. Если женщина, которая живет в доме человека, для того, чтобы заимодавцы ее мужа не задержали ее, обяжет своего мужа договором и заставит его выдать ей документ (относительно этого, то), если этот человек имел на себе долг до взятия (замуж) этой женщины, его заимодавцы не могут задержать его жену. Также, если эта женщина имела на себе долг до своего вступления в дом мужа, ее заимодавцы не могут задержать ее мужа.
§152. Если у них образуется долг по вступлении этой женщины в дом человечка, (то) они совместно отвечают (перед) тамкаром.
§153. Если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины, (то) эту женщину должно посадить на кол.
§154. Если человек познает свою дочь, (то) этого человека должно изгнать из общины.
§155. Если человек сосватает невестку своему сыну и его сын познает ее, а потом он сам возляжет на ее лоно и будет схвачен, (то) этого человека должно связать и бросить его в воду.
§156. Если человек сосватает невестку своему сыну, и его сын не познает ее, а он сам возляжет на ее лоно, (то) он должен отвесить ей 1/2 мины серебра и восполнить ей все принесенное ею из дома ее отца, и затем ее может взять (замуж) любимый ею муж.
§157. Если человек после (смерти) своего отца возляжет на лоно своей матери, (то) должно сжечь их обоих.
§158. Если человек после (смерти) своего отца будет захвачен на лоне своей мачехи (?), родившей детей, то этого человека должно извергнуть из отцовского (?) дома26.
§159. Если человек, который принес брачный дар в дом своего тестя, отдал выкуп, обратит свой взор на другую женщину и скажет своему, тестю: "Я не возьму твоей дочери", (то) отец девушки может забрать все, что было принесено ему.
§160. Если человек принесет в дом тестя брачный дар (и) отдаст выкуп, а затем отец девушки скажет: "Я не отдам тебе своей дочери", (то) он должен вернуть вдвойне все, что было принесено ему.
§161. Если человек принесет в дом своего тестя брачный дар, отдаст выкуп, а затем его друг оклевещет его, (и) тесть скажет господину жены: "Ты не возьмешь моей дочери", (то) он должен вернуть все, что было принесено ему, в двойном размере; а его жену его друг не может взять (замуж).
§162. Если человек возьмет (себе) жену, она родит ему детей, а затем эта женщина уйдет к судьбе, (то) ее отец не может предъявлять претензии из-за ее приданого; ее приданое (принадлежит) только ее детям.
§163. Если, человек возьмет (себе) жену, и она не даст ему иметь детей, (а затем) эта женщина уйдет к судьбе, (то) если его тесть вернет ему выкуп, который этот человек принес в дом своего тестя, ее муж не может предъявлять претензии из-за приданого этой женщины - ее приданое (принадлежит) только дому ее отца.
§164. Если тесть не вернет ему выкупа, (то) он должен вычесть из ее приданого, сколько было ее выкупа, и вернуть ее приданое в дом отца ее.
§165. Если человек подарит своему наследнику, приятному в его глазах, поле, сад и (или) дом, (и) напишет ему (документ) с печатью, (то) после того, как отец уйдет к судьбе, когда братья станут делиться, он должен взять подарок, данный ему отцом, и, сверх того, они должны разделить между собою достояние отцовского дома поровну.
§166. Если человек возьмет жен для сыновей, которых он имеет, (а) для своего меньшего сына не возьмет жены. (то) после того, как отец уйдет к судьбе, когда братья станут делиться, из достояния отцовского дома они должны установить меньшему брату, не взявшему (еще) жены, кроме его доли, серебро (на брачный) выкуп, и дать ему взять жену.
§167. Если человек возьмет (себе) жену, и она родит ему детей, (а затем) эта женщина уйдет к судьбе (и) после (смерти) ее он возьмет (себе) другую женщину, и она (так же) родит детей, (то) потом, когда (отец уйдет к судьбе, дети не должны делиться по матерям; они должны взять приданое своих матерей и разделить достояние отцовского дома поровну.
§168. Если человек вознамерится изгнать своего сына (и) скажет судьям: "Я изгоняю моего сына", (то) судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, (достаточного) для лишения его наследства, (то) отец поможет лишить его наследства.
§169. Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, (достаточный) для лишения его наследства, они должны на первый раз простить его; если (же) он совершил тяжкий грех во второй раз, (то) отец может лишить своего сына наследства.
§170. Если человеку его супруга родит детей и его рабыня также родит ему детей, (и)отец при своей жизни скажет детям, которых родила ему рабыня: "Мои дети", причислит их к детям супруги, (то) после того, как отец уйдет к судьбе, дети супруги и дети рабыни должны делить между собой достояние отцовского дома поровну; наследник, сын супруги, при разделе должен выбрать и взять (свою часть первым).
§171. А если отец при своей жизни не скажет детям, которых родила ему рабыня: "Мои дети", (то) после того, как отец уйдет к судьбе, дети рабыни не могут делить с детьми супруги достояние отцовского дома. Рабыня и ее дети должны быть отпущены на свободу, дети супруги не могут предъявлять к детям рабыни претензии об (обращении в) рабство. Супруга получит свое приданое и вдовью долю, которую ей дал (и) отписал ей посредством документа ее муж, и будет жить в жилище своего мужа и пользоваться (всем этим), пока жива. (но) не может отдавать за серебро; что (станется) после нее, (принадлежит) только ее детям.
§172. Если ее муж не дал ей вдовьей доли, (то) должно восполнить ей ее приданое, и она должна получить из достояния дома своего мужа долю, подобную (доле) одного наследника. Если ее дети станут притеснять ее, чтобы выгнать ее из дома, (то) судьи должны исследовать ее дело и наказать ее детей; эта женщина не должна уходить из дома своего мужа. Если эта женщина вознамерится уйти, (то) она должна оставить своим детям вдовью долю, которую далей муж, (а себе) взять приданое своего отцовского дома, и ее может взять любимый ею муж.
§173. Если эта женщина (там), куда войдет, родит детей своему второму мужу, а потом эта женщина умрет, (то) ее приданое мети от первого и второго мужа должны разделить (между собою).
§174. Если она не родит детей своему второму мужу, (то) ее приданое должны получить только дети ее (первого) супруга.
§175. Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет (замуж) дочь человека и она родит детей, (то) господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека27 об (обращении их), в рабство.
§176. А если раб дворца или раб мушкенума возьмет (замуж) дочь человека, и она, когда он брал ее (замуж), вошла в дом раба дворца или раба мушкенума с приданым (из) своего отцовского дома, и впоследствии после того, как они поселятся вместе, создадут дом (и) приобретут (движимое) имущество, впоследствии либо раб дворца, либо раб мушкенума уйдет к судьбе, (то) дочь человека должна получить свое приданое, а все, что муж ее и она сама приобрели с тех пор, как поселились вместе, должно разделить на две части, и половину должен получить господин раба, половину дочь человека для своих детей.
§177. Если вдова, имеющая малолетних детей, вознамерится войти в дом другого, (то) она не может войти без (ведома) судей. Когда она входит в дом другого, судьи должны исследовать дело дома ее первого мужа и должны поручить дом ее первого мужа ее второму мужу и этой женщине, и взять с них документ. Они должны хранить дом, а также воспитывать малолетних (детей и) не могут отдавать утвари за серебро. Покупатель, который купит утварь детей вдовы, теряет свое серебро, (их) достояние должно вернуться его хозяевам.
§178. Если божьей сестре, божьей жене или храмовой блуднице, которой ее отец дал приданое и написал документ, он не запишет в написанном для нее документе, что она может отдать то, что (останется) после нее, куда захочет, не предоставит ей свободного распоряжения, (то) после того, как отец, уйдет к судьбе, ее братья получают ее поле и сад и должны давать ей, сообразно с размером ее доли, выдачу хлебом, маслом и шерстью и (этим) удовлетворить ее. Если ее братья не станут давать ей, сообразно с размером ее доли выдачи хлебом, маслом и шерстью и (этим) удовлетворять ее, то она может передать свое поле. и сад подходящему для нее земледельцу, и ее земледелец должен содержать ее. Она может пользоваться полем, садом и всем, что дал ей ее отец, пока жива; отдавать (их) за серебро (и) уплачивать (ими) другому она не может; ее наследственная доля (принадлежит) только ее братьям.
§179. Если божьей сестре, божьей жене или храмовой блуднице, которой ее отец дал приданое и написал документ с печатью, он запишет в написанном для нее документе, что она может отдать то, что (останется) после нее, куда захочет, предоставит ей свободное распоряжение, (то) после того, как отец уйдет к судьбе, она может отдать, что (останется) после нее, куда захочет, ее братья не могут (ничего) требовать с нее (по суду).
§180. Если отец не даст своей дочери - божьей жене, (живущей в) обители, или храмовой блуднице приданого, (то) после того, как отец уйдет к судьбе, она получает из достояния отцовского дома долю, подобную (доле) одного наследника, и может пользоваться (ею), пока жива. То, что (останется) после нее, (принадлежит) только ее братьям.
§181. Если отец посвятит богу божью жену, храмовую блудницу или храмовую деву и не даст ей приданого, (то) после того, как отец уйдет к судьбе, она получает из достояния отцовского дома 1/3 своей наследственной доли, и может пользоваться ею, пока жива; то, что (останется) после нее, (принадлежит) только ее братьям.
§182. Если отец не даст приданого своей дочери - божьей жене Мардука Вавилонского, не напишет ей (документа) с печатью, (то) после того, как отец уйдет к судьбе, она получает (при разделе) с братьями из достояния отцовского дома 1/3 своей наследственной доли; повинности она не должна нести; то, что (останется) после нее, божья жена Мардука может отдать куда захочет.
§183. Если отец даст своей дочери от наложницы приданое, отдаст ее мужу и напишет ей (документ с) печатью, (то) после того как отец уйдет к судьбе, она не получит доли в достоянии отцовского дома.
§184. Если отец не даст своей дочери (от) наложницы приданого (и) не отдаст ее мужу, (то) после того, как отец уйдет к судьбе, ее братья должны дать ей приданое, сообразно с возможностями отцовского дома, и отдать ее мужу.