Царский судебник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:43, реферат

Краткое описание

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Содержание

Предисловие

Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Глава XI
Глава XII
Примечания

Вложенные файлы: 1 файл

ЗМ.doc

— 2.79 Мб (Скачать файл)

 

...при опасности для жизни-т.е.  лучше вкусить мяса, чем умереть  с

голода.

 

V, 31. Нетрудно заметить несоответствие этого стиха предыдущим

(особенно V, 22). Вообще этот раздел  изобилует противоречиями (см.,

например, V, 52 и 56).

 

V, 34. Убивающий животное ради  добычи-т. е охотник по роду  занятий.

 

V, 44. Убийство животных вообще  противоречит дхарме. но убивать для

жертвоприношения предписано Ведой  и, значит, не может противоречить

дхарме, так как сама дхарма произошла  от Веды.

 

V, 52. CM. явно противоречащий стих V, 56.

 

V, 55. Объяснение, конечйо, фантастическое.

 

V, 58. Пострижение - обряд первого пострижения волос (см. II, 35).

 

...то же объявлено и относительно  рождения - относительно сроков

нечистоты в этих случаях см. V, Ь2, 67-TU.

 

V, 59. ...до собирания кистей-индусы  сжигают покойников на костре, а

оставшиеся кости собирают и  бросают в реку или захоранивают в урне;

кости брахмана собирают на четвертый  день после сожжения.

 

V, 60. Саманодака (samano(laka) "букв. "совместно  [льющий) воду",

родственник до 14 колена; первые семь поколений считаются сапиндами  и

саманодаками, вторые только саманодакамн.

 

V, 64. ...iio истечении дня и ночи, [присоединенных к.] трем

трехдневным периодам- следовательно, всего деся гь дней.

 

...по истечении трех дней-видимо, в первом случае речь идет  о

сапиндах, а цо вторим - о саманодаках, совершающих совместное

возлияние воды во ьремя погребальной церемонии (см. V. 69).

 

V, 65. Питримедха (pitrniedlia) - жертвоприношение  при похч ронах.

 

V, 68,...в чистую землю-т. е. в  землю, в которой нет костей  другого

человека (Медх.).

 

V, 69. Огненный обряд-т.е. сожжение  трупа. Возлияние воды (udakakriya)

- обряд возлияния воды в честь  умерши-'; предков (см. V, 64).

 

...как полено (kasthavat) - т. е. не  плача и не выказывая при  знаков

сожаления.

 

V, 71, Отдаленный родственник (ekodaka) - термин соответствует

samanodaka (см. прим. к V, 00).

 

...о чищение- так объясняют  Медх. и Кул.; ksapana- букв. "пост" (см.

IV, 222).

 

V, 72. ...в соответствии с ранее  указанным правилом- некоторые

комментаторы ссылаются H"I V, 67, другие - на правило, содержащееся в

первой половине этого же стиха, указывающее срок очищения в три дня.

 

V, 74. ...с апиндам и с аманодакам-- переведено в соответствии с

толкованием Кул.; в тексте sarnbandhibandhavaih.

 

V, 78. Отдаленный родсгыенник--не  сапинда tpnhakpipda).

 

V, 82. ...пока есть свет -имеется  в виду свет солнца или звезт. смотря

по тому, днем или ночью произошло  событие. ...так же как гуру,

изучившего В еду,-по-видимому.

 

были гуру, исполнявшие роль воспитателя  и наставника, но не учившие

Веде; в этом случае необходим был "учитель" (асагуа).

 

V, 86. Очистившись прихлебыванием воды- перед началом жертвоприношения

в честь богов и предков. Мантр  ы, посвященные Солнц у,- Рнгведа 1, 50,

1 и далее. М а нтр ы, посвященные  Соме (pavamani), - имеются в виду

гимны в IX книге Ригведы.

 

V. 89. Родившийся напрасно (vrthSjata) - согласно Медх. пренебрегающий

исполнением своих обязанностей.

 

Родившийся от смешанного брака (samkarajata) - родившийся от матери,

муж которой был более низкой варны, сыновья вдов, внебрачные дети и т.

д.

 

Бродячие отшельники (pravrajya) - согласно Медх., Кул. и Рам. еретики,

занимающиеся религиозным нищенством не по правилам: согласно Нар.

пребывающие в четвертой ащраме.

 

V, 90. Еретик (pasanda) - так брахманы  называли буддистов. джайнов и

т. д.

 

V, 91. Исполняющий обет (vratin) - имеется  в виду ученик. V, 92.

...городские ворота- согласно Медх. здесь имеется в виду и деревня.

 

...через западные, северные, восточные-т.е.  вайтиязападными воротами,

кшатрия - северными и брахмана - восточными.

 

V, 93. С аттра (sattra) - великое жертвоприношение  в честь Сомы,

продолжающееся от 13 до 100 дней; термин применяется и для обозначения

других жертвоприношений, равных по значению саттре.

 

...соединены с брахмой (brahmabhuta)-это  значение дано по Медх.;

согласно Кул., Нар. и Parx. этот термин значит "чистый, подобно

брахме".

 

V, 94. ...для царя-кшатрий ли он, это не имеет значения (Мелх.).

 

V, 95. Убитый во время бунта  (dimbahata)-так понимает Кул. и Нанд.: по

Медх., это убитый в схватке, в  которой не применялось оружие

(a^astrakalaha). По-видимому, имеется в  виду участвовавший в

подавлении бунта.

 

...ради спасения коровы и брахмана-см. XI, 80. ...кого царь желает

(видеть чистыми]-слуги и советники  царя, необходимые ему для ведения

дел. Чистота царя (см, прим. к V, 97) распространяется и на них,

поскольку они исполняют поручения даря.

 

V, 96. Анила (anila)-одно из имен  бога ветра Вайю. Владыка богатств

(vittapali)-Куверз. Владыка вод (appati) -Варуна.

 

V, 97. Только люди подвержены чистоте  и нечистоте, но не боги, гак  как

природа царя божественна, то на него чистота и нечистота не

распространяются.

 

V, 98. ...т ут же совершается  жертвоприношение, а также

очищениесогласно Медх. своей смертью  на поле битвы кшатрий, если он

сражался храбро, приобретает такую  духовную заслугу, какая достигается

жертвоприношениями и очистительными обрядами.

 

V, 102. Но если он ест их пишу-имеется  в виду сапинда умерших.

 

V, 104. ...ж ертвоприношение на огне (ahuti) - таким образом, сожжение

трупа рассматривалось как разновидность  огненного жертвоприношения.

 

V, 106. Т. е. труднее всего не слукавить в делах, касающихся

материального интереса.

 

V, 112. [Всё], происшедшее из воды,-кораллы,  раковины и т. д.

 

V, 115. Очищение (utpavana) - ритуальное очищение  вообще; комментаторы

объясняют его различно.

 

V, 124. Земля очищается- ритуального  очищении требует та земля, на

которой были нечистоты, проживали  щудры и т. д. (Кул.). ...о

кроплением-водой, коровьей мочой  или молоком (Медх.). ...и пребыванием

на ней коров-в течение дня  и ночи (Медх.).

 

V, 129. Всегда чиста рука ремесленника- это относится только к

сделанным им вещам.

 

Товар, выставленный [на продажу],-он не оскверняется от прикосновения

трогающих его покупателей, от размещения на неподметенной земле и т.

д.

 

V, 136. ...к одной руке-подразумевается  левая рука (Медх.).

 

V. 140. Щудра, живущий праведно (nyayavratin), - живущий служением

ариям; так объясняет большинство  комментаторов,

 

V, 151. Примечательно, что у Ману  нет и намека на самосожжение  вдовы

вместе с телом ее умершего мужа. Этот же стих, а также V, 153, 157,

160 и многие другие с несомненностью  доказывают ограниченное

распространение этого обычая в  древней Индии.

 

V, 152. Основание собственности (svamyakarana)-жена  становится

собственностью мужа вследствие передачи ее отцом мужу. Свадебный же

обряд производится только для счастья  новобрачных. Совершен он или не

совершен, это сути дела уже не меняет (Медх.).

 

V, 153. Муж, совершивший священнодействие, сопровождаемое чтением

мантр.-т. е. муж, который при бракосочетании совершил должным образом

полагающиеся обряды, законный муж.

 

И в [надлежащее] время и не ко время-имеется  и виду время, разрешенное

для супружеских сношений.

 

V, 154. См. также IX, 78 и др.

 

V, 157. В комментарии к этому  стиху Медх. решительно выступает против

обряда самосожжения вдовы.

 

V, 160. Стихи V, 160-164 явно отвергают  обычай иийога (niyoua), по

которому жена умершего бездетного мужа обязана была прижить от

родственника мужа сына, который  в этом случае считался сыном не

действительного отца, а умершего мужа своей матери (см. IX, 59-63);

цель этого обычая - обеспечить умершего номинальными приношениями.

 

V, 163. Низкий (apal"i-sta)-Кул. объясняет  этот стих, как осуждение

женщины, оставляющей мужа низшей касты ради мужа высшей; Рагх. -

оставляющей бедного ради богатого.

 

VI, 3. Деревенская пища (gramyarn aharam) - нища, добываемая

обработкой земли.

 

...в месте с ней-в этом случае  требуется согласие жены. VI. II.

Весенние и осенние чистые виды пищи отшельников-в данном случае

имеется в виду дикий рис весеннего  и осеннего сбора.

 

VI. 15. Ащваюджа-месяц ащвин (сентябрь-октябрь), См. прим. к III, 217.

 

VI, 18. Т. е. он может собирать  столько, сколько достаточно на  один

день.

 

VI, 19. Индийцы обычно принимали  пищу два раза в день  - утрем и

вечером. В этом стихе речь идет о разных видах поста; или он может

есть один раз в сутки, или  один раз в двое суток, или один раз в

четверо суток.

 

VI, 20. Лунное покаяние (candrayanal-iipii исполнении  его прием пищи

изменяется каждый день, уменьшаясь или увеличиваясь на одно наполнение

рта, в зависимости от того, уменьшается  или увеличивается месяц (см.

XI, 219).

 

VI, 21. Учение В а и к ха  и ас ы- все комментаторы, кроме  Нар.,

считают, что имеется в виду сутра, содержащая правила для отшельников;

автором ее называется Вайкханаса.

 

VI, 23. Летом следует подвергаться  жару пяти огней- расположившись

между четырьмя огнями и имея пятый, солнце, сверху.

 

VI, 25. Поместив в себя священные  огни согласно правилу-глотая  пепел и

тому подобное по правилу, излагаемому в одной из сутр (Медх., Гов.,

Кул.).

 

VI. 27. ...может собирать милостыню-в  стихе VI, И предписывается

ничего не брать у других.

 

VI, 28. ...принеся [пищу] из деревни-в  стихе VI, 3 предписывается

отказаться от деревенской пищи.

 

VI, 31. ...на северо-восток (aparajitarn... di^am)-так толкуют все

комментаторы (букв. "в непобедимую  страну").

 

VI, 32. ...избавившись от тела одним  из тех многих подвигов,

[практикуемых] великими риши,-утопившись  в реке, бросившись с горы,

путем сожжения или истощив себя голодом (Медх.).

 

VI, 35. Уплатив три долга-по отношению  к риши, предкам и богам.

 

VI, 38. Поместив в себя огни-проглотив  пепел от жертвенных огней.

 

VI, 39. ...дав всем живым существам  безопасностьт. е. дав обет  не

убивать живые существа.

 

VI, 41. Средство очищения (pavitra) - посох, сосуд для воды, трава

куща и т. д., а также очистительные  тексты.

 

VI, 46. ...ногу, очищенную взором,-т.  е. следует следить за тем,  чтобы

не раздавить ногой какое-либо живое существо (см. VI, 68).

 

...воду, очищенную тканью,-т. е. процеженную, чтобы не проглотить

плавающие в воде живые существа,

 

VI, 48. Мирские дела (saptadvaravakirna)- букв. "рассыпанное у семи

врат". Относительно общего смысла комментаторы согласны, но выражение

"семь врат" толкуют по-разному.

 

VI, 50. По-видимому, такая практика все же имела место.

 

VI, 66. Даже украшенному-т, е. имеющему  знаки, характерные для

переживаемого им периода жизни  пли указывающие на принадлежность его к

какой-либо религиозной секте.

 

VI, 67. Плод к атаки- -считалось,  что если семенами этого растения

натирать внутренность сосуда для  воды, то это осаждает частицы земли,

находящиеся в воде.

 

VI, 74. ...не связывается деяниями-т.  е. он освобождает ся от действия

закона кармы.

 

VI, 75. ...тогосостояни я-соединения  с брахмой, пребывания в мире

Брахмы.

 

VI, 81. Двойственность-наличие противоположностей: голо; да и сытости,

чести и бесчестия и т. д.

 

VI, 83. Ведийский текст, относящийся  к жертве приношению,-Брахманы

(предписания о жертвенном ритуале).

 

...относящийся к божествам-мантры, стихотворные тексты Вед.

 

...относящийся к атману, изложенный  в Веданте,- Упанишады,

религиозно-философские части ведийской  литературы. VI, 86.

Отказавшиеся от [порядка, предписанного] Ве-

 

д о и (vedasamnyasika), - Гов. считает, что  имеются в виду лица,

упоминаемые в IV, 22; Кул. считает их аскетами. Но если судить по VI,

94-95, это брахманы, отрекшиеся от  всех мирских дел, но не ушедшие  в

отшельники или аскеты, а оставшиеся жить дома под опекой своих детей.

 

VI, 87. По мнению комментаторов,  стихи VI, 87-93 имеют целью показать:

1) что имеется только четыре  ащрамы и что vedasamnyasika не составляют

пятой и не состоят вне их; 2) что, поскольку ащрама домохозяина -

самая важная, человек может продолжать жить в своем доме под опекой

сына.

 

VI, 94. Свободный от долгов-см. IV, 257, VI, 35-36.

 

VI, 97. ...и зложен а... дхарма брахмана- некоторые комментаторы

считают, что все это относится  только к брахманам, другие включают и

прочих дваждырожденных.

 

VII, 2. Посвящение-имеется в виду  коронация. ...как положено-т. е.

согласно с правилами, изложенными  в щастрах.

 

VII, 4. Владыка богатств (vitte^a) - одни  из эпитетов бога Куверы.

 

VII, 7. Царь дхармы-один из эпитетов  Ямы, почитавшегося богом

правосудия.

 

VII, 10. ...различный вид-вид друга  для друга, врага для врага  и т. д.

 

VII, II. Падма-Щри-богиня счастья,  то же что Лакшми.

 

VII, 14, Наказание (dan-da) - букв. "палка". Здесь наказание

персонифицируется; этот образ не редок в древнеиндийской литературе

(см. также VII, 18, 25).

 

VII, 15. ...служат пользе (bhogaya kalpante) - согласно большинству

комментаторов это значит: "допускают, чтобы ими пользовались" (см.

VII, 23).

 

VII, 21. Перемещение высших и низших- согласно Медх. и Рам. даже щудры

(vrsala) стали бы выше брахманов.

Информация о работе Царский судебник