Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:20, реферат
Киевская Русь: За этим названием просматривается не просто
государство, а самое первое, а также одно из самых могущественных (для
своего времени) и интереснейших государственных образований восточных
славян - предков нынешних украинцев, русских и белорусов... Хотя, на этом
перечень народов можно и не заканчивать - известно, что в то время
(примерно на рубеже 1-го тысячелетия от Рождества Христова) древнерусская
(восточнославянская) общность состояла также (помимо славянских племен) из
различных северогерманских, финских и азиатских элементов.
Введение.
1. Социально-экономические и политические предпосылки создания
Киевской Руси.
I. Факторы, обусловившие образование государства:
а) социальные;
б) внешнеполитические и экономические;
в) общественные;
г) "союзы союзов".
II. Социально-экономический строй:
а) Управление:
1) князь;
2) община;
3) вече;
4) система "старший город - пригороды".
б) Социальный строй:
1) феодализм.
в) Категории населения:
1) свободные общины;
2) смерды;
3) закупы;
4) изгои (свободные и зависимые);
5) челядь и холопы.
г) Вотчина.
д) Экономическое развитие.
е) Церковь.
III. Политический строй:
а) Князь.
б) Община.
3. Расцвет государства Киевская Русь.
I. Внутренняя политика:
а) Занятие славян.
б) Князь и его дружина. Полюдье.
в) Вотчинная собственность.
г) "Правда Русская"
д) Социальная организация и система управления государством
е) Восстания и социальное волнение.
II. Внешняя политика:
а) Русско-византийские отношения.
б) Разгром Хазарского каганата.
в) Борьба против кочевников.
4. Значение Киевской Руси в истории украинского народа.
Список использованной литературы.
находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с запасами, жилища
слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные
управляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчиной администрации стоял
огнищанин. Посадники в отличие от тысяцких и сотских, которые были вначале
командирами дружины, а затем уже обрастали административными функциями,
явились сразу же полномочными представителями княжеской власти на местах.
Будучи представителями князей в том или ином месте, посадники выполняли
функции самого князя. Они судили, собирали дань и различные пошлины, ведали
помещецкими делами. Посадники и волостели - управители сельскими волостями
- имели ближайших помощников в лице тиунов. В боярской или княжеской
вотчине, как правило, работали ремесленники, обслуживавшие боярские
хозяйства. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо
другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело
натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого
феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о
господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-
то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила
землевладельцу натуральный оброк. Городское население также попадало в
зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи
городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для
ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел представляли
определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие
этого такие ремесленные поселения назывались свободными или слободами.
Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали
сопротивления со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной
формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствуют и суровость
наказания, предусмотренного за подобный побег - превращение в полного,
«обельного», холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы
содержит «Русская правда». В ней говорится о нарушении границ земельных
владений, поджог бартных деревьев, убийство представителей вотчиной
администрации, кражах имущества.
Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. На юге пахали в
основном плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере — сохой с
железными лемехами, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом,
зерновые культуры рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были
также просо, горох, чечевица, репа. Были известны двухпольный и трехпольный
севообороты. Двухпольное заключалось в том, что вся масса обрабатываемой
земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания
хлеба, вторая «отдыхала» - находилась под паром. При трехпольном
севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном
севере количество старопахотных земель не было столь значительным,
подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства. У славян
сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей,
овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве
играли промыслы: охота, рыболовство бортничество. С развитием внешней
торговли увеличился спрос на пушнину.
Промыслы и ремесло,
хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы
домашнего ремесла: обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно
ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное,
ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, и кожевенное.
Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не
уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные
изделия, кольчуги, кленки, замки.
Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо,
поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение
внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего
русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим
авторитетом на международных рынках. В Византии и в странах Востока
реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из
Руси вывозили продукты промыслов, изделия ремесленников и рабов. Ввозились
в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные
смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в
городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы
называли нашу страну Гардорикой - страной городов.
Однако жители городов еще
сохраняли тесную связь с
и занимались земледелием и скотоводством.
Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное
право, регулирующие долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений,
подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и
Ярослава. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство,
богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви. После принятия
христианства на Руси возникает церковная организация. Русская церковь
считалось частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава -
митрополит - назначался константинопольским патриархом. В 1051году от
Рождества Христова киевский митрополит был впервые избран не в
Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит
Илларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующие
киевские митрополиты по-прежнему назначались Константинополем. В крупных
городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных
церковных округов - епархий. Во главе епархий находились епископы,
назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные
на территории его епархии церкви и монастыри.
Князья давали на содержание
церкви десятую часть
оброков - десятину.
Особое место в церковной организации занимали монастыри. Монастыри
создавались как добровольное сообщество людей, отказавшихся от семьи и от
обычной мирской жизни и посвятивших себя служению Богу. Самым известным
русским монастырем этого периода был основанный в середине XI века от
Рождества Христова Киево-Печерский монастырь. Так же как и высшие церковные
иерархи - митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами,
занимались торговлей. Скапливавшиеся в них богатства расходовались на
строительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастыри
играли очень важную роль в жизни средневекового общества. Наличие в городе
или княжестве монастыря, по представлениям людей того времени,
способствовало стабильности и процветанию, так как считалось, что
«молитвами иноков (монахов) мир спасается». Церковь имела большое значение
для Русского государства. Она способствовала укреплению государственности,
объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить
влияние церкви на разные культуры. Через церковь Русь приобщилась к
византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.
Рассуждая о политическом строе Киевской земли в «удельно-вечевой
период», М.С.Грушевский утверждал, что «земская автономная, суверенная
община, обнимающая собой всю землю, и единоличная власть, опирающаяся на
дружину, составляют два элемента, два фактора, обуславливающие этот строй.
Первый из этих элементов — общинный — вступает в рассматриваемый период в
состоянии ослабления аторории. Хотя под влиянием внешних условий он затем
возвращается к политической деятельности, но не создает для себя
определенных, постоянных функций, а остается в своей практике, так сказать,
органом экстраординарным, текущее же управление ведает элемент дружинный,
причем эти два элемента иногда конкурируют и сталкиваются. Представления
М.С.Грушевского о политическом строе Киевской земли отрывают общинно-
вечевую власть от княжеской власти, противопоставляя их друг другу, что
неправомерно, поскольку этим разрушается единство социальной структуры
киевского общества,
а княжеско-дружинная знать
от земской среды положении, превращаясь в некую замкнутую надклассовую
социальную категорию. Предполагается рассматривать вече и князя в Киеве в
рамках единой социально-политической целостности, где вече — верховный
орган власти, а князь - олицетворение высшей исполнительной власти,
подотчетной, подчиненной вечу. Князь, будучи главой общинной администрации,
в то же время сам представлял собой общинную власть, выполняя разнообразные
функции. Вот почему князь являлся необходимым элементом социально-
политической структуры. В XI - начале XII веках от Рождества Христова шел
процесс образования республики, а не монархии. Республиканские порядки
сложились в Киеве несколько раньше, чем даже в Новгороде, республиканский
строй которого незаслуженно признан современной историографией
феноменальным явлением в Древней Руси. Разумеется, древний князь таил в
потенциал монархические качества и свойства. Но для того, чтобы они
получили выход и возобладали, необходимы были иные социальные и
политические условия. Эти условия возникали за пределами древнерусского
периода отечественной истории.
Сохраняется прежняя
проявляющиеся в призвании князей. Киевляне призывают Изяслава Давыдовича: