Историческое краеведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:48, доклад

Краткое описание

Краеведение является важным средством связи школы с жизнью. В основе становления краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Цель и задачи курса - вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Также этот курс воспитывает патриотические чувства - любовь к Родине

Содержание

1.Рабочая программа дисциплины………………………………………………...
2.Программа обучения студентов по дисциплине
«SYLlABUS»………………………………………………………………………….
3Разработка лекционных занятий…………………………………………………...
4.Комлект демонстрационного и вспомогательного
Материала……………………………………………………………………………
5.Методическая разработка СРСП…………………………………………………
6. Методическая разработка СРС…………………………………………………..
7.Материалы для проведения текущего, рубежного
и итогового контролей………………………………………………………………
8. Карта учебно – методической обеспеченности…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

краеведение.doc

— 890.50 Кб (Скачать файл)

                                           Контрольные вопросы:

Покажите главные особенности  школьного краеведения.

Какие задачи ставит  перед собой школьное  краеведение?

Существуют ли проблемы  во внеклассной  работе по историческому краеведению?

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-19,27

  Планы семинарских занятий

Тема 1. Предмет  и задачи исторического краеведения

  1. Понятие «краеведение»
  2. Объекты краеведения
  3. Методологические основы исторического краеведения
  4. Особенности исторического краеведения и его источники
  5. Классификация памятников истории и культуры
  6. Задачи исторического краеведения

Цель:

  1. Ознакомьтесь с каталогом в библиотеках КГПИ и города
  2. Составьте на выбор  библиографический список учебной литературы по курсу с шифрами библиотек
  3. По изученному материалу составьте терминологический словарь

 Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д – 12, 13

Методические  рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо найти в различных  источниках определение понятия  «краеведение», чтобы уяснить для  себя наиболее полное и объемное понимание  сути предмета изучения. Объектами  изучения  являются социально-экономическое, политическое и культурное развитие края. При этом не надо забывать и о природно-географическом комплексе, окружающем нас. Историческое краеведение является составной частью общего краеведения и рассматривает интересующие нас вопросы в ретроспективе. Изучая вопрос классификации, следует помнить, что к ним относятся: памятники истории, археологии, этнографии, архитектуры, искусства и другие.                                             

Тема 2. Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения

1. Краеведение как  комплекс научных дисциплин

2. Формы организации  исторического краеведения

3. Древние источники  по  краеведению (Геродот, Страбон,  Ибн-Хордадбек,Максиди, Ибн Хаукаль,  Ибн-Фадлан, Ал-Бируни, Джувайни, Елюй  Чу-Цай, Чань-Чунь и др.)

4.  Европейские послы и путешественники и их роль в изучении Казахстана

5. Иоанн де Плано  Карпини. Вильгельм де Рубрук

Цель:

        1. Выявить различия в толковании понятия краеведения в разные временные отрезки истории

    2. Определить дисциплины ведущие в своей совокупности к научному и всестороннему познанию   края

            3.Составить список древних источников по краеведению и проанализировать различия и сходство в трактовке восточных и западных авторов

    4.Подготовить сообщение о жизнедеятельности Иоанна де Плано Карпини, Вильгельма де    Рубрука

Основная  литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д – 13.

Методические  рекомендации:

Понятие краеведение  в различное время получало различное  толкование. Следует уяснить, что  историческое краеведение подразделяется на историко-культурное, археологическое, этнографическое, архитектурное, искусствоведческое. По второму вопросу необходимо подробно изучить три формы организации краеведения: государственную, общественную и школьную. По древним источникам работа ведется методом сопоставления данных европейских авторов и восточных, при этом надо помнить о личностном факторе и целях, которые преследовали посольства и одиночные путешественники.

Тема 3.   Древние тюркские письменные памятники  и их роль в изучении родного края

1. Значение  древних и средневековых рукописных  книг в развитии культурной  жизни народов Казахстана.

2. Трактаты  Аль-Фараби, Улугбека, М. Кашгари, Ю. Баласагуни, Х.А Ясауи, особенности и трудности их изучения.

3. Древние рукописи, относящиеся к истории казахского народа («Огуз- Наме», легенды о Коркыте, поэма « Алпамыс» и др.)

Цель:

1. Сопоставить данные древних источников с современными исследованиями

2. Определить особенности средневековых  рукописей

3. Охарактеризовать  перечисленные  выше рукописи

Основная  литература:  О – 1-4

Дополнительная  литература: Д – 5,12

Методические  рекомендации:

Огромное значение в  развитии культурной жизни народов  Казахстана в прошлом имели древние  и средневековые рукописные книги. Необходимо помнить, что они являются не только источниками по истории культуры, но что по ним учились в средневековых мектебах и медресе. При сопоставлении данных древних рукописей и современных исследований необходимо брать за основу достаточно масштабные события, происходившие в изучаемый период, что облегчит работу с источником. Характеристику рукописей следует начинать с жизнеописания автора произведения, определения главной идеи.

Тема 4. Археологические  источники Казахстана и их использование  в краеведческой работе

1. Понятие «археология»

2. Классификация археологических  материалов

3. Виды археологических  исследований

4. Археологический памятник  – источник краеведения

Цель:

1. Определить по каким  памятникам изучает прошлое археология

2. Составить таблицу  археологических памятников с  краткой характеристикой каждого

3. Определить, какие археологические  памятники исследованы на территории  Казахстана

4.Дать определение культурного слоя и объяснить особенности его формирования

Основная  литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д – 5,13

Методические рекомендации:

При подготовке  данной темы следует выяснить, с какими источниками работают археологи, так как мы знаем три вида источников – вещественные, письменные и устные. Археологические исследования делятся: на полевые и камеральные. При составлении таблицы нужно вспомнить или заново изучить вопрос, какие памятники относятся к археологическим (поселения, погребения и т.д.) и дать определение каждого вида, т.е. что он из себя представляет. В археологии слой, в котором есть следы деятельности человека, называется культурным слоем.

Тема 5. Этнографические источники истории Казахстана

1. Понятие «этнология»

2. Методы сбора и  методы работы с этнологическим  материалом

3. Этнологическая терминология

4. Этнологические источники  местного края

5. Изучение народного быта и творчества

Цель:

1. Выяснить, что является объектом изучения этнологии

2. Составить терминологический  словарь

Основная  литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: – 5,12,13

 

Методические  рекомендации

Прежде всего, нужно  помнить, что этнология изучает быт и культуру народов. Для получения этнологического материала используется два метода: стационарный и сезонный. Для составления словаря необходимо выявить основные термины, используемые в этнологии, которые определяют предмет ее изучения. Этнология изучает культуру материальную и духовную, народный быт и творчество и все что с ними связано.

Тема 6 - 7 Памятники архитектуры и искусства как источники по изучению родного края

        1. Понятие «архитектура»
        2. Истоки архитектуры
        3. Памятники архитектуры на территории Казахстана. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясауи, мавзолей «Айша-биби» и др.
        4. Особенности краеведческого подхода к памятникам изобразительного искусства
        5. Возникновение искусства
        6. Памятники прикладного искусства

Цель:

     1. Дать определение  термина «архитектура»

     2. Охарактеризовать  известные памятники архитектуры  на территории Казахстана

     3. Подготовить  сообщение о памятниках прикладного  искусства и о ювелирных дел  мастер

  Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: -5-13

 Методические рекомендации:

       Исходить  из положения, что искусство возникло одновременно homo sapiens и является продуктом интеллектуального развития, воздействуя в свою очередь на степень его развития. Необходимо подчеркнуть функции искусства, особенно воспитательную, коммуникативную. Выявить особенности, своеобразие форм и видов архитектуры и искусства родного края, его специфику этническую и национальную окраску. Отметить роль прикладного искусства.

 Тема 8. Устные источники по изучению родного края

        1. Язык и языковые семьи народов мир

       2. Ономастика

         3. Топонимика

         4. Антропонимика

         5. Устное  народное творчество

 Цель:

         1. Составить терминологический словарь

         2. Дать характеристику происхождения  имен собственных и  

           географических названий на местном   материале

          3. Выбрать один из видов устного  народного творчества и 

           проанализировать

  Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: 5-13

 Методические  рекомендации:

         По теме устные источники, учитывать, что данный тип источников         отражает самые глубинные пласты языка, отражающего социально-экономические и бытовые особенности образа жизни. Так   ономастика, подразделяясь на топонимику и антропонимику, фиксирует такие явления, как   миграции, смешение древних этнических групп и пр. Иметь в виду, что именно устное народное   творчество, особенно у бесписьменных народов, является порой единственным источником истории родного края.                             

 Тема 9. Становление и развитие краеведения в Казахстане. Русские исследователи XIX в. и их роль в изучении истории Казахстана

        1. Этапы развития краеведения  в Казахстане

        2. Истоки краеведения в Казахстане

        3. Роль в становлении исторического краеведения в Казахстане  

        Вольного экономического общества и     

        особенно Русского географического  общества (РГО)

        4. Вклад русских ученых и путешественников  в изучение местной       

            истории

 Цель:

      1. Охарактеризовать каждый этап становления исторического краеведения в Казахстане и показать,    каким образом влияли на этот процесс события, происходившие в тот период

       2. Подготовить  сообщение о деятельности в  Казахстане Русского географического общества и его    отделов в Семипалатинске, Оренбурге и т.д. Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: -5-16

Методические  рекомендации:

       История краеведческого движения  в Казахстане имеет три этапа.  При подготовке вопроса следует     подробно ознакомиться с обстановкой в Казахстане в изучаемый период и с событиями, которые там    происходили, чтобы легче было давать характеристику каждому из этапов. Вклад ученых и    путешественников в изучение местной истории следует определять изучив биографии работавших в  Казахстане исследователей их взгляды и цели .

Тема 10. Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в Казахстане

                1. Предпосылки создания Общества  изучения Казахстана

                2. Цели и задачи Общества изучения Казахстана

                3. Всеказахский научно-краеведческий съезд и результаты его   работы

Цель:

1. Дать характеристику деятельности создания Общества изучения Казахстана, а также вклад С.Д. Асфендиярова, А. Диваева, А.П. Гра, А.Л. Мелкова, С. Сейфуллина, Т. Рыскулова в изучение истории Казахстана,

Основная  литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: 5-23

 Методические рекомендации:

Следует учитывать, что в послеоктябрьский период краеведческое  движение в Казахстане приобрело  широкий масштаб. Поэтому возникла необходимость создания Общества изучения Казахстана. Новое общество занималось всесторонним изучением Казахстана и сопредельных областей в историко-археологическом, естественно-географическом, экономическом отношениях.

Тема 11. Деятельность казахских ученых, просветителей и их роль в изучении родного края

          1. Валиханов Ч.Ч. – востоковед, исследователь истории, этнограф и   

             путешественник

2. Роль Абая  в истории и культуре казахского  народа

3.Ибрай Алтынсарин и его вклад в развитие казахского литературного языка и этнографию Казахстана

Информация о работе Историческое краеведение