Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:47, дипломная работа
Цель данной работы проанализировать историческую обусловленность становления внешнеполитического курса США по отношению к освободительным войнам в странах Латинской Америки в 20 – 30-е г.г. XIX в.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– Определить основные этапы освободительных войн в странах Латинской Америки в 20 – 30-е г.г. XIX в.
– Дать характеристику становления самостоятельного внешнеполитического курса стран Латинской Америки после обретения независимости.
Введение 3
Глава 1. Революционное движение в Латинской Америке в пер. половине XIX в. 8
1.1. Освободительная война в Латинской Америке против испанского владычества. 8
1.2. Борьба за независимость Чили, Мексики, Бразилии (1810 – 1824) и проблема «латиноамериканского единства». 30
Глава 2. Позиция США по отношению к революционному движению в Латинской Америке в 20-30-е г.г. XIX в. 41
2.1. Генезис доктрины Монро. 41
2.2. Реализация доктрины Монро во внешнеполитическом курсе США по отношению к Латинской Америке в 20 – 30-е г.г. XIX в. 69
Заключение 77
Источники 86
Литература 86
В конечном счете, утверждал Брукс Адамс в своих работах, атлантическая империя в своем неуклонном продвижение на Запад покроет весь земной шар191.
Это была типичная англосаксонская идеология облачения своих национальных корыстных интересов в маску благодеяния всему человечеству. Как было замечено Гансом Моргентау, эта идеология зародилась в Великобритании, но была усовершенствована и возведена в абсолют в США. Карл Шмидт метко характеризировал американский универсализм как тоталитарную и догматическую политическую теологию.
«Понятие человечество, – подчеркивал Карл Шмидт, – является самым удобным и функциональным инструментом империалистической экспансии»192. В своей этически-гуманитарной форме это понятие всегда служит орудием экономического империализма. Здесь кстати можно припомнить несколько видоизмененное высказывание французского социалиста, теоретика анархизма Прудона: тот, кто ссылается на интересы человечества, хочет сбивать с толку, хочет мошенничать.
Конфискация
и монополизация слова «
Американская гегемония превращается в абсолютное, незыблемое право. В этом и заключается суть доктрины Монро. Обыкновенный империализм выступает как право-притязание. И сфера этого право-притязания неуклонно расширяется сперва в Западном полушарии, а затем, после окончания Первой мировой войны, и по другую сторону Атлантического океана в Европе.
Карл Шмидт в своей работе «Новый Номос земли», отождествляет завоевание геополитического пространства под эгидой доктрины Монро и установление американского мирового владычества. Шмидт пишет, что греческое слово «номос» происходит от глагола «nemein»: это тоже, что и немецкое «nehmen», т.е. брать. Следовательно, в первую очередь, «номос» означает «взятие», во вторую «деление и распределение того, что взято», и, наконец, в третью «эксплуатацию и использование того, что взято и распределено»194.
Захват геополитического пространства Соединенными Штатами и расширение сферы применения Доктрины Монро и политики «Открытых дверей», является наглядным примером установления нового Номоса. В начале современной эры империализма, т.е. империализма экономического, подчеркивает Карл Шмидт, США стояли перед выбором между плюрализмом Больших пространств и претензией на гегемонию над миром. Выбрав последнее, США извратили первоначальный принцип доктрины Монро и встали на путь глобальной империалистической экспансии195.
Избрав путь установления мирового господства, США исказили также изначальный принцип Большого пространства, превратив его в принцип глобального универсализма и предлог для интервенции. Правопорядок доктрины Монро, идея пространственного разграничения, изложенная в изначальной доктрине Монро, включала в себя принцип географически специфического правопорядка, односторонне установленного США в своем Большом пространстве196.
Этот правопорядок не являлся следствием многосторонних соглашений. Политически и юридически он был выражением американской гегемонии, признающий государственно-правовой суверенитет только США. Тем не менее, этот правопорядок был географически ограничен Западным полушарием. Универсализм и глобальный интервенционизм ликвидировали всякие рациональные географические разграничения.
Секрет доктрины Монро в ее способности превращать международное право в правопорядок, подчиненный воле США, а государства, начиная со стран Западного полушария, в государства подвластные американскому господству, подчеркивает Карл Шмидт в своей книге «Номос земли». «Доктрина Монро явилась примером не только глобального пространственного мышления, но также и определением новой пространственной конфигурации земли. Как только Западное полушарие было идеологически определённо как Новый Мир, в котором США запрещали вмешательство пространственно чужих стран Старого Мира, возникла необходимость создать новое международное право, поскольку превращение США в ведущую империалистическую державу в конечном счете разрушило Евроцентрический правопорядок jus publicum Europaeum»197.
Принципы нового международного права, основанного на доктрине, Монро были сформулированы и обусловлены на основе эволюции американской внешней политики в Западном полушарии198.
Эти принципы могут быть сформулированы следующим способом:
Иными словами, сущность нового международного права, созданного доктриной Монро, его характер псевдо законности и его идеологическая функция легитимизации нового колониального порядка. Новое международное право превратилось в институт неправомерной, фальшивой легитимизации, которая снимала действительность норм jus cogens международного права200.
Категория основных принципов международного права jus cogens вбирает в себя наиболее общие международно-правовые нормы, которые затрагивают коренные устои международных отношений и распространяются на все международное сообщество в целом, на все государства без исключения. Они имеют обязательный характер и не могут быть отменены или изменены в соглашениях между отдельными государствами. Иначе говоря, они являются универсальными в смысле обязательности для всех государств, которые не вправе отступать от них в своих двухсторонних или многосторонних соглашениях201.
Существование норм, обладающих характером jus cogens обусловливается, таким образом, тем, что они призваны удовлетворять интересы не отдельных государств, а интересы международного сообщества в целом. Нормами jus cogens, стержень которых понятие и принцип государственного суверенитета являются, например принцип суверенного равенства и уважение прав присущих суверенитету, принцип неприменения силы или угрозы силой или интервенцией, принцип невмешательства во внутренние дела.
Как замечает Карл Шмит, юридические правовые формы современного американского империализма и принципы легитимизации в международном праве смыкаются в доктрине Монро. Новое международное право, установленное в Западном полушарии, предстало в своей сущности как отсутствие, упразднение международного права в конвенциональном значении этого слова как права наций, как формализованного и обоюдного согласия суверенных государств, превратившись в применение американского внутреннего законодательства в области международных отношений202.
Таким образом, новое международное право для американского континента с самого начала приняло характер квазилегальности, характер обманчивой наружности правовых норм, единственной функцией которых являлась легитимизация американского империализма и экспансионизма. Как заявил в 1895 г. государственный секретарь США Р. Олни «В настоящее время Соединенные Штаты являются сувереном на американском континенте и их воля закон»203.
Созданное доктриной Монро, новое международное право, окончательная концепция которого воплотилась в добавке Рузвельта в 1904 г., установило в Западном полушарии то, что в римском праве называлось societas leonina (сожительство с львом).
Сущность этого сожительства полная ликвидация статуса Латиноамериканских стран как субъектов международного права в их отношениях к США и возведение насильственного принуждения в основной принцип организации американского Большого пространства. Как подчеркивает немецкий социолог Георг Зиммель, societas leonina аннулирует, по аналогии с гражданским контрактом, саму идею международного права, понятого традиционно как взаимно принятые обязательства между двумя или более международными субъектами204.
Другими словами, установившийся порядок отношений между США и Латинской Америкой стал легитимизацией отношений господства и подчинения и упразднением международного права, каким оно понималось до сих пор, а именно как «Право Наций», основанного на множественности субъектов международных отношений и национальных интересов и осуществляемого на основе баланса сил, являвшегося «нормальным положением» в делах Европы.
Повторим еще раз: международный правопорядок, как и международная законность и истинный плюрализм, предполагают и покоятся на "нормальном положении". Нормальное положение характеризируется существованием многих суверенных государств в рамках существующего равновесия сил в мире. Если нет нормального положения, то само основание международного порядка подорвано205.
Поэтому
идеология американского
Доктрина Монро была не просто эпизодическим внешнеполитическим актом США. Её значение, прежде всего в том, что она использовалась в практической внешней политике США на протяжении многих последующих десятилетий. Доктрина явилась результатом не только имманентных законов и тенденций экономического и внутриполитического развития США, но она также была связана с развитием международных отношений того времени и, прежде всего, явилась конкретным воплощением теории и практики внешней политики и дипломатии США к концу 1823 г.
Следует признать тот очевидный факт, что США действительно были одной из самых передовых и демократических стран того времени. Но в самой природе этого государства заложены стремления к национализму и расширению сферы своего господства. Эти тенденции получили самое широкое развитие. Экономическая и политическая заинтересованность самых различных слоёв населения США и, прежде всего плантаторов-рабовладельцев Юга, крупной буржуазии Севера в активной территориальной экспансии была основой, на которой складывались различные националистические и экспансионистские теории и взгляды. Изоляционистские теории тесно переплетались с экспансионистскими теориями, и именно в этом сочетании они воплотились в доктрине Монро207.
Появлению идей экспансионизма и буржуазного национализма уже в ранний период истории США способствовало то, что для руководителей молодой республики было характерно представление о США как об избранной стране, путь которой направляется провидением. В свой инаугурационной речи 8 марта 1801 Т. Джеферсон говорил о народе США как о «богоизбранном народе мира»208.
В то же время широкое распространение получают изоляционные теории, предполагавшие, с одной стороны неучастие США в могущих для них стать обременительными союзах с европейскими странами, а с другой стороны – запрещение для этих последних вмешиваться в дела Америки209.
Политика «свободных рук» предоставляла США определённые преимущества, позволяя в каждом конкретном случае руководствоваться, прежде всего, своими интересами. Джеферсон писал в послании Конгрессу 17 октября 1803 года о различии политических интересов Европы и Америки и о выгоде незатрагивания взаимных интересов.
Характерно, что уже в то время изоляционной идеи всегда тесно переплетались с идеями установления гегемонии США в Западном полушарии. Уже в этот ранний период истории США экспансионистские идеи получают весьма определённое выражение. Рассматривая идеологию буржуазного национализма и экспансионизма, следует учитывать, что в то время руководителям молодой и относительно слабой республики реально трудно было осуществить эти грандиозные замыслы. Поэтому эти идеи не получили оформления в виде реальной и практически осуществимой программы.
Стремление США к установлению своей гегемонии в Западном полушарии уже в то время не составляло тайны ни в Европе, ни в Америке. Опасения относительно наличия у правительства США намерений установить своё преобладающее влияние неоднократно высказывалось впоследствии на конгрессах и конференциях Священного союза210.