Комментарий к Русской Правде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:27, статья

Краткое описание

Включение в закон не только новых норм, но и старых, измененных последующим законодательством, применительно к древнерусским памятникам права известно и по новгородской уставной грамоте кн. Святослава Ольговича 1136/37 г. Здесь перед изложением нового порядка материального обеспечения новгородской епископии (фиксированная сумма, заменяющая десятину от вир и продаж) указывается система такого обеспечения в Южной (Киевской) Руси и в Новгороде до вокняжения Святослава Ольговича.

Вложенные файлы: 1 файл

Kommentary_k_Russkoy_Pravde.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

355 Памятники русского права. Вып. второй, с. 60, ст. 7.

 

Статья 117

Статья дополняет норму  предыдущей статьи. Холоп участвует  в торговле по поручению господина, но последний в этом случае оплачивает его долги и не может отказаться от него. По мнению С. В. Юшкова и И. И. Смирнова, это свидетельствует о росте правоспособности холопов.

 

Статья 118

Купивший холопа не у  его хозяина обязан вернуть его  собственнику. Если он присягой подтвердит, что был введен в заблуждение, то может получить деньги с продавца обратно. Если же такой покупатель знал о неправомерности сделки, то он терял уплаченные деньги.

Некоторые исследователи (М. Ф. Владимирский-Буданов, Л. Гётц, Б. А. Романов) видят здесь самопродажу  холопа, желавшего незаконно получить деньги, которые причитались бы его хозяину. Статья показывает, что в условиях феодального города холоп экономически мог не быть привязан к хозяйству своего господина и условия позволяли ему действовать самостоятельно, хотя господин сохранял на него права, и кодификатор стоял на его стороне.


Кренеть –  купит.

 

Статья 119

Статья примыкает по смыслу к ст. 117, уточняя права  и обязанности господина, которому принадлежит торгующий холоп. Господин сохранял ответственность и за холопа, находящегося в бегах, имея право на полученную последним в торговле прибыль. В то же время он оставался обязанным возместить долги холопа и не мог отказаться от него.

 

Статья 120

Господин бежавшего  холопа отвечает по существующим нормам и за то чужое, что тот унес с собой. Эти нормы (уроки) частью изложены в ст. ст. 41—46, где за кражу холопом установлено возмещение пострадавшему в размере двойной цены украденного. Б. Д. Греков предположил, что здесь кто не холоп, а зависимый смерд, поскольку в уставе о холопах это местоимение не применяется к холопам.

 

Статья 121

Семья холопа, виновного  в воровстве, не следует его судьбе, если она не помогала вору. При участии  жены и детей холопа в краже  или в сокрытии краденого господин должен поступить с ними так же, как и с самим холопом. Если в воровстве принимали участие  свободные, то они наказываются уголовным штрафом. Формы и размеры ответственности в каждом случае были указаны в соответствующих статьях Правды. Как отметил А. А. Зимин, установление о соучастии свободных в воровстве добавлено в статью позднее, поскольку устав о холопах продажи не знает356.


356 Памятники  русского права. Вып. первый, с. 188.

 

Дополнительные  статьи

Статья о  коне

Статья касается торгового  права. Она разрешает вернуть  купленного коня продавцу и получить обратно деньги, если в коне обнаружится скрытый недостаток или болезнь. Эта общая норма «привязана» к конкретным обстоятельствам, когда купленный конь принадлежал княжеской конюшне (конь... княжь), а покупателем выступает боярин, купец или сирота (эту норму применительно к купленной корове см. в ст. 118 Псковской Судной грамоты).

По мнению А. А. Зимина, статья «ведет к новгородской действительности XIII —XIV вв.». Эта статья входит в состав Пространной Правды (следует после  ст. 87) в Пушкинском списке XIV в. и  в Соловецком V 1493 г.


Сироты –  феодально-зависимые крестьяне.

Червь – болезнь.

Проесть –  рана или язва.

Осподарь –  господин.

Серебро –  деньги.

 

Статья о  бесчестии

Статья представляет собой запись о размерах и формах денежного   возмещения   за   оскорбление,   которые   зависят  от родовитости  потерпевшего.  Размер  возмещения определяется правом двух поколений предков потерпевшего по женской линии (матери и бабушки) получать его в золоте (очень больших ценностях, что свидетельствует об их боярском происхождении) или в серебре, т. е. так, как зафиксировано в Пространной редакции Устава кн. Ярослава  (ст. ст. 2—4, 7, 30). По буквальному  смыслу  статьи,  если  мать или бабушка обесчещенного обе имели боярское происхождение, он получал право на возмещение (взяти ему) в размере 50 гривен (или для великого боярина за 5 гривен золота — 250 гривен); если боярское происхождение имела только мать потерпевшего, т.е. оно не было  наследственным  в  двух  поколениях,  то возмещение за  бесчестье  составляло  гривну  серебра — семь с половиной гривен кун. Статья говорит о нанесении бесчестья, т. е. тяжелого    оскорбления    действием.    Кто    был    ему    подвергнут? Судя   по  статье   О   мужи   кроваве,   где   бесчестье упомянуто трижды и связано с избиением мужа и великого и меньшего боярина, а также мужа и людина, это оскорбление, нанесенное феодалу, представителю социальных верхов. Однако штрафы и возмещения в гривнах золота применительно к оскорблениям, нанесенным мужчинам, в известных древнерусских источниках отсутствуют. Вместе с тем Устав кн. Ярослава о церковных судах, в котором за умыкание, изнасилование и избиение жены или дочери боярина установлены гривны золота, позволяет предположить, что здесь могло иметься в виду бесчестье, нанесенное главе семьи в результате оскорбления его жены или дочери. Однако не исключено, что ставки в золотых гривнах, сохранившиеся только в акте церковного права применительно к охране чести женщины-боярыни, существовали и играли роль при определении возмещения за оскорбления, нанесенные мужчинам-боярам. Кроме статей О «мужи кроваве», в случае оскорбления боярина действием и словом наместницы судят ему по его отечеству безщестие и по Двинской уставной грамоте конца XIV в.

Статья указывает  на  существование  в  Древней  Руси  феодальных групп, пользовавшихся наследственными привилегиями, связанными с давностью их аристократического  положения, причем исчисление давности  велось  по  женской  линии. Это предполагает составление генеалогических древ боярских родов и какие-то доказательства  принадлежности  представительниц предшествующих поколений к числу тех,  кто был в золоте. Судя по двойному денежному счету на гривны серебра и гривны кун, статья не может быть старше времени составления договора Новгорода с Готским берегом конца XII в. (где упоминаются и гривны старые, гривны старых кун и гривны серебра) и договора Смоленска с Ригой и Готским берегом середины XIII в.   (ставки в гривнах серебра, являющиеся перерасчетом ставок в гривнах кун). Это указывает на XIII в. По мнению   А. А. Зимина,    статья    составлена    позднее    начала XIII в., поскольку в ней соотношение гривны серебра и гривны кун показывает значительное обесценивание последних357. Как выяснил В. Л. Янин, соотношение этих денежных единиц в статье указывает на ее составление не позднее конца XIII в. Эта статья следует за текстом Пространной Правды в списках Археографического вида Пушкинской группы и находится среди дополнительных статей к Закону Судному людем в других списках юридического сборника, включающего Правду.

____________________________________________________________________________________

357 Памятники  русского права. Вып. первый, с. 212.

 

Статья О  ковании мужем

Статья устанавливает  тарифные ставки (железное), полагавшиеся полицейскому чиновнику за заковывание в железа (оковы, кандалы) обвиняемого. Заковывание обвиняемого, судя по договору Смоленска с Ригой 1229 г. (ст.4) и Двинской уставной грамоте (ст.8), производилось тогда, когда он не мог представить поручителя в том, что не скроется. По мнению М.Н. Тихомирова, статья возникла не ранее ХIV в. 358 , хотя включение ее нормы в договор 1229 г. позволяет отнести ее по крайней мере к ХIII в. Статья примыкает к тексту Пространной Правды в Соловецком V списке 1493 г. Пушкинской группы.

____________________________________________________________________________________

358 Тихомиров  М.Н. Исследование о Русской  Правде, с. 151.

 

Статья О  судных кунах

Статья фиксирует норму, согласно которой денежные возмещения потерпевшему, присужденные судом, но не выплаченные сразу, не облагаются ростом (процентами) и не ведут к увеличению задолженности, как это было принято по денежным суммам, данным в долг. Статья находится в составе Пространной Правды Карамзинской группы списков (после ст. 22).

 

Статья О  сиротьем вырядке

Статья устанавливает  срок отработки феодалу вдовой умершего рядовича-закупа за взятую им в свое время бессрочную ссуду. Эта отработка для двух женщин ограничивается сроком в 12 лет и исходит из расчета: один год страды (здесь: работы на господина) одного человека за 1 гривну, т. е. в денежном выражении — 24 гривны.

Статья также находится  в составе Пространной Правды в списках Карамзинской группы (после ст. 52).


Вырядок (от слова  ряд – соглашение) – установление об изменении ряда, о прекращении  его действия через определенный срок.

 

Статья О  муке

Статья определяет ставки штрафов, которые заменяют применение мук — ареста под надзором дворянина (полицейского чиновника) и публичного наказания кнутом.

Судя по приписке со ссылкой  на князя Ярослава, редактор Карамзинской обработки Правды всю ее, вплоть до последней статьи, относил к знаменитому законодателю XI в. Княжеские дворяне упоминаются в договорах Новгорода с великими князьями начиная с 1264 г. Наказание кнутом в Пространной Правде не фигурирует, но известно памятникам XV в.


Утяжют – присудят.

 

 

 

Статья О человеце

Человек, обманом получивший деньги и пытающийся скрыться в другой земле, т. е., по М. Ф. Владимирскому-Буданову, злостный банкрот, не может пользоваться доверием, так же, как и вор. Реалии статьи имеют очень широкие территориальные и хронологические пределы, с XII по начало XV в., к которому относится старший список. А. А. Зимин относит эту статью к Новгороду XIII —XIV вв. Статьи О человеце и О муке следуют за текстом Правды в списках Карамзинской группы.

 

Статьи О  мужи кроваве

Статьи являются переработкой ст. ст. 29—31 Пространной Правды, принадлежащей церковному автору (см. слова варяг или колбяг, крещение не имея; эти статьи находятся только в составе Кормчих книг — сборниках церковного права). Этот автор ввел в статьи социально-юридические градации, известные по Уставу кн. Ярослава о  церковных судах (великие и меньшие бояре, городской людин, селянин), чуждые светскому кодексу XI — XII вв., и предписал платить за бесчестье не твердую ставку продажи в 3 гривны, как было в Пространной Правде, а ставку, находящуюся в зависимости от того, каков будеть пострадавший. Зачинщик драки тоже должен был платить не постоянную ставку в 60 кун, а столько, сколько ему присудят (во что и обложать). Так же в суде определялась и плата, которая должна была идти за лечение (за рану судять, а оже лечебное). При драке-схватке между иностранцами они присягают по своей вере или бросают жребий.

М. Н. Тихомиров относил  статьи О мужи кроваве к середине XII в. Основываясь на ставке штрафа за избиение в 9 гривен, в три раза более высокой, чем в Пространной Правде, и в полтора раза выше, чем по договору 1229г., А.А.Зимин считал статью принадлежащей XIII—XIV вв.359. Статьи сопровождают текст Пространной Правды Розенкампфовского и Ферапонтовского видов в составе Кормчих книг.


По его пути – по его положению.

359 Памятники русского  права. Вып. первый, с. 219.


Информация о работе Комментарий к Русской Правде