Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:20, реферат
Киевская Русь: За этим названием просматривается не просто
государство, а самое первое, а также одно из самых могущественных (для
своего времени) и интереснейших государственных образований восточных
славян - предков нынешних украинцев, русских и белорусов... Хотя, на этом
перечень народов можно и не заканчивать - известно, что в то время
(примерно на рубеже 1-го тысячелетия от Рождества Христова) древнерусская
(восточнославянская) общность состояла также (помимо славянских племен) из
различных северогерманских, финских и азиатских элементов.
Введение.
1. Социально-экономические и политические предпосылки создания
Киевской Руси.
I. Факторы, обусловившие образование государства:
а) социальные;
б) внешнеполитические и экономические;
в) общественные;
г) "союзы союзов".
II. Социально-экономический строй:
а) Управление:
1) князь;
2) община;
3) вече;
4) система "старший город - пригороды".
б) Социальный строй:
1) феодализм.
в) Категории населения:
1) свободные общины;
2) смерды;
3) закупы;
4) изгои (свободные и зависимые);
5) челядь и холопы.
г) Вотчина.
д) Экономическое развитие.
е) Церковь.
III. Политический строй:
а) Князь.
б) Община.
3. Расцвет государства Киевская Русь.
I. Внутренняя политика:
а) Занятие славян.
б) Князь и его дружина. Полюдье.
в) Вотчинная собственность.
г) "Правда Русская"
д) Социальная организация и система управления государством
е) Восстания и социальное волнение.
II. Внешняя политика:
а) Русско-византийские отношения.
б) Разгром Хазарского каганата.
в) Борьба против кочевников.
4. Значение Киевской Руси в истории украинского народа.
Список использованной литературы.
Дуная.
Академик Б.А. Рыбаков
Христова обнаруживается «резкий подъем всей хозяйственной и социальной
жизни той части славянского мира, которая в свое время создала
приднепровские сколотские царства, а в будущем станет ядром Киевской Руси -
Среднего Поднепровья». Рост количества кладов римских монет и серебра,
относящихся к эпохе императора Трояна (98-11 гг. до Рождества Христова) и
найденных в землях восточных славян, убедительно свидетельствует о быстром
развитии у них торговли. О славянском экспорте хлеба во II-IV веках от
Рождества Христова
говорит заимствование
квадрантала, ставшего потом у них четвериком (26,26 л) и дошедшего в нашей
метрологии до 1924 г от Рождества Христова.
Во II-IV веках от Рождества Христова формы быта славянского мира
становятся более многообразными. Основу хозяйственной жизни восточных
славян составляло земледелие. Но если славяне, жившие в лесной зоне
Среднего Приднепровья, знали подсечное земледелие (зарубинецкая культура),
то славяне, жившие в лесостепи Нижнего Приднепровья, освоили уже плуг с
лемехом и череслом; и применяли более эффективное плужное земледелие
(черняховская культура). Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо,
горох, гречиху. До нас дошли свидетельства об использовании нашими предками
ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна. Если экспорт зерна в Римскую империю
стимулировал развитие земледелия, то местный рынок способствовал появлению
нового способа размола зерна - с помощью мукомолен с жерновами. Стали
строиться специальные хлебные печи. Славяне разводили крупный рогатый скот
и свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством.
В повседневном быту славяне широко использовали так называемый
ритуальный календарь, связанный с аграрной магией. В нем отмечались дни
весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семян до жатвы
и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех разных сроках.
Указанные четыре срока дождей считались оптимальными для Киевщины и в
агрономических руководствах конца XIX веке от Рождества Христова, что
свидетельствует о наличии у славян VI веке от Рождества Христова
достоверных агротехнических наблюдений.
У восточных славян были
изготовляли на гончарном круге керамику, мастерили ювелирные и костяные
предметы обихода.
В отличие от славянского лесного севера, с характерными для него
маленьким городищами, у славян лесостепи возникали ничем не огражденные
большие села. Они тянулись по берегам рек на 1-1,5 км, напоминая позднейшие
украинские села с их вольной планировкой усадеб. Наряду с обычными жилищами
(10-20 м2) строились большие дома-огнища площадью 100-120 м2. Они стояли по
соседству с другими домами и предназначались, вероятно, уже не для большой
семьи-задруги, а для челяди.
Для жизни славян весьма характерна постройка общей оборонительной
линии, известной под именем «Змиевых валов» и охватывающей все Среднее
Приднепровье. О существовании этих валов во II-IV веках от Рождества
Христова говорят, в частности, два факта: отсутствие в то время
самостоятельных оборонительных укреплений у всех сёл и находка клада
римских монет в насыпи одного из валов. Сооружение большей общей
оборонительной линии может свидетельствовать о появлении государственного
начала.
Восточные славяне жили в
них обитали западные славяне, на юг - южные славяне. На северо-западе
прибалтийские земли занимали предки современных литовцев, латышей и
эстонцев. В северо-восточных лесах и тайге жили многие финно-угорские
племена — мордва, весь, карела, чудь. На востоке, в районе Средней Волги,
сложилось государство Волжская Болгария. Эти болгары были тюркским народом,
состоящим в родстве с чувашами и кавказскими балкарцами. Хозяевами южных
степей были кочевники - тюрки, авары, хазары. В IX веке от Рождества
Христова там появились печенеги, а в XI веке от Рождества Христова в степи
пришли половцы. В районе Среднего Дуная (территория современной Венгрии) в
IX веке от Рождества
Христова обосновались
туда из Приуралья
через южнорусские степи и
там обрели новую родину.
______________________________
1. Социально-экономические
политические предпосылки создания
Киевской Руси.
Из ряда существующих в советской исторической науке концепций
происхождения славян наиболее полно отвечает требованиям современной науки
так называемая «Днепровско-Одерская» концепция происхождения славян
академика Б.А. Рыбакова, в соответствии с которой с середины 2 тысячелетия
до Рождества Христова в северной части Восточной Европы между Днепром и
Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из
состава индоевропейцев. По мнению Седова и некоторых других ученых, историю
праславян следует вести приблизительно с середины 1 тыс. до Рождества
Христова.
В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне
упоминаются под названием «венеды». Известно что венеды вели оседлый образ
жизни, знали пашенное земледелие. У них существовала внутренняя торговля,
связанная с развитием ремесла, и внешняя торговля, в частности, с Римом.
Торговля ускоряла процесс дифференциации общества, способствовала появлению
богатой социальной верхушки. Малая семья, состоящая из мужа, жены, детей,
становилась составной частью важнейшей социальной клеточки общества —
сельской общины. В сельской территориальной общине выделялись отдельные,
зажиточные семьи, обладавшие определенной собственностью. В VI веке от
Рождества Христова
усиливается военная и
Все это ускоряло
общества, и формирование в ней классовых отношений. По мере углубления
социальной дифференциации в союзах племен все более усиливалось
государственное начало, что неизбежно вело, в конечном счете, к образованию
государства. Но этот процесс потребовал длительного времени.
Неблагоприятно складывается и внешнеполитический фактор. На
экономическом развитии славян тяжело отразилось нашествие гуннов. В
результате этого задержалось и их собственное развитие. Как считал М.Н.
Тихомиров, причинами возникновения государства были «развитие земледелия и
ремесла в области экономики, развитие феодализма - в области общественных
отношений». Так в VII-VIII веках от Рождества Христова, в связи с ростом
производительности труда, становилось вполне возможной индивидуализация
производства. Подготавливались условия для перехода от раннеклассовых
отношений к феодализму. Экономический прогресс у восточных славян являлся
движущей силой их общественного развития. При условии существования
индивидуальных хозяйств дополнительный продукт, получаемый в них и
достигавший значительных размеров, становился собственностью производителя
и мог являться источником обогащения. Так возникло сначала имущественное, а
потом и социальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла
частная собственность у зажиточных членов общины. Формировалась социальная
верхушка общества.
Большое значение для
начале существования таких союзов племен, формой организации управления
была военная демократия. Однако при этом еще долгое время сохранялась
первобытные демократические учреждения — народные собрания и совет
старейшин: Но народное собрание превращалось в собрание воинов, которому
военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою
волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин.
Таким образом шел процесс преобразования органов общественного
самоуправления в государственные органы. Военная демократия постепенно
перестала в военно-иерархическое правление-княжение. Органы общественного
самоуправления превращались в органы господства и угнетения, направленные
против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя,
важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпадающей
непосредственно с населением, отделенной от него публичной власти,
располагающей специальным аппаратом управления и распространяющейся на
определенную территорию. Военный предводитель крупного союза племен
превращался в правителя — князя.
Главенство князей приобретало характер осуществления властных
классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и
наместниками. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла
сопротивление эксплуатируемых масс и вела захватнические и оборонительные
войны. Указанный процесс преобразования органов общественного
самоуправления в государственные органы не был актом единовременным для
всех союзов восточнославянских племен. В VIII веке от Рождества Христова в
условиях борьбы
с кочевниками в Среднем
нескольких союзов племен или княжений в «союз союзов» под названием «Русь»,
столицей которого стал Киев.
«Союзы союзов», объединявшие по несколько союзов племен-княжений,
являлись новыми образованьями и отражали более высокий этап в процессе