Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 11:03, курсовая работа
Такие движения средних веков как крестовые походы и конкиста движимые как материальными так и религиозными целями, имеют общеисторический интерес , как выражение идей и настроения умов в определённые периоды средневековой истории. Составляя весьма важный отдел западноевропейской истории, крестовые походы так же как конкиста обильны внешними фактами и богаты результатами, которые хотя и куплены были весьма дорогой ценой, но оказали очень мощное влияние на духовное развитие европейских народов.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1.Религиозные корни Крестовых походов и Конкисты.
&1.Религиозные причины крестовых походов………………………………..7
&2. Религиозные корни Конкисты…………………………………………….15
Глава 2. Социальный состав участников движений.
&1.Крестовые походы…………………………………………………………..22
&2.Конкиста……………………………………………………………………..25
Глава 3. Цели обоих движений на практике.
&1. Взаимоотношения Европейцев с народами Ближнего востока………….30
&2. Евангелизация индейцев…………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………48
Успех первого крестового
похода и образование христианских
государств на Ближнем Востоке оказались
возможны во многом благодаря распаду
сельджукского султаната после
смерти в 1092 году султана Мелик-шаха.
Родственники султана немедленно начали
междоусобную борьбу за его владения
в Иране, Трансоксании (исторической
области в Средней Азии), Ираке,
Сирии и на Кавказе. Начиная с
1038 года сельджукские султаны номинально
подчинялись аббасидскому халифу в
Багдаде и считались
Сунниты наравне с Кораном чтили также и Сунну – сборник устных преданий о Мухаммаде и его спутниках, способствовавший выработке исламского законодательства – шариата – и норм личной жизни каждого мусульманина. Сунниты признавали высшую политическую власть халифов, даже если со временем эта власть превращалась лишь в легалистическую фикцию. А имамы в суннизме были выборными духовными главами общины. В отличие от суннитов шииты считали, что высшей религиозной и политической властью может обладать только семья Мухаммада, то есть его зять Али и его потомки и духовные преемники – имамы. Шиа Али – означало «партия Али». Большинство шиитов верили, что имамы – наследники Мухаммада, непогрешимые первосвященники, обладающие тайным знанием. Во второй половине VIII века в среде шиитов произошел раскол. Одна группа придерживалась веры в двенадцать имамов, прямых потомков Али. Каждый имам перед смертью назначал себе преемника. Одиннадцать имамов погибли мученической смертью, а двенадцатый в 878 году по воле Аллаха таинственным образом исчез и с тех пор пребывает в убежище и невидимо управляет шиитской общиной. Эта группа, наиболее многочисленная, называется имамитами, или двунадесятниками. Другая же – исмаилиты, или семиричники, – завершает цепь имамов не на двенадцатом, а на седьмом – Исмаиле, который исчез в 760 году. Перед концом света «скрытый имам» вернется в образе Махди и восстановит в мире справедливость, обратив все народы в мусульманство. В XI веке произошли и другие расколы внутри исламского мира – друзы (шиитская секта) и ассасины (организация неоисмаилитов в Иране) откололись от исмаилитского халифата Фатимидов в Каире и стали к нему в оппозицию.30
Разобраться во всем этом достаточно
нелегко, но кажется вполне вероятным,
что в XI–XII веках большинство
мусульман в Сирии, Ливане и Палестине
были суннитами, официально лояльными
к аббасидских халифам. Однако различия
между суннитскими и шиитскими
учениями и ритуалами никогда
не были четкими, многие сунниты сочувствовали
шиитам, а многие шииты служили
Аббасидам и Сельджукидам. В крупных
мусульманских городах сунниты
и шииты мирно жили бок о
бок. В некоторых сирийских городах
шииты даже имели численное превосходство.
Но в начале XII века в Алеппо и
других крупных городах исмаилиты-
Очевидно, что так называемая
Большая Сирия (т. е. Сирия, Ливан
и Палестина) не была единой монолитной
мусульманской страной. В ней
происходили не только религиозные
расколы среди самих мусульман,
там еще и сохранялись крепкие
общины местных христиан – как
в городах, так и в сельских
местностях. Мельхиты (православные христиане)
искали помощи и защиты у византийского
императора, однако другие христианские
общины (яковиты, несториане, марониты
и др.), кажется, предпочитали мирное
сосуществование с
Как видно исламский мир был далек от единства, и это способствовало успехам армий первого крестового похода в Анатолии, северной Сирии и Палестине. На помощь осажденной крестоносцами Антиохии двинулись войска из Алеппо, Дамаска и Мосула, но их действия были несогласованными и успехом не увенчались. Маленькие прибрежные города были слишком слабы, чтобы сопротивляться христианам, а когда Фатимиды потеряли Иерусалим, среди суннитов наверняка нашлись такие, которые наблюдали поражения шиитов с чувством удовлетворения. Многие мусульмане не смогли сразу оценить все значение крестоносного движения и взятия христианами Иерусалима. Франков часто принимали за византийские войска, и никто не ожидал, что они сумеют удержаться в Палестине. Однако они удержались.31
Обосновавшись в новых
владениях, западные сеньоры и рыцари
перенесли туда привычные общественно-
Общественные отношения, сложившиеся в государствах крестоносцев, в конечном счете представляли собой некий синтез западноевропейского феодального устройства - преимущественно в его французском варианте - с тем, которое утвердилось в Сирии и Палестине еще до появления западных завоевателей.32
В Королевствах крестоносцев основную массу тружеников здесь составляли земледельцы. Только весьма незначительную их часть образовывали те европейские хлебопашцы. Большинство же землепашцев принадлежало к пестрому по своему этническому составу местному населению: это были сирийцы, арабы, армяне, греки. Все они говорили на разных языках, исповедовали разные религии: арабы - ислам, армяне, греки, сирийцы - христианство в его различных формах, унаследованных от раннего средневековья: одни были православными, другие - грегорианами, третьи - несторианами, четвертые - маронитами и т.д. Когда новые господа устроились на завоеванных землях, то и мусульман и христиан, живших в деревнях, они превратили в крепостных людей. Пришельцы уничтожили последние остатки личной свободы сельского населения. При этом материальное положение и юридический статус земледельцев и скотоводов, виноградарей и садоводов Сирии и Палестины, независимо от того, являлись ли они мусульманами или христианами, оказались совершенно одинаковыми. По сравнению с прошлыми временами различие заключалось разве только в том, что труженики-христиане (и не только сельские, но и городские), которые при владычестве сельджуков беспрепятственно отправляли свои религиозные обряды, теперь встретились с нетерпимостью католических церковнослужителей, в глазах которых все не католики были полуеретиками. К социальному гнету добавились конфессиональные тяготы.33
Масса арабского населения
деревень и городов подверглась
истреблению в ходе завоевания Сирии
и Палестины крестоносцами. Часть
мусульман покинула эти места, а
та что осталась была либо перебита
,либо продана в рабство. Это подтверждает
и Фульхерий Шартрский
Естественно, что вилланы, будь то сирийцы или арабы, относились к иноземным завоевателям враждебно и не раз давали им решительный отпор. Вся история франкских государств в Сирии и Палестине заполнена борьбой местного земледельческого населения против западных господ. О возмущениях тружеников повествуют, хотя и фрагментарно, многие хронисты и писатели XII-XIII вв. - как латинские, так и восточные. Фульхерий Шартрский, который почти 30 лет прожил в Иерусалимском королевстве, передает, что сельское население всегда было на стороне мусульманских государств и княжеств, когда те воевали против крестоносцев. Так же в глазах туземного населения все паломники, прибывавшие с Запада, были лишь завоевателями, от которых не приходилось ждать добра. Поэтому им чинили всяческие преграды. В 1113 г. Палестину посетил русский игумен Даниил, рассказавший о своих впечатлениях в путевых заметках. В них он говорит о том что многие святые места стали недоступны из-за сарацинов. Сам же Даниил смог благополучно совершить паломничество только потому, что присоединился к дружине короля Бодуэна I, выступившей в поход против Дамаска. Во время крестовых походов осложнилось и положение местных крестьян поскольку считалось что они могу помогать крестоносцам. Хорошим примером этому может служить случай с осадой Антиохи. С 1088 года Антиохия находилась под властью эмира Яги-Сиана. Осознавая исходившую от крестоносцев опасность, он обратился за поддержкой к соседним мусульманским государствам, но помощь получил далеко не сразу. Готовясь к приходу христиан, Яги-Сиан заключил в тюрьму православного патриарха Антиохии Иоанна Оксита и изгнал православных греков и армян — по свидетельству хрониста Ибн аль-Асира, «он стал опасаться христиан, которые жили в Антиохии».36 Латинские хронисты, в свою очередь, изображают сирийцев в неблагоприятном свете. Гийом Тирский оттеняет их вероломство. «Хитрые лисы, - так называет он сирийцев, - лишенные воинственности и отваги». Столь пристрастная оценка под пером этого архиепископа, десятилетиями служившего верой и правдой иерусалимским королям, не удивительна: угнетенные крестоносцами вилланы не собирались склонять головы перед ними.
Яркими свидетельствами вражды местного населения к крестоносным завоевателям изобилует замечательное произведение арабской литературы - «Книга назидания» упоминавшегося выше арабского писателя Усамы ибн Мункыза. Из рассказов Усамы ясно, сколь велика была ненависть покоренного населения к пришлым господам. Крестьяне, даже безоружные, ввязывались в схватки с рыцарями. А если кому удавалось бежать из рабства то мусульмане прятали его, таким образом чувствуется сплоченность мусульман. Вражда крестьянской массы к баронам была столь велика, что Гийом Тирский считал сирийцев - этого «близкого врага» - опаснее чумы.37
Для обеспечения собственной
безопасности крестоносцы воздвигли
в завоеванных областях крепости
и замки. В плане идеологического
воздействия на арабские массы можно
выделить трактат о священной
войне-Джихад. Али ибн Тахир аль-Сулами
(1039–1106) был суннитским ученым при
мечети в Дамаске. Его «Kitab al-jihad»
(1105) стал первым трактатом о священной
войне, написанным после появления
на Ближнем Востоке франков. В
отличие от некоторых своих современников,
аль-Сулами не путал франков с
византийцами. Он видел в экспедиции
крестоносцев христианский джихад, начавшуюся
с Запада, целью которой была помощь
ближневосточным христианам и захват
Иерусалима. Аль-Сулами представил триумф
крестоносцев в Сирии как симптом
морального и политического разложения
ислама и дряхлости халифата, но
он же заверял читателей в
По мере убывания крестоносного движения всё чаще заключались между христианами и некоторыми мусульманскими князьями наступательные и оборонительные союзы; но взаимное недоверие препятствовало продолжительности этих союзов, и они не успевали достигать желаемых последствий. Одни боялись прогневить Бога сближением с неверными, другие страшились гнева Мухаммеда, присоединяя свои знамена к знаменам Креста. А когда армии Креста перестали появляться на Востоке, сношения с мусульманами ограничились исключительно торговыми договорами.39
&2Евангелизация индейцев.
Обращение индейского населения в католическую веру, его приобщение к испанскому образу жизни (испанизация) представлялись участникам конкисты как одно из чудес, ниспосланных всевышним в качестве награды Испании и ее монархам за их преданность интересам папского престола и церкви. Собственно «чудесным» было по утверждению хронистов якобы быстро свершившаяся христианизация: горстка миссионеров обратила в христианство многомиллионную массу индейцев за несколько лет! -это во первых. Во-вторых, невероятная легкость, с которой индейцы отрекались от своих «языческих» верований и переходили в католическую веру. В-третьих, их поразительная преданность новой вере, которую не могли поколебать ни зверства колонизаторов, ни массовая смертность индейцев от эпидемий, завезенных в колонии завоевателями, ни беспощадная эксплуатация местного населения испанцами, ни скандальное поведение церковников, опровергавшее их собственные возвышенные проповеди. Действительно, было чему удивляться и восхищаться современникам, тем более если сравнить эти грандиозные успехи на миссионерской ниве в Новом Свете с трудностями по обращению в католичество иудеев и мавров в Испании или с ничтожными результатами тех же миссионеров в Китае и других азиатских и африканских странах.40