Комментарий к Русской Правде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:27, статья

Краткое описание

Включение в закон не только новых норм, но и старых, измененных последующим законодательством, применительно к древнерусским памятникам права известно и по новгородской уставной грамоте кн. Святослава Ольговича 1136/37 г. Здесь перед изложением нового порядка материального обеспечения новгородской епископии (фиксированная сумма, заменяющая десятину от вир и продаж) указывается система такого обеспечения в Южной (Киевской) Руси и в Новгороде до вокняжения Святослава Ольговича.

Вложенные файлы: 1 файл

Kommentary_k_Russkoy_Pravde.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

Мытник –  чиновник, собиравший торговые пошлины  и следивший за соблюдением правил торговли.

На долзе  – в последствии, в вариантах  на дорозе – при случайной встрече.

Статья 38

Статья посвящена особенностям свода, если украденным является челядин, который, конечно, знает, кто его украл у господина. Если украденный челядин был  перепродан более трех раз, розыск похитителя передается от его господина этому третьему его владельцу, который получает в качестве лица для дальнейших розысков самого украденного челядина, но взамен отдает господину его другого - своего челядина (пояти же челядина в челядин место). При обнаружении вора оба челядина возвращаются их господам, а вор возмещает  протор – убытки, понесенные потерпевшим в результате отсутствия у него челядина (по ст. 44 - полгривны в год), и платит штраф. Размер этого штрафа в четыре раза превосходит штраф за кражу вещи (см. ст. 35), в два с половиной раза выше штрафа за убийство рядового холопа и равен штрафу за убийство квалифицированного вотчинного специалиста (см. ст. 15, 17). Это свидетельствует о том, что краже подвергался, вероятно, тоже холоп-ремесленник или другой специалист. В статье особо оговаривается, что существует различие между украденным скотом и челядином: последний обладает языком, позволяющим установить, кто был его предыдущим владельцем. Однако показания челядина не имеют самостоятельной ценности (ср. ст. 66) и должны быть подтверждены очными ставками его покупателей и продавцов.

Статья 39

Статья ограничивает процедуру свода территорией  своей земли, молчаливо противопоставляя ее чюжей земле - другому княжеству, феодальной волости. Если краденая вещь была приобретена у человека, приехавшего из других мест, и это подтвердят присягой те же свидетели, которые упоминаются в ст. 37, то покупатель несет гражданскую ответственность: он утрачивает купленную вещь или деньги, полученные за её перепродажу. Собственник же вещи лишается возможности получения возмещения за другие ценности, пропавшие вместе с нею. Некоторые списки конца XIV - XV вв. включают указания на возможность все же получения с вора возмещения в случае, если он будет обнаружен. О подсудности вора, схваченного с лицем на территории «иной страны» властителю тех мест, говорит статья «О установлении татьбы» в Мериле праведном.

Статья 40

Статья повторяет норму  ст. 38 Краткой Правды. Вор, забравшийся ночью в дом, может быть убит на месте преступления (во пса место - как собака). Эта древняя норма имеет аналогию в ст. 6 договора Руси с Византией 911г.: если ят будеть в том часе тать (вор), егда татбу сътворить... и убъен будетъ, да не взыщеться смерть его... 315. Если же его удалось связать, то он подлежит уголовной ответственности в обычном порядке; убийство связанного вора подлежало наказанию. Как правило, вором был человек, не обладавший возможностью выплаты штрафа и уже находившийся на грани закабаления. Возможно, поэтому для уплаты продажи его приходилось продавать в холопство.


Во пса место  – как собака.

315 Памятники  русского права. Вып. первый, с. 7.

Статья 41

Высокий штраф взыскивался  за кражу из закрытого помещения - скота из хлева, продуктов сельского  хозяйства и ремесла из клети. Это новая норма, отсутствующая в Краткой Правде, отражает усиление охраны частной собственности на средства производства и предметы потребления.

В статье предусмотрено  соучастие в хищении, при котором  каждый из воров несет равную ответственность. Указанная сумма в 3 гривны 30 кун складывается из самой продажи в 3 гривны и судебной пошлины, поступающей судебным чиновникам и исполнителям в размере 30 кун (1/5 часть продажи).

 

Статья 42

Кража скота на поле, т. е. имущества, не охраняемого специально карается продажей, в 3 раза более низкой, чем за кражу из закрытого помещения.

 

Статья 43

Кража   снопов   или   зерна   из   закрытого   помещения   также наказывается высшим 

штрафом.

 

Статья 44

Украденное, если оно  имеется в наличии (у вора или  других руках) должно быть возвращено собственнику. Кроме того, он получает с вора возмещение ущерба в том случае, если кража произошла более года назад и, следовательно, незаконный владелец пользовался вещью в течение этого времени. Размер возмещения - полгривны  (25 кун)  за  1  год пользования.


Лице –  украденная вещь

 

Статья 45

Если краденого в  наличии нет, но вор известен, он должен возместить собственнику стоимость краденого, причем за коня, принадлежавшего княжескому хозяйству, в полтора раза больше, чем за коня другого собственника. Вторая часть статьи указывает размеры возмещения (уроки) за другие виды домашнего скота. Оно взыскивается в том случае, если воры являются смердами, в данном случае — лично свободными тружениками. Это их состояние находит выражение в том, что они платят продажу (оже платять князю продажу), чего не имели права делать холопы. По мнению Б. А. Рыбакова, последняя часть ст. 45 (то ти уроци смердом...) и ст. 46 объединяются в одну.

За коровье  молоко — возможно,  как предполагал В. Г. Гейман316, возмещение за кражу удоя у пасущейся коровы. Ущерб в 6 ногат (15 кун), равный цене трех овец, однако, определен слишком высоко. А. А. Зимин считает эти 6 ногат платой «за пользование молоком коровы собственника (аналогично протору статей 38, 44)» 317.


316 Правда Русская.  Под ред. Грекова Б.Д. Т.II, комментарии. М.-Л., 1947, с. 401.

317 Памятники русского права. Вып. первый, с. 158.

Статья 46

В статье говорится об ответственности за кражу, произведенную  холопами, которые не платят продажи, зане суть не свободны. Эта ответственность лежит на их господах, которые возмещают потерпевшему не одинарную, а двойную стоимость украденного. Такая норма предполагает, с одной стороны, значительно большие финансовые возможности владельца холопа –  князя, боярина или монастыря, чем вора — обнищавшего крестьянина или горожанина; с другой — упоминание обиды может свидетельствовать о сохранении архаичной нормы, согласно которой ущерб, нанесенный холопом (челядином), более оскорбителен, т. е. более тяжел, чем вызванный действием свободного человека. Можно предполагать, что в случае, если украденное   обнаружено,   пострадавшему   оно   возвращалось и еще платилась его стоимость за обиду.

Монастыри на Руси известны уже с середины XI в., но самостоятельными феодальными организациями они становятся в конце XI — первой половине XII в.

Статья примечательна  тем,  что  в  ней  перечислены три основные категории феодалов — князья,  бояре, монастыри.

 

Статья 47

Статья  начинает  раздел,   посвященный  обязательственном праву.

Спор по договору займа  решается с помощью послухов. В  литературе принято считать их свидетелями заключения договора.

Длительное невозвращение  долга рассматривается как преступление. Это установление отражает значительно более развитую  кодификацию  обязательственного  права  сравнительно с Краткой Правдой.


Куны, как и  скот – деньги.

Товар – как  предметы торговли, так и деньги.

 

Статья 48

Купец пользуется особыми  правами на получение и выдачу в долг денег на торговые операции: при отказе в их возврате представлять свидетелей займа ему не надо, но достаточно самому дать показание, подкрепленное клятвой. По мнению Н. Рожкова, М. Н. Тихомирова, Л. В. Черепнина, здесь говорится о купеческом товариществе на вере, торговле вскладчину.


Купля – торговля.

Гостьба –  то же, но касается гостей – купцов, приезжавших из другого города или  другой страны.

Благодел –  благодеяние.

 

Статья 49

Статья содержит положения  о договоре поклажи, хранения, в котором, очевидно, участвуют купцы. Кладь (поклажая, покладежь) может быть оставлена на хранение и без свидетелей. При обвинении в утайке части оставленного товара хранителю для оправдания достаточно принести присягу, поскольку договор безвозмезден, рассматривается как дружеская услуга.

 

Статья 50

Статья регламентирует договор займа с процентами, хотя не ограничивает размера реза.

Предписывается заключение этого  договора в присутствии свидетелей. Ростовщичество было значительным социальным злом средневекового города, оно вело к закабалению неимущих горожан; в народных восстаниях в Древней Руси выступления против ростовщиков занимали большое место.

 

Статья 51

Статья вставлена между ст. 50 и ст. 52 позднее.

Величина процентов  по займу находилась в зависимости  о срока договора: больший  срок  предполагал более высокую ставку процента. Месячный рез назначался при выплате долга в течение нескольких дней (см. чтение в списке А II) или месяца. Размер его не указан; возможно, что это ставка, предусмотренная второй частью ст. 53, т. е. 10 кун на гривну — 20%. Более высокий процент — куны в треть (т. е. 50%) — платился, если срок займа достигал года. Должник, запоздавший с уплатой краткосрочного займа, также платил этот высокий процент, если он не отдал долг (зайдуть ли ся куны) ранее года.

Закон не только защищает интересы ростовщика, но и поощряет длительные займы, приводящие к невозможности уплаты должником взятой суммы. По мнению И. И. Смирнова, эта статья свидетельствует о том, что уже Святополк был вынужден ограничить взимание месячного реза318.


Погренути –  забыть; зд.- отменить.

318 Смирнов  И.И. Очерки, с. 271-273.

 

Статья 52

В случае невозможности  представить свидетелей займа при  отказе ответчика от его уплаты заимодавец все же может получить свои деньги, если их сумма не превышает 3 гривен. Для этого ему достаточно принести присягу в том, что он эти деньги должнику дал. Если же заем был на большую сумму, заимодатель терял право на иск.


Промиловался  – ошибся, прогадал.

 

Статья 53

Статья содержит изменения, внесенные законодательством Владимира  Мономаха и представителей городских верхов Киева, Белгорода и Переяславля в установления о резах.

После смерти в 1113 г. киевского  князя Святополка Изяславича, с которым исследователи связывают ст. ст. 47—52 Пространной Правды, принятые в интересах купцов и ростовщиков, в Киеве вспыхнуло народное восстание,  направленное  против тысяцкого, сотских и ростовщиков. Испугавшаяся киевская аристократия, не надеясь на авторитет его наследника — сына владимирского князя Ярослава, пригласила в Киев переяславского князя Владимира Мономаха, угрожая в случае его отказа тем, что восстание может представить опасность для княжеской   семьи,   бояр   и   монастырей. Владимир, который   был известен как умный и опытный политик, способный противостоять своеволию феодалов и защитить интересы горожан,  по мнению  Б. Д. Грекова,   М. Н. Тихомирова   и   Л. В. Черепнина, перед тем как официально въехать в город, принял на совещании в пригородной княжеской усадьбе Берестове ряд компромиссных решений, которые   должны   были   погасить остроту народного восстания. В ст. 53 говорится об одном таком решении — ограничении размеров процентов,  взимаемых по долгосрочным  займам.  В   отличие   от   предшествующего законодательства,   в    1113 г. было   установлено, что если ростовщик уже дважды получил с должника свои 50%  (т. е. 100% суммы долга),  то он теряет  право  на  дальнейшее  получение  процентов, но сохраняет его на  получение  данных  в  рост денег (иста).  Если же он получил с должника свои 50% уже трижды (т.е. 150% данных  в долг  денег), то должник объявляется свободным от долга. Как установлено в той же статье, изменения  не касались займов под 20%, т. е. краткосрочных долгов.

Среди  участников  совещания  в  Берестове — три  городских тысяцких — высших городских   чиновников,   ведавших городским ополчением, торговым  и ремесленным населением.  Киевский тысяцкий Ратибор перед встречей в Берестове сменил, вероятно, приближенного князю Святополку тысяцкого Путяту , двор которого был разграблен во время восстания. Предполагают, что именно он известен как посадник в Тмутаракани за тридцать лет до этого. В летописи упоминается Станислав Тудкович Добрый, участвовавший в 1136 г. в битве против Ольговичей со стороны переяславцев319. Возможно, что Иванко Чюдинович — сын киевского боярина Чюдина (см. заглавие Правды Ярославичей). По мнению А. А. Зимина, участие в съезде Олгова мужа, а не самого сюзерена, могло иметь место только после смерти этого князя, т. е. после 1116 г. Поэтому А. А. Зимин относит указанное совещание к тому времени, когда Владимир уже мог вести самостоятельную политику и, не приглашая других князей, опираться на свою дружину320. Однако надо учитывать, что решения берестовского совещания не касались распределения столов и других политических вопросов, требовавших княжеского съезда; решение таких вопросов входило в компетенцию высшей городской знати. К первоначальному законодательству Владимира Мономаха, связанному с совещанием в Берестове, А. А. Зимин и Л.В. Черепнин относят только ст. 53, считая, что следующие статьи (до 66) появились при нем позднее. М. Н. Тихомиров сомневается в том, что ст. ст. 54 и 55 относятся к Уставу Владимира. И. И. Смирнов не разделяет этих сомнений. С. В. Юшков относит к законодательству этого князя всю вторую часть Пространной Правды.


319 ПСРЛ, т. II, стб. 278.

320 Памятники  русского права. Вып. первый, с. 162.

 

Статья 54

Статья примыкает по содержанию к ст. ст. 48 и 49 и также  говорит об особом юридическом положении купца и его денежных  и товарных  операциях,   на  которые  не  распространяется право получения кредита обычным горожанином. Банкротство, утрата купцом  взятых в долг денег  (и,  надо думать, купленных на них товаров) не влечет за собой уголовной ответственности.   Ему   дается   возможность   восполнить  утраченное и в рассрочку выплатить долг. Эта льгота не распространяется на купца, утратившего капитал в результате пьянства и  иных предосудительных действий.  Судьба такого купца в этом случае зависит от кредиторов, которые могут или получать возмещение также в рассрочку, или, по мнению большинства исследователей, потребовать возмещения ущерба путем продажи имущества и его  самого   в   холопы.   О  такой   продаже  в холопы несостоятельного   купца      говорит   проект   договора   Новгорода с Любеком 1269 г. 321 и ст. 55 Пространной Правды. Как считают, однако, С. Г. Струмилин и Б. Д. Греков, продадят обозначает продажу не самого должника, а только его имущества.

Информация о работе Комментарий к Русской Правде