Служебные части речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:28, лекция

Краткое описание

Служебные части речи – это предлог ,союз ,частица .В отличие от самостоятельных частей речи они не называют ни предметов, ни признаков ,ни действий ,ни количество и не бывают членами предложения.
Самостоятельные части речи употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи. Служебные части речи в предложениях употребляются только вместе с самостоятельными частями речи.

Вложенные файлы: 1 файл

русский язык.docx

— 105.18 Кб (Скачать файл)

Иногда союз и употребляется  в предложениях, близких по значению к противительно-уступительным. Например: ...Были открыты все окна с правой стороны, и все-таки было душно (Пан.).

Союз ни...ни употребляется  в предложениях со значением взаимоисключения: Ни калина не растет меж ними, ни трава  не зеленеет (Г.).

Союзы тоже и также употребляются  в предложениях с присоединительным  оттенком значения во второй части: Она  мне нравилась все больше и  больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей (Ч.).

  План беседы:

  1. Что является средством связи в сложносочиненных предложениях с соединительными  союзами?
  2. В каких предложениях также могут употребляться соединительные союзы?

Упражнение. Составьте предложения  с данными антонимами.

    Образец:Волноваться-успокаиваться.-Мама  то волнуется ,то успокаивается.

   Волноваться-успокаиваться,расставться-встречаться,вспыхнуть-погаснуть,открывать-закрывать.

      Тема № 55.Сложносочиненные предложения  с противительными союзами.

     Сопостовительные  отношения выражаются союзом  а.Сопоставляются несходные в  чем-то события,явления.Например:Он-аристократ,аа  я смиренная демократка.

     Противительные  отношения выражаются союзами  но,однако,,зато.Противопоставляются  несходные,противоположные друг  другу события,явления.Например:Солнце  село,но в лесу еще светло.

  План беседы: 

   1.Какими союзами  выражаются противительные отношения?

   2.Объясните расставления  знаков препинания в ссп с  противительными союзами.

  Упражнение7.Спишите  вставляя союзы а или но.

1.Полтинника на билет  у меня не было,….возле узкого  тропа стоял рыжий контролер  и мотрос с винтовкой.2.Я окликнул  его,…. Он не услышал меня.3.Глаза  его горели,… в растопыренных  руках он крепко держал измятый  ворох подобранных листовок.4.Ночи  были прохладные,…. Васька забрав  старое ватное одеяло до остатки  овчиного тулупа, перебрался спать  на сеновал.5.Из района прислали  нового человека,.. алешинские мужики  отеслись к нему холодно.

    Упражнение 8.Спишите  вставляя вместо точек подходящие  по смыслу слова склонность,наклонность,задаток,задатки,способность.Постройте схему сложносочиненного предложения.

  1.Девочка училась  хорошо,но большими ….не отличалась.2.Окружающие  страдают от ее дурных …,да  все же жалеют сироту.3.Анна  Сергеевна кунаслледовала от  отца частицу его … к роскоши.4.Меня  приятно порожает в вас …  к обобщениям.5.Он внес … ,но  партнер нарушил договор.6.У Аркадия  есть … сильного ума,но в  той ситуации ему не хватило  твердости характера.

 Проверь себя!

1).        Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).

А.   Воодушевляясь вымыслом отец сочиняет что придет в голову а я слушаю с замиранием сердца.

В.      Березки словно девочки босые стоят в снегу.

Г.      Когда Мария увидела ребят сердце ее зашлось от жалости к ним..

Д.      Обласканные дети поспешно вошли в дом (что)бы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле

 

2  Определите тип второго предложения: Прочитанная книга интересна

А.       простое

Б.        сложносочиненное

В.        сложноподчиненное

Г.        сложное  бессоюзное

3.Найдите сложноподчиненные предложения  (знаки препинания не проставлены).

А.      (В)следствие того что в этом годе лето знойное и засушливое велика опасность лесных пожаров.

В.      За окном ничего нет кроме фонарей.

Г.      Пожар возникший (в)следствие неосторожного обращения с огнем уничтожил рощицу.

Д.      Чуть брезжило когда нас разбудили.

4. Использование какого союза придает предложению …с моря надвигался шторм, полеты запрещались оттенок разговорной речи?.

 

 А.  благодаря тому что             

 Б.  потому что

 В  когда                                    

 Г. ввиду того что

5.  Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).

А.   Воодушевляясь вымыслом отец сочиняет что придет в голову а я слушаю с замиранием сердца.

В.      Березки словно девочки босые стоят в снегу.

Г.      Когда Мария увидела ребят сердце ее зашлось от жалости к ним..

Д.      Обласканные дети поспешно вошли в дом (что)бы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле.

6.  Выберите подчинительный союз, который точнее других передает стиль и смысл высказывания.…есть большое стремление к достижению поставленной цели, можно осуществить самые дерзкие мечты.

 А. раз               Б. коль                        В. если            Г. Как

   7. Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).

А.   Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.

Б.    Посмотри как  тихо позолоту август рассыпает на полях.

В.    Леса на дальних  косогорах как желто-красный лисий мех.

Г.    В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся  солнце.

 

8.  Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным.

А.   Я сказал, что люблю осенний лес.

Б.    Не знаю, что  меня привлекает в этом юноше.

В.    Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.

Г.    Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косят.

Д.    Мы увидели новый  дом, который недавно сдали в  эксплуатацию.

 

9. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.

А.   Дети знают, что  такое благодарность и умеют  сохранять ее надолго.

Б.    Люблю, когда  молодой лиственный лес оденется и кругом тесно обступит елку.

В.    Мы не думали, что  он убежит так далеко и, поджидая его, стали кидать камнями по реке.

Г.    Федька нахлобучил фуражку, всунул книги за пазуху, чтобы  не промокли, и ушел.

10.    Укажите СПП с последовательным подчинением.

А.   Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой  друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!                 

Б.    Ночь была так  черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось  ощупью отыскивать дорогу.

В.    Когда все  части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен  в голову.

Г.    Когда, утомленные ходьбой, они воротились в свою каморку, из штаба прислали вестового, сообщившего, что связь налажена.

 

                 Тема№56.Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

В сложносочинённых предложениях (ССП) с разделительными союзами: ИЛИ (ИЛЬ), либо, ЛИ...ИЛИ, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО, ТО ЛИ...ТО ЛИ — указывается на чередование явлений, на возможность  или выбор одного явления из двух или нескольких.

[ ], иль [ ], иль [ ].

[Залает пёс домовый], иль  [ветерок зашелестит в листах  темнеющей дубровы], иль [птица  робко пролетит].

 ═════ ──                          ────         ══════

То [ ], то [ ].

То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит].

      ─────              ══════    ───             ════

Не то [ ], не то [ ].

Не то [светало], не то [темнело].

          ══════              ══════

План беседы:

1)Назовите СПП с разделительными  союзами?

2)На что указывает СПП  с разделительными союзами?

  Упражнение.Спишите вставляя  вместо точек разделительные  союзы и расставляя знаки препинания.

  1. … доносится крик птицы, …. Залает собака.2. … доносится крик птиц …. Какой-то неоппределенный звук нарушит тишину.3. … вода была холодной … он не мог решиться шагнуть в воду.4. … вода была холодной …. Поднимались огромные волны.5. … уносит ветер листья .. мелкие птицы несутся в теплые края. 6. … поднимается ветер … снова становится тихо.

   Упражнение. Составьте  предложения с данными антонимами.

    Образец:Волноваться-успокаиваться.-Мама  то волнуется ,то успокаивается.

   Волноваться-успокаиваться,расставться-встречаться,вспыхнуть-погаснуть,открывать-закрывать.

    Тема№57.Типы сложноподчиненных предложений.

  Сложноподчиненные предложения  различаются в зависимости от  того,к чему относится придаточное  предложениия и в какие смысловые  отношения с главным вступает  ппридаточное предложение.

    Тип сложноподчиненного  предложеия определяется по вопросу,который  ставится к придаточным предложениям  от всего главного предложения  или от одного его слова.Например:Я  думал о людьях(каких людьях?),чья жизнь была связана с этими берегами.

   Сложноподчиненные  предложения,в которых придаточное  предложение относится кко всему  главному предложению.являются обстоятельственными.К  ним относятся сложноподчиненные  предложения:

- с придаточными времени;

- с придаточными условия;

- с придаточными уступки;

- с придаточными причины;

- с придаточными следствия;

- с придаточными цели;

- с придаточными сравнительными;

1.Какие типы сложноподчиненных  предложении вы знаете?

2.Как определяется тип  сложноподчиненного предложения?

3.Какие предложения называются  обстоятельствеенными?

  Упражнение.Спишите сложноподчиненные  предложения с придаточными времени,ввстаыляя  вместо точек подходящие по  смыслу союзы.

  1. ….счастьем дышишь,его не замечаешь.2.Прошло четыре недели …, …Пьер был в плену.3. … он не увидел Наташу,лицо его просияло.4. …. Не стихли шаги,ни гость,ни хозяйка не сказали друг другу ни слова.5.Миша разглядывал Шурика, … чья-то рука опустилась на его плечо.6.Это письмо было привезено в дом Пьера, … он находился на Бородинском поле.7.Все же это был настоящий лес ,и Музрук в первый раз …, … покинул сторожку Андреевича ,почувствовал себя хорошо.

Упражнение .Заменяя выделенные части простых предложений придаточными времени ,составьте сложноподчиненные предложения.

  1.Вскоре после  приезда отца состоялся семейный совет(как только).2.По мере приближения поезда к южной границе пейзаж все больше менялся(по мере того как).3.С наступлением весны работ на ферме прибавилось(как).4.После окончания школы у нас начнется взрослая жизнь(после того как).

            Тема№58.Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

 

Придаточные определительные  отвечают на вопрос какой?, относятся  к одному слову в главной части  — существительному, местоимению  или слову другой части речи в  функции существительного — и  располагаются после этого определяемого  слова.

 

Придаточные определительные  присоединяется при помощи союзных  слов — относительных местоимений  какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда. В  придаточной части они замещают собой существительное из главной  части:

 

Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и  стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) — союзное слово  который является подлежащим.

 

Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).

 

Союзные слова что, где, куда, откуда, когда являются для придаточных  определительных неосновными и  всегда могут быть заменены основным союзным словом который в определённой форме:

 

Парк, где (= в котором / = в  парке) мы любили гулять, был больше похож на лес.

 

Определяемое слово в  главной части может иметь  при себе указательные слова тот, такой, например: В той комнате, где  я живу, почти никогда не бывает солнца. Однако такое указательное слово может быть опущено и  поэтому не является обязательным в  структуре предложения; придаточное  относится к существительному даже при наличии при нём указательного  слова.

 

Кроме того, существуют придаточные  определительные предложения, относящиеся  именно к указательным или определительным  местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут  быть опущены. Такие придаточные  называются местоименно-определительными. Средства связи в них — относительные  местоимения кто, что, какой, каков, который:

Информация о работе Служебные части речи