Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:16, творческая работа
Данная тема является одной из относительно новых в исторической науке. Объектом исследования является деятельность Пушкина как историка-исследователя в целом. Предмет исследования – А.С. Пушкин как исследователь в работе над «Историей Пугачёвского бунта» и «Капитанской дочкой». Цель исследования – анализ проблемы исследовательской деятельности Пушкина в работе над «Историей Пугачёвского бунта» и «Капитанской дочкой» в исторической науке.
Задачи исследования
1) причины обращения Пушкина к теме Пугачёвского бунта;
2) работа Пушкина над исследованием Пугачёвского бунта;
3) общая оценка Пушкина как исследователя.
Остаются лишь очень немногие и очень краткие записи, непосредственно сделанные в оренбургских местах. Записи эти таковы:
Эта запись, очевидно, могла
быть сделана в Берде, во время
разговора Пушкина с
Другая заметка в записной книжке сделана, очевидно, в Уральске:
Эта заметка не была использована прямо в «Истории Пугачева». Плотников должен был быть в числе тех «хозяев», о которых в начале второй главы говорится:
Но имя В. Плотникова значится в «Сентенции 1775 года 10 января. О наказании... Пугачева и его сообщников», в четвертом разделе осужденных. Еще одна запись относится, вероятно, ко времени поездки Пушкина из Оренбурга в Уральск:
Запись сделана не Пушкиным, а внесена в его книжку неизвестной рукой, может быть, рукой того, с кем беседовал поэт в Нижне-Озерной и кто, вероятно, рассказывал ему о судьбе Дмитрия Карницкого (Кальминского). Краткая запись была развернута в болдинских заметках, о которых буду говорить дальше.
Наконец, в той же записной книжке находится текст единственной записанной Пушкиным песни, связанной с пугачевским движением. Запись дает такое чтение:
Что это за песня? Пушкин привел из нее четыре строчки в «Истории Пугачева», поместив их в примечание 9-м к главе второй (IX1, 18 и 100) по поводу начальных движений войск Пугачева, в конце сентября 1773 г.: «Из Рассыпной, — говорится здесь, — Пугачев пошел на Нижне-Озерную. На дороге встретил он капитана Сурина, высланного на помощь Веловскому*комендантом Нижне-Озерной, майором Харловым. Пугачев его повесил, а рота пристала к мятежникам». К этому-то месту и сделано примечание: «Нижне-Озерная находится в 19 верстах от Рассыпной и в 82 от Оренбурга. Она выстроена на высоком берегу Яика. — Память капитана Сурина сохранилась в солдатской песне:
Итак, песня «солдатская», а не казачья. Ее антипугачевский, правительственный характер довольно ясен и еще яснее выступает в более полном и точном тексте, записанном известным бытописателем и историком уральского казачества Иоасафом Железновым. Железнову спел эту песню в 1858 г. старик-казак Красноярского форпоста И. М. Бакиров, отец которого лично знал Пугачева. Песня довольно длинна, и не стоит приводить ее полностью. В ней говорится о восстании яицких казаков 1771 г., предшествующем Пугачевскому, о том, что
Следующие стихи Бакиров, очевидно, не помнил, но это, несомненно, записанные Пушкиным о капитане Сурине, может быть, в иной редакции. Песня, как видно, изображает события противоположно действительности: поражение и смерть Сурина превращены в его победу. А далее восхваляется некий «инералик молодой» Лопухин (такого не существовало), который убеждает солдат «свинцу-пороху» не жалеть:
Когда
мы вора поимам,
Хвалу себе получим...
«Дальше запамятовал, — сказал Иван Михайлович Бакиров, закончив пение (рассказывает ЖелезновН. И.).
— Да и смолоду-то я не очень любил петь ее: — солдатска она!.. Солдаты же, чтоб их одрало, — прибавил рассказчик, — солдаты же, знамо, и приплели тут „Донского казака — Емельяна Пугача!“.
— А по нашему, — продолжал старик, — по нашему, он был не Пугач, а настоящий Петр Федорович!».
Песня, записанная Пушкиным, действительно «солдатская», распространявшаяся и поощрявшаяся для внушения правительственным войскам, очень ненадежным и неустойчивым, презрения к «вору», самозванцу, донскому казаку «Пугачу». Пушкин, конечно, тотчас разгадал ее смысл и потому, может быть, не стал записывать целиком, а в примечаниях к «Истории Пугачева» дал из нее лишь нейтральные строки о капитане Сурине, снабдив их точным определением «солдатская песня», т. е. не казачья, не пугачевская. Такая песня не могла быть ему особенно нужной.
Но песня о Сурине — единственная, известная в записи Пушкина и напечатанная им в связи с Пугачевским восстанием. Между тем все современники — и Даль, и Кайдалов, и Блинова, и Воронина — согласно говорят о том, что старуха Бунтова в Берде спела Пушкину по крайней мере одну, а может быть, и несколько песен, сложенных про Пугачева. Какие же это песни и где они?
Д. Н. Соколов предполагал, что спетая Бунтовой песня и есть песня о капитане Сурине, «так как она касается ее родины — крепости Нижне-Озерной». Однако ввиду «солдатского» происхождения песни такое предположение сомнительно. Пушкин мог слышать эту песню и в Уральске, и в других местах. В воспоминаниях Даля, Ворониной, Кайдалова, особенно Блиновой речь идет о других песнях, пугачевских в собственном смысле. Блинова приводит даже стих, сохранившийся в ее памяти и весьма выразительный:
Это — насмешка над царским генералом, не умевшим поймать «ясна сокола» Пугачева, т. е. произведение, обратное по смыслу песне о капитане Сурине. К сожалению, мы не знаем об этой подлинно народной «пугачевской» песне ничего более. Среди напечатанных в знаменитом сборнике П. В. Киреевского такой песни нет, и невозможно вообще установить, что из этих песен могло быть известно Пушкину, кроме той же песни о капитане Сурине (одну из песен, где говорится о том же Красноярском форпосте, откуда был И. М. Бакиров, но без прямого отношения к Пугачеву, сообщил Киреевскому В. И. Даль).
Пугачевский фольклор был материалом особого рода и собирание его безусловно представляло большие трудности, а опубликование — трудности, пожалуй, непреодолимые. Н. О. Лернер справедливо замечает, что Пушкин «едва ли имел возможность дать в своей „Истории“ место песням, выражавшим сочувствие восстанию и его вождю и исходившим из подлинно народных, в частности казачьих кругов».34 Действительно, если в 1827 г. ему было «высочайше» запрещено печатать песни о Ст. Разине, причем замечено, что «церковь проклинает Разина, равно как и Пугачева», то едва ли можно было рассчитывать и в 1833 г. на разрешение гораздо более острых, по-видимому, песен о Пугачеве. Притом помещение их в историческом труде, конечно со ссылками на их источники, могло, возможно, повредить самим исполнителям этих бунтарских, противоправительственных песен. Пушкин, если их и записывал, не стал вводить в «Историю», но тем не менее иными путями ввел в нее немало фольклорных элементов, народных предании и мнений. А в «Капитанской дочке», где песни о Пугачеве были бы хронологически невозможны, — ведь рассказ ведется о времени самого восстания, даже о первых его месяцах, — в одной из важнейших сцен романа — за ужином в Белогорской крепости, вечером в день ее взятия, где присутствует полупленником-полугостем Гринев, — Пугачев и его товарищи поют одну из самых поэтических и значительных разбойничьих песен — «Не шуми, мати зеленая дубравушка».
Так, через образы фольклора
Пушкин осуществляет одну из главных
задач своего романа — поэтическую
героизацию руководителей крестьянской
войны. С несравненно большим
«пиитическим ужасом», чем Петруша
Гринев, должен был воспринимать сам
Пушкин трагические или мрачно-
Обращусь к материалам, обработанным Пушкиным, на основании его заметок и по памяти.
Эти материалы представляют собой или развитие заметок, сделанных в записной книжке и большей частью, вероятно, не дошедших до нас, или запись по памяти, или, вернее, сочетание того и другого. В расположении материалов нет строгого порядка, и в некоторых случаях трудно сказать, где и от кого записан тот или иной рассказ, где кончается показание одного лица и начинается показание другого. В общем (но только в общем) сохранившиеся три листа содержат сведения, собранные на пути в Оренбург — в Сорочинской (от Папкова) и, вероятно, в Татищевой (от Матрены); рассказы Бунтовой («старухи в Берде») о событиях в Озерной (Нижне-Озерной) и в Берде; рассказ неизвестного современника — но не Бунтовой — о взятии Пугачевым Озерной и о судьбе Карницкого; несколько мелких данных (о Федулеве, о Творогове), записанных также от неизвестных рассказчиков.
При рассмотрении этих записей необходимо помнить огромные трудности, представлявшиеся Пушкину в процессе собирания. Пугачевское восстание было для уральского казачества запретной темой, и нелегко было заставить стариков и старух о нем говорить: нужно было уметь заслужить их доверие и уметь их расспрашивать. Характерно, например, что Бунтова, повторяя Е. З. Ворониной и ее спутникам то, что она говорила Пушкину (через два месяца после его посещения), старалась, очевидно, понравиться «господам» и подчеркивала жестокость Пугачева и свое собственное сочувствие казненным офицерам. Пушкин не мог быть этим обманут, как обманулась Воронина: он любил и умел говорить с народом. Но расспрашивать о Пугачеве было трудно и ему, так страшила эта запретная тема, даже и через шестьдесят лет после восстания, людей, в глубине души целиком преданных Пугачеву и продолжавших верить в него. Жестокие правительственные репрессии были у всех в памяти, и возможность новой кары за воспоминания о восстании, за разговоры о нем и о его вожде была слишком реальна, чтобы располагать к откровенности, да еще с незнакомым человеком, имеющим, по убеждению бёрдских старух, какие-то признаки «антихриста». Пушкин хорошо понимал настроение своих собеседников и, как видно по его записям, по их использованию, а более всего по изображению Пугачева в «Капитанской дочке», умел извлечь из их рассказов правильные суждения. Но в конце четвертой главы «Истории Пугачева», сказав о запрете, долго лежавшем на имени Пугачева, он кратко отметил: «Доныне престарелые свидетели тогдашнего смятения неохотно отвечают на вопросы любопытных».
Я буду рассматривать пушкинские записи в порядке их расположения в рукописи, сопоставляя каждую запись или каждый эпизод, каждый смысловой отрезок записи (если в нее входят разные, не связанные между собой факты) с текстами «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки». Такое сопоставление позволит, как кажется, сделать и некоторые выводы.
«Папков в Сорочинской» — очевидно, старик-казак из оренбургских казаков, враждебно относившихся к движению, начатому яицкими казаками, и соперничавших с ними, — рассказывал Пушкину о «бунте» яицких казаков, предшествующем восстанию Пугачева:
«Бунтовщики 1771 года посажены были в лавки Менового двора.* Около Сергиева дня, когда наступил сенокос, их отпустили на Яик. — Садясь на телеги, они говорили при всем торжище: То ли еще будет? так ли мы тряхнем Москвою? — Молчать, курвины дети, говорили им Оренбургские казаки, их сопровождавшие, но они не унимались».
События
1771 г., показавшие все недовольство
населения окраины
Следует отметить, что те же слова мятежников 1771 г., приводимые Папковым, Пушкин позднее, в «Капитанской дочке», вложил в уста Пугачева : «Дай срок, — говорит он Гриневу, — то ли еще будет, как пойду на Москву».
Следующая краткая запись со слов, очевидно, того же старика Папкова относится к более позднему моменту восстания: «Он (Папков) привел кн. Голицына к Сорочинской крепости, но она уже была выжжена. Голицын насыпал ему рукавицу полну денег».
Этого рассказа Пушкин в «Истории» не использовал. Занятие генералом князем Голицыным крепости Сорочинской, происшедшее в середине марта 1774 г. при движении Голицына к Оренбургу, не было значительным событием, требовавшим подробностей. Упоминание о нем в пятой главе «Истории Пугачева» очень коротко и сделано мимоходом.
Следующие пушкинские заметки излагают рассказы «Матрены в Татищевой» и касаются этой последней крепости.
«В Татищевой Пугачев пришед вторично спрашивал у атамана, есть ли в крепости провиант. — Атаман, по предварительной просьбе старых казаков, опасавшихся голода, отвечал, что нет. — Пугачев пошел сам освидетельствовать магазины, и нашел их полными, повесил атамана на заставах».
Эта запись не была использована Пушкиным, может быть, в силу неясности ее хронологического приурочения. Та же Матрена сообщила поэту краткие сведения о коменданте Татищевой полковнике Елагине и о его дочери, бывшей замужем за комендантом Нижне-Озерной, майором Харловым. Сведения эти записаны так: «Елагину взрезали грудь, и кожу задрали на лицо». В тексте «Истории Пугачева» смерть Елагина описана несколько иначе и с большими даже подробностями: Пушкин не скрывал жестокостей, совершавшихся пугачевцами; расправа с Елагиным находит себе объяснение в том, что он, уже раненый, с другим офицером, Биловым, «оборонялись отчаянно» и, очевидно, нанесли нападавшим немалый урон и этим их раздражили. О Харловой, дочери Елагина, со слов «Матрены в Татищевой» Пушкин записал так:
«Лизавета Федоровна Елагина выдана была в Озерную за Харлова весною. — Она была красавица, круглолица и невысока ростом».
Описание внешности молодой Харловой не вошло прямо в «Историю Пугачева» («Пугачев поражен был ее красотою», — сказано кратко во второй главе, в описании взятия Татищевой); но оно отразилось в «Капитанской дочке», и притом двояко: портрет Марии Ивановны, при первом ее появлении — «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши», — напоминает портрет молодой Харловой, также «круглолицей»; правда, Мария Ивановна не красавица и «с первого взгляда... не очень понравилась» Гриневу. В другом месте романа, где говорится о взятии Пугачевым Нижне-Озерной, Гринев замечает: