Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:28, лекция
Служебные части речи – это предлог ,союз ,частица .В отличие от самостоятельных частей речи они не называют ни предметов, ни признаков ,ни действий ,ни количество и не бывают членами предложения.
Самостоятельные части речи употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи. Служебные части речи в предложениях употребляются только вместе с самостоятельными частями речи.
Иногда союз и употребляется в предложениях, близких по значению к противительно-уступительным. Например: ...Были открыты все окна с правой стороны, и все-таки было душно (Пан.).
Союз ни...ни употребляется в предложениях со значением взаимоисключения: Ни калина не растет меж ними, ни трава не зеленеет (Г.).
Союзы тоже и также употребляются в предложениях с присоединительным оттенком значения во второй части: Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей (Ч.).
План беседы:
Упражнение. Составьте предложения с данными антонимами.
Образец:Волноваться-
Волноваться-успокаиваться,
Тема № 55.Сложносочиненные
Сопостовительные
отношения выражаются союзом
а.Сопоставляются несходные в
чем-то события,явления.
Противительные
отношения выражаются союзами
но,однако,,зато.
План беседы:
1.Какими союзами
выражаются противительные
2.Объясните расставления знаков препинания в ссп с противительными союзами.
Упражнение7.Спишите вставляя союзы а или но.
1.Полтинника на билет
у меня не было,….возле узкого
тропа стоял рыжий контролер
и мотрос с винтовкой.2.Я
Упражнение 8.Спишите
вставляя вместо точек
1.Девочка училась
хорошо,но большими ….не
Проверь себя!
1). Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).
А. Воодушевляясь вымыслом отец сочиняет что придет в голову а я слушаю с замиранием сердца.
В. Березки словно девочки босые стоят в снегу.
Г. Когда Мария увидела ребят сердце ее зашлось от жалости к ним..
Д. Обласканные дети поспешно вошли в дом (что)бы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле
2 Определите тип второго предложения: Прочитанная книга интересна
А. простое
Б. сложносочиненное
В. сложноподчиненное
Г. сложное бессоюзное
3.Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).
А. (В)следствие того что в этом годе лето знойное и засушливое велика опасность лесных пожаров.
В. За окном ничего нет кроме фонарей.
Г. Пожар возникший (в)следствие неосторожного обращения с огнем уничтожил рощицу.
Д. Чуть брезжило когда нас разбудили.
4. Использование какого союза придает предложению …с моря надвигался шторм, полеты запрещались оттенок разговорной речи?.
А. благодаря тому что
Б. потому что
В когда
Г. ввиду того что
5. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).
А. Воодушевляясь вымыслом отец сочиняет что придет в голову а я слушаю с замиранием сердца.
В. Березки словно девочки босые стоят в снегу.
Г. Когда Мария увидела ребят сердце ее зашлось от жалости к ним..
Д. Обласканные дети поспешно вошли в дом (что)бы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле.
6. Выберите подчинительный союз, который точнее других передает стиль и смысл высказывания.…есть большое стремление к достижению поставленной цели, можно осуществить самые дерзкие мечты.
А. раз Б. коль В. если Г. Как
7. Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).
А. Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.
Б. Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.
В. Леса на дальних косогорах как желто-красный лисий мех.
Г. В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.
8. Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным.
А. Я сказал, что люблю осенний лес.
Б. Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.
В. Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.
Г. Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косят.
Д. Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.
9. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.
А. Дети знают, что такое благодарность и умеют сохранять ее надолго.
Б. Люблю, когда молодой лиственный лес оденется и кругом тесно обступит елку.
В. Мы не думали, что он убежит так далеко и, поджидая его, стали кидать камнями по реке.
Г. Федька нахлобучил фуражку, всунул книги за пазуху, чтобы не промокли, и ушел.
10. Укажите СПП с последовательным подчинением.
А. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Б. Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.
В. Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.
Г. Когда, утомленные ходьбой, они воротились в свою каморку, из штаба прислали вестового, сообщившего, что связь налажена.
Тема№56.Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.
В сложносочинённых предложениях (ССП) с разделительными союзами: ИЛИ (ИЛЬ), либо, ЛИ...ИЛИ, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО, ТО ЛИ...ТО ЛИ — указывается на чередование явлений, на возможность или выбор одного явления из двух или нескольких.
[ ], иль [ ], иль [ ].
[Залает пёс домовый], иль [ветерок зашелестит в листах темнеющей дубровы], иль [птица робко пролетит].
═════ ──
То [ ], то [ ].
То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит].
───── ══════ ─── ════
Не то [ ], не то [ ].
Не то [светало], не то [темнело].
══════ ══════
План беседы:
1)Назовите СПП с
2)На что указывает СПП с разделительными союзами?
Упражнение.Спишите вставляя
вместо точек разделительные
союзы и расставляя знаки
Упражнение. Составьте
предложения с данными
Образец:Волноваться-
Волноваться-успокаиваться,
Тема№57.Типы сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения
различаются в зависимости от
того,к чему относится
Тип сложноподчиненного
предложеия определяется по
Сложноподчиненные
предложения,в которых
- с придаточными времени;
- с придаточными условия;
- с придаточными уступки;
- с придаточными причины;
- с придаточными следствия;
- с придаточными цели;
- с придаточными сравнительными;
1.Какие типы
2.Как определяется тип
сложноподчиненного
3.Какие предложения
Упражнение.Спишите
Упражнение .Заменяя выделенные части простых предложений придаточными времени ,составьте сложноподчиненные предложения.
1.Вскоре после приезда отца состоялся семейный совет(как только).2.По мере приближения поезда к южной границе пейзаж все больше менялся(по мере того как).3.С наступлением весны работ на ферме прибавилось(как).4.После окончания школы у нас начнется взрослая жизнь(после того как).
Тема№58.Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Придаточные определительные
отвечают на вопрос какой?, относятся
к одному слову в главной части
— существительному, местоимению
или слову другой части речи в
функции существительного — и
располагаются после этого
Придаточные определительные присоединяется при помощи союзных слов — относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда. В придаточной части они замещают собой существительное из главной части:
Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) — союзное слово который является подлежащим.
Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).
Союзные слова что, где, куда, откуда, когда являются для придаточных определительных неосновными и всегда могут быть заменены основным союзным словом который в определённой форме:
Парк, где (= в котором / = в парке) мы любили гулять, был больше похож на лес.
Определяемое слово в
главной части может иметь
при себе указательные слова тот,
такой, например: В той комнате, где
я живу, почти никогда не бывает
солнца. Однако такое указательное
слово может быть опущено и
поэтому не является обязательным в
структуре предложения; придаточное
относится к существительному даже
при наличии при нём
Кроме того, существуют придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными. Средства связи в них — относительные местоимения кто, что, какой, каков, который: