Культурные и исторические аспекты римской религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы.
В первом разделе рассматриваются основные этапы и характерные черты древнеримской религии. Второй раздел посвящен зарождению римской религии и начальному её развитию. В третьем разделе описаны влияние греческой религии на развитие римской, зарождение и становление своей собственной мифологии, пантеона богов. В четвертом разделе рассматривается религиозная реформация Августа и зарождение христианства в Древнем Риме.
В заключение приведены выводы об особенностях религии Древнего Рима. Историография. Была использованы труды как отечественных, так и зарубежных авторов: А.Ф.Лосев, Е.М. Штаерман, Т. Моммзен, М. Нильссон, К. Куманецкий и другие. Основными источниками литературы стали монографии по истории Древней Греции и Древнего Рима.
Интересна книга К. Куманецкого под названием «История культуры Древней Греции и Рима». Материал построен по хронологическому принципу, по рубрикам, соответствующим тем или иным областям культуры: философии, историографии, поэзии, архитектуре, религиозным верованиям и т.д. Где это возможно, - по принципу персоналий: историков, философов и поэтов.

Содержание

Введение………………………………………………………….…..……….….3
Раздел I Основные этапы и особенности развития римской религии
Раздел II Зарождение римской религии
Раздел III Римская религия эпохи Республики…………….….……………14
§1. Основные культы
§2. Влияние греческих культов
Раздел IV Римская религия эпохи Империи ………………….....…....……19
§1. Реформация римской традиционной религии Августом
§2. Зарождение христианства
Заключение ………………………..…………………………………..……….25
Список использованной литературы………….………………………..…….27

Вложенные файлы: 1 файл

Римская религия.docx

— 73.27 Кб (Скачать файл)

Большая часть древнеримских праздников, долго сохранявших свое значение, была связана по происхождению с  аграрной и скотоводческой обрядностью. Помимо уже упомянутых сатурналий и  луперкалий римляне справляли еще  такие праздники, как цереалии (апрельский праздник посева в честь Цереры), апрельские и августовские виналии с жертвоприношениями Юпитеру - покровителю виноградной лозы, консуалии - праздник жатвы", справлявшийся в августе, февральские терминалии - и ряд других сельских праздников.

Сложный состав римского пантеона был порожден в значительной мере пестротой и  сложностью происхождения самой  римской общины. В состав этого  пантеона вошли многие божества тех  племен и родов, чьими покровителями  они прежде считались. Известно, что  римская община составилась из латинских, сабинских, этрусских и, может быть, иных племенных и родовых групп, но удельный вес каждой отдельной  группы остается не совсем ясным, а  поэтому не все ясно и в вопросе  о происхождении сонма римских  богов. Римляне сами различали в  классический период в своем пантеоне две группы божеств: dii indigetes- старые, туземные, отечественные боги, и dii novensides (novensiles)- новые боги, пришельцы. Однако и в составе первой группы выделяются божества разного племенного происхождения.

Наиболее  спорен вопрос об этрусском вкладе в римский пантеон (вообще этрусская  проблема поныне остается нерешенной). Кое-кто приписывает этрусское  происхождение богу Меркурию (от имени  этрусского рода Меrси), богиням Минерве (этрусское Menerva) и Юноне (этрусское Uni). Есть мнение, что Юпитер стал верховным богом римлян под влиянием этрусков, чтивших в качестве верховного бога олицетворение молнии (Тина, Тиниа).

Но большинство  римских божеств, видимо, местного италийского  происхождения: они включались в  римский пантеон по мере разрастания  римской общины, вхождения в нее  новых и новых племен и областей. Так, Диана была, кажется, местным  божеством Ариции, Венера - древней италийской богиней садоводства. Марс (Маворс, Мармар) был, видимо, племенным богом сабинян - покровителем земледелия; конечно, не случайно созвучие его имени с названием сабинского племени марсов. На римском Палатине существовал древний центр культа Марса, но это означает лишь древность сабельского элемента в составе римского населения. Покровителем какой-то древней общины - видимо, тоже сабинской - был и бог Квирин, в позднейших представлениях сближенный с Марсом и с легендарным основателем Рима Ромулом. Вернее всего, что это был патрон-эпоним самого Рима, судя по архаическому названию римлян - квириты (может быть, от сабинского слова quiris - копье). Очень вероятно, что и некоторые другие боги римского пантеона из числа dii indigetes были первоначально покровителями общин, влившихся в Римское государство.

Однако  подавляющее большинство древнеримских  божеств носит совершенно иной характер. Многочисленные dii minores римского пантеона никогда не были покровителями каких-либо общин. В большинстве своем они являются не чем иным, как олицетворением различных сторон человеческой деятельности, которым они покровительствовали. В не дошедших до нас списках этих мелких божеств, так называемых Indigitamenta (содержание которых изложено частично Варроном, а позже христианским писателем Августином), указывается, в каких точно определенных случаях в какие моменты своей жизни к какому из этих богов должен был обращаться с молитвой верующий римлянин. - Каждый шаг человека, начиная с самого его появления на свет, находился под покровительством того или иного божества, функция которого была чрезвычайно ограничена. Боги эти имели не собственные имена, а нарицательные, по выполняемой каждым из них функции (возможно, что имена были, но тайные, и они остались нам неизвестны).

Каждый  шаг, каждое действие человека имело  своего бога. Естественно, что подобных мелких божеств было неисчислимое множество. Немецкий исследователь Герман Узенер назвал эту, по его мнению древнейшую, категорию богов "мгновенными богами" (Augenblicksgötter). Нетрудно видеть, что наше слово "бог" не совсем соответствует римскому понятию "deus", означавшему самые разнообразные олицетворенные образы и сверхъестественные существа.

Очень многие из этих божеств были связаны  с земледелием (примеры уже приводились  выше) и другими видами хозяйственной  деятельности. Вместе с развитием  культуры и появлением новых занятий  и культурных благ рождались и  новые боги. Так, например, медная монета находилась под покровительством бога-медника  Эскулануса, а когда в 269 г. римляне ввели серебряную монету, вместе с ней появился на свет и новый бог - Аргентинус (сребреник), который стал считаться сыном первого. Когда в конце эпохи республики была введена система подвоза продовольствия из провинций и раздачи хлеба (анноны), то объявилась и богиня Аннона, которой стали молиться об обильном привозе хлеба.

Каждый  мужчина имел своего личного духа-покровителя - гения. У женщин были свои богини-покровительницы - юноны, которые благоприятствовали их брачной жизни, рождению детей. Культ личных духов-покровителей - гениев и юнон - исторически восходит, очевидно, к древнему нагуализму. По весьма справедливому замечанию советской исследовательницы Е. М. Штаерман, в развитии представлений о личном гении-покровителе отразился распад древних родовых и общинных связей: вначале гении были, видимо, родоначальниками и покровителями рода. Недаром слово "genius" происходит от глагола "genere"-рождать.

Помимо  личных гениев были и многочисленные гении-покровители местностей (genii locorum), видимым символом которых обычно считалась змея. Эти гении мест близки к упомянутым выше ларам, и на практике едва ли между теми и другими проводилась ясная грань.

Вопрос  о происхождении великих божеств  римского пантеона сложен. Некоторые  из них, как уже говорилось, были когда-то покровителями отдельных  общин и племен. Но большинство  представляло собой в значительной мере непосредственное олицетворение  отдельных отвлеченных понятий, имевших отношение к общественной и государственной жизни. Римляне  почитали такие божества, как Мир (Pax), Надежда (Spes), Доблесть (Virtus), Справедливость (Justitia), Счастье (Fortuna) и пр. Эти чисто абстрактные обозначения содержали в себе весьма мало черт живых личных образов, еще меньше мифологии. Их трудно даже назвать настоящими олицетворениями. Однако в честь их в Риме строились храмы, приносились жертвы. Мифологическая фантазия римлян была чрезвычайно бедна, антрономорфизация богов весьма слаба.

Мало  отличаются от чисто нарицательных  обозначений и такие имена  божеств, как Беллона - богиня войны, Терминус - бог границ, Юнона - богиня семьи и деторождения, впоследствии мифологически (под греческим влиянием) связанная с Юпитером как его супруга.

Наименее  ясно и, по-видимому, наиболее сложно происхождение  образа главного бога римлян классической эпохи-Юпитера, о котором отчасти  уже говорилось. В основе своей  это, вероятно, олицетворенное сияющее  небо - Небо-отец – образ, параллельный санскритскому Дьяус-питар, греческому Зевс-патер. Этот элемент в сложном образе Юпитера отчетливо виден, однако едва ли это оправдывает мнение старых ученых о Юпитере как о древнем общеиндоевропейском божестве. Имя его употреблялось и нарицательно, в смысле просто неба: sub jove - значит просто под открытым небом, sub jove frigido - на холодном воздухе. В то же время Юпитер - бог грома и молнии (возможно, под влиянием этрусского Тиниа). С другой стороны, как уже говорилось, в Юпитере римляне видели и бога-покровителя виноградной лозы, отождествляя его с Либером. Далее, Юпитер считался (вероятно, в подражание греческому Зевсу) богом-защитником гостеприимства, нравственности, семейной жизни. Возможно, что римляне вначале признавали неопределенное множество юпитеров, как проявления некой безличной силы. По преданию, царь Тарквиний (этрусского происхождения) соорудил храм Юпитеру на Капитолийском холме, и Юпитер Капитолийский стал считаться покровителем города. Позже он стал и верховным покровителем всего государства и национальным богом римского народа.

Сложен  также и образ бога Марса. Его  первоначальный облик племенного (видимо, марсийско-сабинского) бога и покровителя земледелия постепенно отступил перед позднейшей более специализированной функцией - бога войны. По мнению некоторых исследователей, это произошло потому, что землю римские крестьяне добывали копьем и мечом, отнимая ее у соседних народов: бог полей стал богом войны. Как таковой, Марс был позже приравнен к греческому Аресу.

Каково  бы ни было происхождение отдельных  образов римских богов, культ  их по мере создания и роста Римского государства принял характерную  для античных обществ форму - почитания  богов-покровителей полиса. Подобно  греческим (и восточным) богам, боги Рима считались патронами своего государства. "Как Римское государство было замкнуто в отношении к другим, - писал справедливо Моммсен, - так и римские боги стояли в прямой противоположности с чужеземными, - и оба круга были распространяемы не иначе как одновременно: когда переселяли в Рим граждан завоеванного города, то приглашали и богов на новое место... Как всякий почитал своих собственных богов, так и государство имело своих особенных богов"7. Древнейшими богами Римского государства Моммсен считал троицу - Юпитер (Йовис), Марс, Квирин, - представлявшую вначале "три трибы народа", из которых это государство составилось. Более поздней надо считать тенденцию к созданию сонма богов наподобие греческого олимпийского пантеона и, очевидно, под греческим же влиянием. Поэт Энней (II в. до н. э.) упоминает 12 главных богов Рима: Юнона, Веста, Минерва, Церера, Диана, Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Нептун, Вулкан, Аполлон. Писатель I в. Варрон прибавляет к ним еще 8: Янус, Сатурн, Гений, Солнце, Орк, Либер-отец, Земля, Луна.

Таким образом, господствующей формой религии  Рима в классический период, его  официальной религией стал, как и  в греческих республиках культ полисных богов.

Влияние греческих культов 

Историческое  развитие римской религии состояло главным образом в том, что  по мере роста государства, включения  в его состав новых и новых  областей, сначала в Италии, затем  и за ее пределами, римский пантеон  тоже пополнялся новыми богами и богинями. Особенно крупное значение в этом смысле имело влияние греков. Впервые  оно сказалось еще в древнейшую эпоху и шло через греческие  колонии на западном берегу Италии: Кумы и Неаполь. Тогда попали к  римлянам греческие боги Аполлон, Геракл (отождествленный просто по созвучию имен с римским Геркулесом) и некоторые  другие. Тогда же, еще в царский  период, римляне начали, по образцу  греков и этрусков, строить первые храмы и воздвигать статуи богов. К тому же древнему времени относится  и легенда о получении из Кум так называемых Сивиллиных пророческих книг, что будто бы привело и к заимствованию Римом греческих обрядов. Сильное влияние греческая религия начала оказывать на Рим после Тарентинской войны (начало III в. до н. э.) и подчинения греческих колоний Южной Италии, а еще более сильное - после покорения Римом самой Греции (середина II в. до н.э.). Подчиняясь очевидному культурному превосходству греков, римляне перенимали богатую и разнообразную греческую мифологию, переносили ее на своих скучных и безжизненных богов. Эти боги сближались и отождествлялись с греческими. Юпитер был отождествлен с Зевсом, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Диана с Артемидой, Марс с Аресом, Венера с Афродитой и т. д. Постепенно устанавливался греко-римский синкретический пантеон, в котором сами верующие перестали различать национальное происхождение богов.

Иной  характер носило заимствование восточных  культов. Резко отличавшиеся от римской  религии по своему облику и содержанию, выросшие на иной социально-политической почве, эти культы, проникнутые мистицизмом, идеями потустороннего воздаяния и  пр., встречали довольно подозрительное к себе отношение со стороны римского правительства и аристократии. Они  не могли, подобно греческой религии, войти органически в официальный  римский, культ. Правда, еще в 204 г. до н. э. в Рим был официально доставлен  священный камень фригийской Великой  матери (из Пессинунта) и учрежден культ этой богини. Это был исключительный случай. Староримский чопорный патрициат крепко держался за своих древних богов и свысока или подозрительно смотрел на разные религиозные новшества, шедшие от варваров. Но народные массы, городской неимущий люд, рабы, напротив, охотно почитали египетскую Исиду, Анубиса, Сераписа, разных сирийских и малоазиатских богов. В них они видели "спасителей", а римские официальные боги им ничего не давали. Культы восточных божеств нередко носили оргиастический характер. Однако это порицалось и даже запрещалось римскими властями. К 186 г. до н. э. относится сенатский декрет против вакханалий, при праздновании которых почитатели фракийско-фригийского бога вина предавались разным излишествам и постыдным действиям. Сенат привлек к суду до 7 тысяч участников этих религиозных оргий, и более половины виновных поплатилось жизнью. Несмотря, однако, на эти суровые запретительные меры, восточные культы продолжали неуклонно просачиваться в Рим. В этом косвенно проявлялось превращение римской общины в центр великой средиземноморской многонациональной империи. Особенно ярко стало это сказываться, разумеется, в позднее время, в эпоху разложения античного Рима (III-IV вв. н. э.), когда культы Митры, Исиды, Аттиса, Христа получили массовое распространение по всей империи.

Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др.

Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных  представлений главные олимпийские  боги: Юпитер - бог неба, грома и  молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Информация о работе Культурные и исторические аспекты римской религии