Царский судебник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:43, реферат

Краткое описание

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Содержание

Предисловие

Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Глава XI
Глава XII
Примечания

Вложенные файлы: 1 файл

ЗМ.doc

— 2.79 Мб (Скачать файл)

ночь с предшествующим и последующим днем.

 

82. Если умирает парь, в стране  которого он живет, [нечистота

продолжается] пока есть свет *, но по смерти [в его доме] неизучившего

Веду - весь день, так же как гуру, изучившего Веду ".

 

83, Если брахман очищается десятью  днями, то кшатрийдвенадцатью,

вайщий - четырнадцатью, щудра очищается  месяцем.

 

84. Пусть не увеличивает число  дней нечистоты, не прерывает  обряды,

совершаемые на огне; исполняющий  этот обряд не становится нечистым

даже из-за кровных родственников.

 

85. Прикоснувшийся к чандале (divakirti), к женщине. имеющей

менструации, к изгою (patita), к роженице, к трупу или к коснувшемуся

трупа очищается омовением.

 

86. Очистившись прихлебыванием  воды *, пусть при виде нечистоты  всегда

шепчет старательно мантры, посвященные  Солнцу *, и с усердием -

посвященные Соме *.

 

87. Брахман, прикоснувшись к жирной  человеческой кости, очищается

омывшись; [прикоснувшись] к сухой, [очищается] ополоснув рот, так же

как дотронувшись до коровы или посмотрев  на солнце.

 

88. Ученику (adisUn) не следует совершать обряда возлияния [мертвым]

до исполнения обета; сделав возлияние, по окончании [его], он

очищается тремя ночами.

 

89. Пусть не совершает обряда  возлияния воды ни для родившихся

напрасно * и от смешанного брака *, для пребывающих с бродячими

отшельниками *, а также для самоубийц;

 

90. ни для женщин, присоединившихся  к еретикам *, из похоти живущих

[со многими мужчинами], вредящих  зародышу и ненавидящих мужа, а также

для употребляющих спиртные напитки.

 

91. Исполняющий обет^, вынося умерших  - своего учителя (асагуа),

преподавателя (upadhyaya), отца, мать, гуру,- не нарушает обета.

 

92. Выносить умершего щудру полагается  через южные городские ворота *,

{тела] же дваждырожденных в соответствующем  порядке - через западные,

северные и восточные *.

 

93. Нечистоты не существует для царей, для исполняющих обет и для

занятых в жертвоприношении саттра-"-, ибо [первый} восседает на троне

Индры, [а последние два] всегда соединены с брахмой *.

 

94. Для царя *, [сидящего] на величественном  троне, очищение

установлено немедленное; основание для этого то, что он восседает [на

престоле] для защиты подданных.

 

95. [То же применимо к родственникам]  убитых во время бунта "- или в

сражении, молнией или царем, ради [спасения} коровы и брахмана *, и  к

тем, кого царь желает [видеть чистыми] *.

 

96. Царь - воплощение восьми хранителей  мира: Сомы. Агни, Солнца,

Анилы *, Индры, владык богатств * и  воды * и Ямы.

 

97. Так как царь поставлен  владыками мира, то для него  не существует

нечистоты; ведь чистота и нечистота, смертных обязаны своим

происхождением и устранением  владыкам мира *.

 

98. Для кшатрия, убитого в соответствии  с дхармой - в битве, поднятым

оружием, - тут же совершается жертвоприношение, а также очищение*:

таково правило.

 

99. [По окончании периода нечистоты]  брахман, совершивший необходимые

обряды, очищается, прикоснувшись  к воде, кшатрий - к ездовому

животному и оружию, вайщий _ к стрекалу или поводьям, щудра - к

посоху.

 

100. Это вам, о лучшие из  дваждырожденных, объявлен [порядок]  очищения

(при смерти] сапинд; выслушайте теперь [порядок] очищения при смерти

всех несапинд.

 

101. Брахман, вынеся как родственник  умершего

дваждырожденного-несапинду или  родственников по матери, очищается  по

прошествии трех ночей.

 

102. Но если он ест их пищу *, то он очищается по прошествии десяти

дней; если же не ест пищу и не живет  в их доме, - по прошествии одного

дня.

 

103. Добровольно проводив мертвого  родственника или неродственника, он

очищается, искупавшись в одежде, дотронувшись до огня, вкусив

коровьего масла.

 

104. Не надо допускать, чтобы умершего брахмана при на' личии людей,

равных ему, относил щудра; ибо  жертвоприношение на огне *,

оскверненное прикосновением щудры, препятствует доступу на небо.

 

105. Знание, аскетические подвиги,  огонь, [священная] пища, земля,

[обуздание] души, вода, мазание [коровьим пометом], ветер, священные

обряды, солнце и время - очистители одаренных телом.

 

106. Из всех видов чистоты наивысшей  считается чистота [при

приобретении] богатств, ибо чист [лишь] тот, кто чист [при

приобретении] богатств, а не очистившийся [только] землей и водой *.

 

107. Ученые очищаются снисходительностью, поступающие беззаконно -

щедростью, имеющие тайный порок - повторением [священных текстов], в

совершенстве знающие Веду - аскетическими  подвигами.

 

108. Землей и водой очищается то, что должно стать чистым, река

очищается течением, имеющая нечистые помыслы женщина - менструациями,

брахман - оставлением мира (sannyasa).

 

109. Водой очищаются [только] части  тела, сердце [же] очищается

истиной, душа - священным учевием (vidya) и аскетическими подвигами,

ум очищается познанием.

 

110. Таким образом, окончательное  решение относительно чистоты  тела

объявлено вам; выслушайте теперь решение  относительно чистоты разного

рода предметов.

 

111. Мудрыми объявлено, [что] очищение [предметов^ сделанных из

металла, драгоценных камней, всего, сделанного из камней, [полагается

производить] золой, водой и землей.

 

112, Не имеющий пятен золотой  сосуд очищается одной водой,  так же как

и [все], происшедшее из воды *, сделанное  из камня и серебряное, не

покрытое украшениями.

 

113. Золото и серебро возникли  от соединения воды и огня, поэтому

более благоприятно очищение, [производимое] тем, от чего они

произошли.

 

114. Очищение [предметов из] меди, железа, бронзы, олова и свинца надо

производить, смотря по надобности, щелочью, кислотами и водой.

 

115. Для всех жидкостей ради  чистоты предписано очищение *, для

громоздких [предметов] - окропление, для деревянных - оскабливание.

 

116. Для жертвенных сосудов чамаса  и граха [предписано] при

жертвоприношении обтирание рукой и очищение ополаскиванием.

 

117. Очищение [котелка, называемого]  чару, [ложек] срук и срува

[предписано производить] горячей  водой, равно как [деревянного  меча]

спхья, сита, тележки, пестика и  ступки.

 

118. Очищением для большого количества зерна и одежд установлено

окропление водой, очищением для  малого количества - обмывание водой.

 

119. Очищение для кож и изделий  из тростника полагается такое  же, как

для одежд; очищение для зелени, кореньев и плодов - как для зерна;

 

120. шелковых и шерстяных тканей-землей солонцов, шерстяных одеял -

плодом мыльного дерева, некоторых  одежд (am^upatta) - плодом бильва,

льняной ткани - желтой горчицей.

 

121. Очищение изделии из раковин,  рога, обыкновенной и слоновой  кости,

как и изделий из льна, должно производиться сведущим коровьей мочон

или водой,

 

122. Трава, дерево и солома  делаются чистыми от окропления [водою],

дом - от подметания и обмазывания [коровьим навозом], глиняный сосуд -

повторным обжигом.

 

123. Глиняный сосуд, оскверненный  спиртным напитком. мочой,

испражнениями, слюной, гноем и  кровью нс очищается даже повторным

обжигом.

 

124. Земля очищается* пятью [способами]: подмелашк-м, обмазыванием

[коровьим навозом], окроплениом  -", скоблением и пребыванием  на ней

коров *.

 

125. Поклеванное птицами, обнюханное коропой, оттолкнутое [ногой],

обчиханное, оскверненное [наличием i полос н вшей - очищается

посыпанием землей;

 

126. пока дапах и пятно, возникшие  от этого, пс удалены с

загрязненного предмета, до тех пор  для очищения предметов должны

использоваться земля и вода.

 

127. Боги установили три вещи  чисчыми для брахманов - ту, осквернения

которой не было видно, обмытую подоН  и ту. которая рекомендована

словом [брахмана, как чистая].

 

128. Чистой [считается] вода, текущая  по земле, в которой утоляет

жажду корова, не смешанная с нечистыми веществами, обладающая

[надлежащим] запахом, цветом и  вкусом.

 

129. Всегда чиста рука ремесленника (karu) "' и товар (punya),

выставленный [на продажу]*, всегда чиста  милостыня, полученная

учеником: таково правило.

 

130. Всегда чисты уста женщины, птица, когда она вызывает падение

плода, теленок чист во время сосания, собака чиста, когда хватает

дичь.

 

131. Ману объявил чистым мясо [животного], убитого собаками или

убитого другими хищниками, а также  дасью - чандалами и прочими.

 

132. Те впадины на теле, которые  выше пупа, - вполне чистые, те,

которые ниже. - нечистые, как и выделения, выходящие из тела.

 

133. Мух, каплю воды, тень, корову, лошадь, лучи солнца, пыль, землю,

ветер и огонь следует считать  чистыми при прикосновении [к нечистым

предметам].

 

134. Для очищения [органов], через  которые выделяются испражнения  и

моча, должно употребить столько земли  и воды, сколько требуется, [так

же как] и для очищения двенадцати нечистот тела.

 

135. Жировые выделения, мужское  семя, кровь, перхоть, моча,

испражнения, ушная сера, ногти, мокрота, слезы, гной на глазах и пот

составляют двенадцать нечистот у  людей.

 

136. Желающему быть чистым следует  приложить землю к детородному  члену

один [раз], к заднему проходу - три, к одной руке * - десять, к обоим

- семь [раз].

 

137. Такое очищение полагается  для домохозяев, для учеников - двойное,

для отшельников (vanas-tha) - тройное, для  аскетов (yati) - четверное.

 

138. Помочившись или испражнившись,  а также всегда, приступая к  чтению

Веды и принимая пищу, он, ополоснув рот, пусть окропит впадины тела.

 

139. Желающему телесной чистоты  'следует сначала трижды хлебнуть  воды,

а потом вытереть рот, тогда как  женщине и щудре - по одному разу.

 

140. Щудры, живущие праведно *, должны  ежемесячно брить [головы];

порядок [их] очищения подобен тому, как у вайшиев, пища - остаток

[пищи] дваждырожденных.

 

141. Ни остаток [пищи], ни капли  [воды], выпавшие изо рта, которые

попадают на какой-либо член, не производят [нечистоты], ни волосы

бороды и усов, попавшие, в рот, ни застрявшее между зубами.

 

142. Капли воды, падающие на ноги  того, кто снабжает водой других,

должны считаться равными собравшимся  на земле; его не следует считать

.нечистым из-за них.

 

143. Имеющий в руках [какой-либо] предмет, тронутый каким-то образом

нечистым [человеком или предметом], может очиститься, ополоснув рот,

не кладя при этом [на землю] ту вещь.

 

144. Омывшись после рвоты и  прослабления, пусть вкусит коровьего

масла; вкусив пищу, пусть только ополоснет  рот; омовение предписано

для имевшего сношение с женщиной.

 

145. Даже [уже] будучи чистым, пусть  ополаскивает рот, поспав, чихнув,

поев, плюнув, сказав неправду, попив  воды и приступая к чтению Веды.

 

146. Таким образом, правило личного  очищения и очищения вещей

полностью изложено вам для всех варн; выслушайте [теперь] дхарму

женщин.

 

147. Женщиной - в детском возрасте, молодой или даже пожилой - никакое

дело не должно исполняться по своей  воле, даже в [собственном] доме.

 

148. В детстве ей полагается  быть под властью отца, в молодости  -

мужа, по смерти мужа - [под властью] сыновей: пусть женщина [никогда]

не пользуется самостоятельностью (svatantrata).

 

149. Пусть она никогда не желает  разлуки с отцом, мужем и  сыновьями;

оставляя их, женщина делает заслуживающими презрения обе семьи [- свою

и мужа].

 

150. [Ей] надо быть всегда веселой,  искусной в домашних делах,  имеющей

хорошо вычищенную утварь и экономной  в расходах.

 

151. Кому бы ни отдал ее отец  или, с разрешения отца, брат, ей  следует

повиноваться ему при жизни  и не пренебрегать им после его смерти "'.

 

152. Для обеспечения счастья [новобрачных]  при бракосочетании

производятся чтение благоприятствующих мантр и жертвоприношение

Праджапати; передача (pradana) [дочери отцом] - основание

собственности *.

 

153. Муж, совершивший священнодействие, сопровождаемое чтением мантр

*, всегда - и в [надлежащее] время,  и не вовремя * - доставляет

счастье жене и в этом мире и  в будущем.

 

154. Муж, [даже] чуждый добродетели,  распутный или лишенный добрых

качеств, добродетельной женой должен быть почитаем, как бог *.

 

155. Для жен не существует отдельно  жертвоприношения, обета, поста;  в

какой мере она повинуется мужу, в  такой же она прославляется на небе.

 

156. Добродетельная жена, желающая  достичь [после смерти]

местопребывания мужа, пусть не делает ничего неприятного для

получившего ее руку, - как живущего, так и умершего.

 

157. Пусть она добровольно изнуряет  тело, [питаясь только] чистыми

цветами, кореньями и плодами; после  смерти мужа ей не следует

произносить даже имени другого [мужчины] *.

 

158. Ей полагается до смерти быть терпеливой, чистой, целомудренной,

желающей [исполнить] ту высочайшую дхарму, которая [предписана] для

жен, имевших только одного мужа.

 

159. Многие тысячи целомудренных  с юности брахманов достигли  неба,

Информация о работе Царский судебник