Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:44, реферат

Краткое описание

Мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году (пункт 2), одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 9 апреля 2009 года
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года

Вложенные файлы: 1 файл

Проект Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года.doc

— 3.43 Мб (Скачать файл)
    1. Проблемы, связанные с недостаточностью инфраструктуры

Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора внутренней торговли в России, является недостаточно развитая инфраструктура, а именно неразвитость торговой инфраструктуры по сравнению с зарубежной, неприспособленность инфраструктуры, созданной до 1990-х годов, для развития современных форм торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высоко развитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений.      К проблемам в области инфраструктуры услуг относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли; недостаточный уровень развития кооперации; наличие большого числа посредников между небольшими производителями и небольшими торговыми организациями.

Основное беспокойство у торговых организаций всех товарных сегментов вызывает низкая обеспеченность дорогами многих населенных пунктов  и даже отсутствие дорожной связи  между отдельными территориями. Такое положение дел не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров во многие регионы, нарушает процесс товарообмена между регионами, тесно связанными торговыми отношениями, создает угрозу дефицита и приводит к росту цен на отдельные группы товаров.

Аналогично складывается ситуация и со складскими площадями. Для таких  товаров, как продукты питания, требующих  особых условий хранения, проблема отсутствия складов приводит к тем  же последствиям, что и низкая обеспеченность дорогами.

Проблему представляет собой также сложность и недостаточная прозрачность процедуры получения земли и разрешений на строительство торговых и логистических объектов.

Зачастую подведение коммуникаций приходится самостоятельно осуществлять компаниям, строящим объект, что приводит к удорожанию стоимости строительства до 3х раз. Такая ситуация снижает инвестиционную привлекательность отрасли и тормозит строительство новых торговых и логистических объектов.

Кроме того, в настоящее время  технологические потребности производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, а также оптовых продавцов в материально-технической базе хранения оказались в значительной мере неудовлетворенными. Вследствие нехватки складских площадей произведенная продукция частично хранится в малоприспособленных или неприспособленных помещениях, в которых невозможно обеспечить оптимальные условия хранения. В результате такого хранения значительно увеличиваются товарные потери, снижается рентабельность производственных и торговых предприятий.

Исторически сложилось, что преобладающей тенденцией стало размещение хранилищ в местах потребления. В результате этого ощущается острая нехватка складов и холодильников в местах производства сельскохозяйственного сырья или вылова рыбы.

Так, емкость рыбных морозильников  всей страны составляет всего 235 тыс.т, из них только 7%, что составляет 16,5 тыс.т, сосредоточено в Дальневосточном округе. При этом вылов рыбы в этом округе превышает 250 тыс.т. Для сравнения: в одном только южнокорейском порту Пусан емкость холодильников составляет 1,2 млн.т мороженой рыбы.

В результате этого происходит снижение объемов производства необходимых  продуктов питания, что приводит к снижению душевого потребления  и отклонению от рациональных норм питания.

Так, в настоящее время потребление  основных продуктов питания в среднем на душу населения в России составляет от рекомендуемых норм питания:

  • мясу и мясопродуктам - 68%;
  • молоку и молокопродуктам - 61%;
  • яйцам - 88%;
  • рыбе и рыбопродуктам - 56%.

Увеличение объемов сельскохозяйственного  производства, имеющее место в последние годы государственной поддержке в форме национальных проектов, остро поставило проблему интенсификации развития инфраструктуры, включающей и хранилища.

    1. Недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах

В России отдаленные и трудно доступные  территории зачастую характеризуются  острым дефицитом и даже полным отсутствием  торговых площадей. Около 5% населения  России не имеют доступа к торговым объектам, вследствие того, что для  розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой. Особенно характерна подобная ситуация для городов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа, удаленных от городов сельских районах.

Среди основных проблем можно выделить:

  • отсутствие платежеспособного спроса;
  • отсутствие развитой инфраструктуры;
  • отсутствие предложения логистических услуг;
  • отсутствие квалифицированных кадров среднего и высшего звена.
    1. Проблемы, характерные для малого и среднего бизнеса в сфере торговли

Россия существенно отстает  в развитии малого и среднего предпринимательства от развитых стран. Так, вклад предпринимателей в ВВП России не превышает 12 процентов, тогда как в США этот показатель – более 50 процентов.

Общая тенденция ухудшения финансового  положения предприятий в период кризиса ликвидности проявляется  вне зависимости от отраслевой ориентации субъектов малого бизнеса - число  предприятий, финансовое положение которых можно оценить положительно, существенно снизилось во всех отраслях. Наиболее сильно негативные тенденции изменения финансового положения проявляются в торговле. Например, число предприятий торговли, финансовое положение которых оценивалось как “удовлетворительное” и “хорошее” сократилось более чем на 36 процентов.

Недостаток финансирования означает:

-резкое сокращение доступа к  дополнительным финансам и возможностям  для инвестирования. Субъекты малого  предпринимательства используют  кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Таким образом у малого предпринимательства велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не могут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов.

-отсутствие доступа к банковским  кредитным услугам, как для  решения проблемы с оборотными  средствами, так и для реализации  начатых или намеченных инвестиционных проектов (общая потребность в кредитах малого бизнеса – 1 трлн. руб. Реальный объем банковского кредитования – около 250 млрд. руб.);

-отсутствие кредитования начинающих  предпринимателей (start-up). Большая часть  российских предпринимателей отмечает  значительные сложности с привлечением финансирования и на старте, и в период развития бизнеса.

В случае сокращения активности малых  предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и  иные бизнес-услуги, которые являются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые их них могут прекратить свое существование.

Основные факторы роста издержек – затраты на лицензирование, разработку нормативной документации, рост стоимости  электроэнергии, которая увеличилась  по данным предпринимателей на 40-60 процентов. Плата за присоединение предпринимателей к электросетям с мощностью до 100 кВт составляет не менее 43 млрд. рублей в год. Непрозрачная и громоздкая процедура заключения договоров присоединения; негарантированные сроки присоединения; предъявление необоснованных требований к потребителям; присоединение без заключения договора. Еще одним фактором роста издержек являются высокие арендные ставки. Так, арендные ставки на муниципальное имущество в разных регионах выросли от 50 до 400 процентов.

Одним из наиболее эффективных инновационных  методов повышения конкурентоспособности  торговых предприятий является франчайзинг.

Популярность франчайзинга за  рубежом подтверждается следующими данными:

  • через 5 лет менее 20 процентов малых предприятий открытых предпринимателями самостоятельно продолжают работать на рынке в формате, в котором были открыты первоначально, при этом  более 80 процентов  - открытых по франшизе уверено  развиваются;
  • через два  года  число предпринимателей, открывших второй магазин  среди  купивших франшизу,  как минимум, в два раза больше, чем среди коммерсантов, развивающих свой бизнес самостоятельно;
  • через год размер клиентской базы у предприятий открытых по франшизе, в среднем на 30 процентов больше, чем у единичных магазинов, что, в первую очередь, связано с узнаваемостью бренда франчайзера.

К факторам, которые  препятствуют  более активному  развитию франчайзинга на российском рынке, следует отнести:

  • отсутствие единых схем регулирования франчайзинговых отношений н<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" styl

Информация о работе Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года