Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:48, доклад
Краеведение является важным средством связи школы с жизнью. В основе становления краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Цель и задачи курса - вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Также этот курс воспитывает патриотические чувства - любовь к Родине
1.Рабочая программа дисциплины………………………………………………...
2.Программа обучения студентов по дисциплине
«SYLlABUS»………………………………………………………………………….
3Разработка лекционных занятий…………………………………………………...
4.Комлект демонстрационного и вспомогательного
Материала……………………………………………………………………………
5.Методическая разработка СРСП…………………………………………………
6. Методическая разработка СРС…………………………………………………..
7.Материалы для проведения текущего, рубежного
и итогового контролей………………………………………………………………
8. Карта учебно – методической обеспеченности…………………………………
Раздел IX. Деятельность казахских ученых, просветителей и их роль в изучении родного края. Валиханов Ч.Ч.- востоковед, исследователь истории, языка, литературы тюркских народов. Валиханов Ч.Ч. этнограф, путешественник. «Киргизское родословие», «Киргизы», «Очерки о Джунгарии». Ч. Валиханов о материальной и духовной культуре казахского народа. Абай Кунанбаев- основоположник казахской письменной литературы. Роль Абая в истории и культуре казахского народа., Ибрай Алтынсарин -педагог, писатель, ученый, этнограф. Его вклад в развитие казахского литературного языка, этнографию.
Раздел X. Казахская печатная книга и книгоиздательство в Казахстане во второй половине Х1Х-начале XX в. Возникновение печатной книги на казахском языке обусловил процесс социально-экономического и политического преобразования в начале XIX в. Письменность и рукописные книги дореволюционного Казахстана подготовили почву к переходу к печатным книгам. В 1803 г. в Казани открылась первая Азиатская типография, которая затем стала крупным центром изучения культурного и научного наследия народов Средней Азии, Казахстана. В 1866 г. в Казани действовало 6 типографий, 5 литографий, которые подразделялись на казенные и частные. Казенная типография печатала «Губернские ведомости», специальные материалы, т.к. являлась собственностью Казанского губернского управления. Во второй половине XIX в. частные типографии создаются в Омске, Оренбурге, Ташкенте, Верном, Астрахани.
Раздел XI. История создания историко-краеведчееких музеев. Оренбургского, Семипалатинского, Семиреченского. Роль В. Даля в создании Оренбургского музея. Роль РГО в создании краеведческих музеев. В 1929 г. Центральный краеведческий музей Казахстана был перенесен из Оренбурга в Алма-Ату. В 1927 г. в Казахстане функционировало 9 краеведческих музеев. В 1931 г. было уже 12 музеев. В 20-е гг. при областных, районных бюро краеведения были созданы комиссии по охране памятников искусства, памятников истории, культуры, памятников старины.
Раздел ХП. Документальные материалы Государственных архивов РК. Архивные учреждения РК и их роль в краеведческой работе. ЦГА РК.
СОДЕРЖАНИЕ СРСП
Археологическое изучение Казахстана:
Истоки краеведения в Казахстане:
Памятники архитектуры и искусства. Исторические памятники на
территории Казахстана:
Архивы и их фонды. Топонимика как источник изучения истории
родного края:
Общество изучения Казахстана - центр краеведческой работы в
Республике:
Древние тюркские письменные памятники и их роль в изучении истории РК:
Казахская печатная книга и книгоиздательство в Казахстане во второй половине Х1Х-начале XX вв.:
Раздел ХШ. Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения.
Подготовка учителя к краеведческой работе. Основные требования к ученическим краеведческим изысканиям. Краеведение на уроках истории в школе. Принципы отбора и систематизации местного материала для учебных целей. Приемы установления связи между краеведческим и общеисторическим материалом. Основные типы уроков по краеведению. Урок-экскурсия. Методы использования на уроках истории местных археологических, этнографических, фольклорных, документальных, музейных и печатных материалов. Особенности и основные направления факультативов по краеведению. Виды самостоятельной работы учащихся на факультативах. Организация краеведческого кружка. Структура кружка, цели и задачи, содержание работы. Основные формы работы школьного краеведческого кружка.
СОДЕРЖАНИЕ СРС
Археологическое изучение Казахстана:
1 понятие археология; письменные и вещественные источники;
2 археологическая периодизация и хронология
Этнология и ее роль в изучении родного края. Развитие музейного дела:
1 этнос и этнология, этническая
история; расообразование, четыре
расовые группы;
2 история создания краеведческих
музеев (в Оренбурге, Семипалатинске,
Семиречье).
Истоки краеведения в Казахстане:
1 деятельность Ч. Валиханова, Абая Кунанбаева,
Ибрая Алтынсарина
и их роль в изучении родного края;
2 деятельность РГО и его
отделов на территории Казахстана.
Памятники архитектуры и искусства.
Исторические памятники на
территории Казахстана:
1 памятники искусства (изобразительное, прикладное);
2 памятники истории и культуры.
Топонимика как источник изучения истории родного края:
Республике:
1 деятельность Асфендиярова С, Диваева А., Затаевича, Мелкова и др-;
2 современное состояние
краеведческой работы в Казахстане;
развитие музейного дела и дела охраны
памятников культуры в
Казахстане.
Древние тюркские письменные памятники и их роль в изучении истории РК:
Казахская печатная книга и книгоиздательство в Казахстане во второй половине Х1Х-начале XX вв.:
Тематика рефератов
4.Образовательное и воспитательное значение
краеведения.
5 Средневековые города Казахстана
(ІХ-Х вв.)
12.Духовная культура
казахов как источник по
краеведению.
13.Письменные источники по историческому краеведению.
14. Музыкально-эпическое
15.Развитие исторического краеведения в Казахстане в
послеоктябрьский период.
19.Вклад Ш. Валиханова в историческое краеведение
Казахстана.
20.Материальная культура
казахов как
источник по
историческому краеведению.
29.История создания Центрального историко-краеведческого
музея Казахстана.
30.Становления и развитие исторического
краеведения в
Казахстане.
Литература
10.Ю.Плано Карпини и Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны. Переизд. Алматы. 1993.
11 .Жанузакова Т. Очерк
12.Гродеков Н. Киргизы и каракиргизы Сырдарьинской области.
Ташкент, 1989.
13.И.Кононов А.А. Поэма Ю.Баласагуни «Благодатное знание». М., 1983.
14.Сулейменов Р.Б., Моисеев В.А. Чокан Валиханов - востоковед.
Алма-Ата. 1985.
15.Алексеенко Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М. Архивоведение. Уч.
пособие. М., 2002.
Іб.Хасанаев М.Ж. Архивное строительство в Казахстане в первые годы
установления советской государственности (1920-1921 гг.). Алматы.
2000.
17.Муканов М.С. Этническая
Алматы. 1991.
18.Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Алма-Ата. 1984,
1985.
19. Галиев В.З. Декабристы и Казахстан. АН КазССР. Институт
истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова. Гылым.
1990.
20.Тасмагамбетов И. Кулпытас. Астана. ОФ «Берел» (на каз., англ., рус.
яз.). 2002.
Краткое описание дисциплины:
Курс «Историческое краеведение» - составная часть общего краеведения. Представляет собой область прикладной истории и отличается двумя существенными признаками: 1) локальностью исследуемых исторических событий, и 2) деятельным характером.
Краеведение является важным
средством связи школы с
Цель и задачи курса – вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Этот курс воспитывает патриотические чувства – любовь к Родине, к родному краю, к историческому прошлому народа, дает более правильное представление об общих закономерностях развития той или иной эпохи.