Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:29, реферат
Толчком к преобразованию послужила проигранная Крымская кампания. Поражение России в войне показало полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I. Военное и экономическое могущество России при ее столкновении с передовыми европейскими державами оказалось мнимым. Крымская война привела Россию к международной изоляции. Неудачи в войне и смерть Николая I в определенном смысле раскрепостили не только либерально настроенную часть общества, но и ряд правительственных чиновников. Составляются различные проекты и записки, в которых обосновывалась необходимость преобразований.
Д. Крисчн в отличии от своих коллег по конференции оценивает реформу положительно, особое значение он придаёт отмене винных откупов, производя сравнение российской системы откупов с французской. Он считает, что реформа имела не только экономическое, но и социальное значение такое, как снижение потребления алкоголя населением, борьба с коррупцией и др.. По его мнению «реформа означала переход общества к более современным формам государственного устройства». Мнения же других историков он характеризует так: «Фискальные реформы такого рода - далеко не самое захватывающее историческое событие, а когда они к тому же представляются столь эфемерными, то могут просто затеряться. Вполне понятно поэтому, что историки, занимавшиеся периодом 60-х годов прошлого века, обычно не изучали эту реформу, а концентрировали своё внимание на других преобразованиях.»
В ноябре 1858 г. по указанию совета министров, руководимого Александром II, была создана комиссия для перестройки финансов. Ее председателем был назначен А. Д. Гурьев. В комиссию вошли инициатор реформы В. А. Татаринов, министр финансов А. М. Княжевич и ряд других высших сановников предреформенной России.
Через полгода комиссия Гурьева закончила свою деятельность, утвердив основы преобразования бюджетного дела, предложенные Татариновым. Последнему было поручено также развить принятые положения и разработать законодательный и циркулярный материал, необходимый для перестройки бюджетно-сметного дела и контрольных органов.
22 мая
1862 г. Александр II утвердил новые
«Правила о составлении,
До финансовой
реформы в государственной
Наряду
с бюджетным единством комиссия
разработала практические мероприятия,
ведущие к осуществлению
Реализация положений, разработанных Татариновым встретила сопротивление со стороны ряда ведомств и министерств, не желавших отказаться от собственных внебюджетных капиталов и боровшихся с установлением более действенного контроля за расходованием государственных средств. Главными противниками всяких изменений оказались министр государственных имуществ М. Н. Муравьев и обер-прокурор Синода граф Толстой.
Существовавшие до тех пор особые ведомственные кассы были упразднены. Наряду с этим создали новую разветвленную сеть местных касс государственного казначейства. Опасаясь крутой ломки существовавшей финансовой системы и проводя все реформы медленно, царское правительство растянуло намеченное преобразование кассового дела на ряд лет. По указанию Александра II в 1864 г. было разрешено лишь в виде опыта осуществить единство кассы в Петербурге. В 1865 г. новые кассовые правила ввели в 12 губерниях. Создание широко разветвленной системы касс государственного казначейства и повсеместная реформа кассового дела во всей империи были завершены лишь к 1868 г.
Помимо бюджетного и кассового единства, финансовая реформа 1862 г. провозгласила принцип гласности бюджета. Царское правительство вынуждено было пойти на этот шаг, чтобы повысить кредитоспособность России на международном денежном рынке. Заграничные банки, к которым все чаще оно обращалось, хотели быть осведомленными в его финансовых делах.
В специальном представлении комитету финансов в феврале 1861 г. министр финансов Княжевич так мотивировал необходимость установления гласности бюджета: «В сих обстоятельствах, к поддержанию нашего государственного кредита на иностранных биржах не представляется иного надежного способа, как принятие по примеру других европейских государств, постоянное в финансовой системе правило, чтобы годовая роспись государственных доходов и расходов была обнародована ежегодно к общему сведению». Эта мера показала бы иностранным капиталистам, что расходы не превышают ресурсов государства, что доходы вполне обеспечивают точное исполнение всех обязательств, принятых на себя казной, и что правительство неуклонно и добросовестно стремится к улучшению государственных финансов.
Комитет финансов согласился с мнением о необходимости публикации бюджетных росписей и в декабре 1861 г. принял об этом специальное решение, которое затем было утверждено Александром II. С 1862 г. государственный бюджет стал гласным: годовые росписи публиковались в русских и иностранных журналах. В России бюджетная роспись 1862 г. впервые была опубликована в журнале "Северная почта". В последующие годы такая публикация производилась и в других русских газетах и журналах.
Важной
частью финансовой реформы 60-х годов
было преобразование системы государственного
контроля по новому положению, разработанному
В. А. Татариновым. Государственный
контроль превращался в единый ревизионный
орган, имеющий право документальной
проверки всех государственных (как
центральных, так и местных) учреждений,
в том числе и снабжающих армию.
На местах были созданы контрольные
органы: губернские контрольные палаты
и их отделения. Это давало возможность
установить более быстрый и действенный
контроль за расходованием государственных
средств, чем в дореформенный
период. Был установлен контроль и
за получением некоторых видов
Реформа 1862 г. в области государственного контроля, таким образом, представляла собой некоторый шаг вперед. Она в какой-то мере способствовала ослаблению того произвола в расходовании государственных средств, который был характерен для николаевской России.
Консервативные
министры Александра II добивались значительного
ограничения первоначального
Весьма
неудачной была попытка установить
контроль за финансовой деятельностью
частных и казенных железных дорог.
Благодаря решительному сопротивлению
министерства путей сообщений все
попытки поставить эту наиболее
крупную отрасль
Реформа кредитной сферы, создание Государственного банка и выкупная операция
В конце 50-х - 60-х годах XIX века Россию охватила горячка учреждения акционерных обществ. Правительство поощряло это движение, и за 5 лет с 1856 по 1860 г.г. выросло до 108, т.е. в 5 раз по сравнению с прошедшим пятилетием.
В июле 1857
г. была понижена процентная ставка по
частным вкладам в банковских
установлениях до 4%, а с октября
того же года - до 3%. Этой мерой правительство
пыталось ограничить приток вкладов
в кредитные установления и стимулировать
владельцев денег к вложению их в
акционерные общества. А.Г. Коломиец
объясняет это следующим: «В годы
войны, вследствие усиленного выпуска
денег в обращение и оживления
торгово-промышленной деятельности и
роста денежных доходов населения,
приток вкладов в казённые кредитные
установления резко увеличился. Когда
у правительства отпала острая нужда
в «позаимствованиях», банки не могли
найти таким вкладам
В 1857 г. были понижены таможенные тарифы на ряд ввозимых товаров, снято запрещение на вывоз золота. Все эти факторы способствовали оттоку капитала из страны, что привело к банкротству многих акционерных обществ. Правительство не только не получило ожидаемых хозяйственных результатов, но и столкнулось с кризисом государственных кредитных установлений, и было вынуждено обратиться к внешним заимствованиям.
В 1859 г. было
принято решение об окончательной
ликвидации государственных кредитных
установлений, в которых оставалось
вкладов почти на миллиард рублей.
Для расчёта с вкладчиками
были созданы 5-процентные билеты, которые
предполагалось погашать в течение
37 лет посредствам ежегодных
Вскоре вклады были переданы учреждённому 30 мая 1860 г. Государственному банку. Возврат Государственным банком вкладов при недостаточности активов должен был обеспечиваться по средствам Государственного казначейства.
Реформа
кредитных установлений имела многочисленных
оппонентов. Монопольное положение
этих установлений было несовместимо
с развитием частной
В дальнейшем
Государственный банк получил право
производить выпуски кредитных
билетов под обеспечение
На Государственный банк было возложено и проведение выкупной операции, которая имела решающее влияние на состояние финансов России в пореформенный период. Для разработки финансового механизма выкупной операции ещё в апреле 1859 г. была создана Финансовая комиссия в составе 8 членов: Н.Х. Бунге, Ю.А. Гагемейстер, Е.И. Ламанский, М.Х. Рейтерн, Н.А. Милютин. Согласно основным актам реформы, крепостные крестьяне получили гражданские и имущественные права, а также сохранили право пользоваться сельскохозяйственными угодьями. За право пользоваться землёй крестьяне получали статус «временно обязанных» и должны были выплачивать землевладельцу барщину и оброк. Стать полностью свободными они могли, выкупив используемые ими угодья. Эта сделка заключалась при посредстве государства и была задумана, так чтобы не требовалось никаких дополнительных расходов со стороны казны.
Одним из наиболее удачных мероприятий финансовой реформы была отмена винных откупов. Она привела к успешной реорганизации такого важного для русского правительства источника доходов, как налоги с питейной торговли. Следствием этой реформы явилась заметная переориентация предпринимателей (купцов и дворян) с такой сферы коммерции, как питейные откупа, на банковское дело, железнодорожное строительство, нефтяные промыслы, грузовые перевозки и др., т.е. на отрасли которые реально способствовали развитию экономики России, а также устранение источники коррупции среди чиновников, что, естественно, способствовало установлению правопорядка в стране.
Важную
роль в продвижении этой реформы
сыграли такие люди, как великий
князь Константин Николаевич и генерал
Я.И. Ростовцев. Они смогли убедить
императора в том, что правительство
должно заняться отменой откупов
сразу после отмены крепостного
права. К 1860 году внутри правительства
сложилась мощная коалиция, крайне
отрицательно настроенная против винных
откупов и вооружённая вескими
аргументами в пользу необходимости
покончить с ними. Вскоре эта коалиция
одержала победу в Государственном
совете, на рассмотрению которому император
передал этот вопрос. И в ноябре
1860-ого года Государственным советом
была создана специальная комиссия
во главе с А.П. Заболоцким-Десятовским,
которая занялась подготовкой основных
положений реформы. Законопроект отмены
винных откупов впервые был
Информация о работе Реформы Александра II. Земская и финансовые реформы