Исторические аспекты теории культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Выбор темы обусловлен прежде всего моим личным желанием попы­таться разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетен­тных авторов в феномене культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вда­ваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы изуче­ния культурологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ 1

1.1 ДОМАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ 1

1.2 МАРКИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ 6

2. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ 6

3.1 СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ 8

3.2 МАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 10

3.3 ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 11

3.4.1 МИФ 12

3.4.2 РЕЛИГИЯ 13

3.4.3 ИСКУССТВО 14

3.4.4 ФИЛОСОФИЯ 15

3.4.5 НАУКА 15



3.4.6 ИДЕОЛОГИЯ 17

3.4.7 НРАВСТВЕННОСТЬ 18

3.5 СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ 19

4.1 МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА 22

4.2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ 23

"МАССОВОЙ" КУЛЬТУРЫ

4.2.2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 24

4.3 ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА КАК АНТИПОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 26

5. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 28

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 30

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

                  СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                       стр.

 

      ВВЕДЕНИЕ                                          1

 

1.    ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ              1

 

1.1   ДОМАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ  ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ   1

 

1.2   МАРКИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ  КУЛЬТУРЫ              6

 

2.    ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ                                  6

 

3.1   СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ                                8

 

3.2   МАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ  КУЛЬТУРЫ               10

 

3.3   ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ                   11

 

3.4.1 МИФ                                              12

 

3.4.2 РЕЛИГИЯ                                          13

 

3.4.3 ИСКУССТВО                                        14 

 

3.4.4 ФИЛОСОФИЯ                                        15

 

3.4.5 НАУКА                                            15

 

 

 

3.4.6 ИДЕОЛОГИЯ                                        17        

 

3.4.7 НРАВСТВЕННОСТЬ                                   18

 

3.5   СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ  КУЛЬТУРЫ                 19        

 

4.1   МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ  КУЛЬТУРА                    22

 

4.2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ  И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ   23

 

      "МАССОВОЙ"  КУЛЬТУРЫ                 

 

4.2.2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МАССОВОЙ  КУЛЬТУРЫ             24

 

4.3   ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА КАК  АНТИПОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 26

 

5.    ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ                          28

 

6.    ВЗАИМООТНОШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА    30

 

7.    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                       32

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                33

 

                                           

            - 1 -

 

          ВВЕДЕНИЕ

 

    Выбор темы обусловлен  прежде всего моим личным желанием  попы­таться разобраться как  самостоятельно, так и  с помощью  компетен­тных авторов в феномене культуры. Данная тема  является  наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально,  не  вда­ваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы  изуче­ния культурологии.

 

    1.    ИСТОРИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

 

     Культура (от латинского cultura - возделывание,  воспитание, образование,  развитие, почитание), исторически определенный  уро­вень развития общества и  человека, выраженный в  типах   и  формах организации жизни  и деятельности людей, а также  в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры  употребляет­ся для характеристики материального и духовного уровня  развития определенных исторических эпох , общественно-экономических форма­ций, конкретных обществ, народностей и наций (например,  античная культура, культура майя), а также специфических сфер  деятельнос­ти или жизни (культура труда, художественная  культура,  культура быта). В более узком  смысле  термин  "культура"  относят  только к сфере духовной жизни людей.

 

    1.1   ДОМАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

 

    Первоначально понятие  культуры  подразумевало  целенаправлен­ное  воздействие человека на природу  (обработка земли и прочее), а  также воспитание и обучение  самого человека. Воспитание  включало  не только развитие умения следовать существующим  нормам  и  обы­чаям, но и поощрение желания им следовать, формально  уверенность в способности культуры удовлетворить все  потребности  и  запросы человека. Такая двуаспектность свойственна пониманию культуры.  в любом обществе. Хотя само слово "культура" вошло в  обиход  евро­пейской социальной мысли лишь со 2-ой половины 18 века, более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних  эта­пах европейской истории и за ее пределами (например, жень в ки­тайской традиции, драхма в индийской традиции). Эллины  видели  в "пайдейе", то есть "воспитанности", главное свое отличие от  "не­культурных" варваров. В позднеримскую эпоху, наряду с представле­ниями, передаваемыми основным смыслом слова "культура",  зародил­ся, а в средние века получил распространение иной комплекс значе­ний, позитивно оценивающий городской уклад социальной жизни и бо­лее близкий к возникшему  позднее понятию цивилизация.  Слово

 

 

 

 

 

                               - 2 -

 

"культура" стало ассоциироваться скорее с признаками личного  со­вершенства, в первую очередь религиозного.  В  эпоху  Возрождения под совершенством культуры начали понимать соответствие  гуманис­тическому идеалу человека, а в дальнейшем  идеалу  просветителей. Для домарксистской буржуазной философии характерно  отождествле­ние культуры с формами духовного и политического саморазвития об­щества и человека, как оно проявляется в движении  науки,  искус­ства,  морали,  религии и государственных форм  правления."... Производство и все экономические отношения упоминались лишь  меж­ду прочим, как второстепенные  элементы  культуры"  (Маркс  К.  и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.20, с. 25). Так французские просвети­тели 18 века (Вольтер, А.Тюрго, Ж.А. Кондорсе)  сводили  содержа­ние культурно-исторического  процесса  к  развитию  человеческого "разума". "Культурность","цивилизованность" нации или  страны  (в противоположность " дикости" и "варварству" первобытных  народов) состоит в "разумности" их общественных  порядков  и  политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Цель культуры, соответствующая высшему назначению  "ра­зуму", - сделать всех людей счастливыми  (эвдемонистическая  кон­цепция культуры), живущими в согласии с запросами и  потребностя­ми  своей  "естественной"  природы  (натуралистическая  концепция культуры). Вместе с тем уже в рамках Просвещения возникла "крити­ка"  культуры и цивилизации (Ж.Ж. Руссо), противопоставляющая ис­порченности и моральной развращенности "культурных" наций просто­ту и чистоту "нравов"  народов,  находившихся  на  патриархальной ступени развития. Эта критика была воспринята немецкой классичес­кой философией, придававшей ей характер общетеоретического осмыс­ления противоречий и коллизий буржуазной цивилизации  (разделение труда, дегуманизирующие  воздействие  техники,  распад  целостной личности и т. д.). Выход из этой противоречивой  ситуации  немец­кие философы искали в сфере "духа", в сфере морального (И. Кант), эстетического (Ф.Шиллер, романтики) или философии (Г.Гегель) соз­нания, которые и выдаются ими за область подлинно культурного су­ществования и развития человека. Культура  с этой  точки зрения предстает как область "духовной  свободы"  человека,  лежащая за пределами его природного и социального  существования,  независи­мая от его эмпирических целей и потребностей. В  достижении  этой свободы и состоит смысл всей культурно-исторической эволюции  че­ловечества.  Немецкому  философско-историческому  сознанию  свой­ственно признание множества своеобразных типов и форм  культурно­го развития, располагающихся в определенной исторической последо­вательности и образующих в  совокупности  единую  линию  духовной эволюции человечества. Так И.Гердер  рассматривает  культуру  как прогрессивное  раскрытие  способностей  человеческого  ума,    но

 

 

 

 

 

                               - 3 -

 

пользуется этим понятием и для  определения этапов  относительного исторического развития человечества, а также  для  характеристики ценностей  просвещенности. Немецкие романтики  (Шиллер,  А.  и  Ф. Шлегели, поздний Ф. Шеллинг) продолжили гердовскую линию двоякого толкования культуры. С одной стороны, они создали традицию  срав­нительно-исторического  изучения культуры (В. Гумбольдт  и  школа компаративной лингвистики), с другой - положили начало взгляду на культуру как на частную антропологическую проблему. К Герду вос­ходит также и третья линия конкретного анализа обычаев и этичес­ких признаков культуры (впервые в середине 19 века в работах не­мецкого истроика Ф.Г. Клемма, который рассматривает культуру  как отличительную черту человека).

 

    В конце 19 - начале 20 веков  универсализм сложившихся  эволю­ционных  представлений о культуре был  подвергнут критике  с  идеа­листических  позиций неокантонианства (Г. Риккерт,  М.  Вебер).  В культуре стали видеть прежде всего специфическую систему ценнос­тей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации об­щества того или иного типа. В несколько ином аспекте подобный  же взгляд оформился в "теорию культурных кругов" (Л.  Фробениус,  Ф. Гребнер), распространенную до начала 20-х годов 20 века.

 

    Теория единства линейной  эволюции культуры была также  подвер­гнута критике с иррационалистических  позиций философии  жизни,  и ей была противопоставлена   концепция  "локальных  цивилизаций"  ­замкнутых и самодостаточных, неповторимых культурных  организмов, проходящих  сходные  этапы  роста,  созревания  и   гибели            (О.

 

Шпенглер). Для  этой  концепции  характерно    противопоставление культуры и цивилизации,  которая  рассматривается  как  последний этап развития данного общества.  Сходные  представления  развива­лись в России Н. Я. Данилевским, позднее П.А. Сорокиным, а в  Ве­ликобритании - А. Тойнби. В некоторых концепциях критика  культу­ры, начатая Руссо, доводилась до полного ее  отрицания;  выдвига­лась идея "природной антикультурности" человека, а любая  культу­ра трактовалась как средство подавления и порабощения (Ф. Ницше). Вырождение этой позиции в полной мере проявилось в идеологии  фа­шизма.

 

    С последней трети  19 века изучение культуры развивалось   и  в рамках антропологии  и этнографии. При этом  складывались  различ­ные подходы к культуре. Положив начало так называемой  культурной антропологии, английский  этнолог Э. Тейлор определял  культуру пу­тем перечисления ее конкретных элементов, но без уяснения их свя­зи с организацией общества и функциями отдельных  культурных  ин­ститутов. Американский ученый Ф. Боас в начале 20 века  предложил метод детального изучения обычаев, языка и  других харектеристик жизни примитивных обществ и их сравнения, позволявший выявить ис-

 

 

 

 

 

                               - 4 -

 

торические условия их возникновения. Существенное влияние  в  не­марксистской  антропологии приобрела концепция  американского  ан­трополога А. Кребера, перешедшего от изучения культурных  обычаев к понятию "культурного образца"; совокупность таких "образцов"  и составляет систему культуры.  Существенный  недостаток  концепции образов связан с отказом Кребера от применения  идеи  социального детерминизма. В ней отсутствовало также объяснение причин и моти­вов к поддержанию образцов на индивидуальном уровне. Если  теория "культурных образцов" подчиняет социальную структуру культуры, то в функциональных теориях культуры, ведущих свое начало от англий­ских этнологов и социологов Б. Малиновского и А.  Радклифф-Брауна (так называемая социальная антропология), основным становится по­нятие социальной структуры, а культура рассматривается как  орга­ническое целое, анализируемое  по  составляющим  его институтам. Структуру социальные антропологи рассматривают как формальный ас­пект устойчивых во времени социальных взаимодействий, а культура определяется как система правил образования структуры при таких взаимоотношениях. Функции культуры состоят во взаимном  соотнесе­нии и иерархическом упорядочении  элементов  социальной  системы. Постулаты этой функциональной  теории  были  подвергнуты  критике представителями структурно-функциональной школы в  немарксистской социологии (американские социологи Т. Парсонс, Р.Мертон, Э.  Шилс и другие), стремившимся обобщить представления о  культуре,  сло­жившиеся в культурной и социальной антропологии, и решить пробле­му отношений культуры  и  общества.  В  структурно-функциональной теории понятие культуры используется для обозначения системы цен­ностей, обусловливающей выработку форм человеческого поведения, и рассматривается как органическая часть социальной системы,  опре­деляющая степень ее упорядочности и управляемости.  В  немарксис­тском культуроведении получают развитие и другие подходы к изуче­нию культуры. Так, на основе возникшей в рамках культурной антро­пологии тенденции рассматривать роль культуры  при  передаче  со­циального наследия от поколения к поколению  было  развито  пред­ставление о коммуникативных свойствах  культуры.  При  этом  язык стал считаться образцом при изучении строения культуры, что  спо­собствовало внедрению в культуроведение методов семиотики, струк­турной лингвистики,  математики  и  кибернетики  (так  называемая структурная антропология - американский этнограф  и  лингвист  Э. Сепир, французский этнолог К. Леви-Строс и другие). Однако струк­турная антропология неправомерно рассматривает культуру как чрез­вычайно стабильную конструкцию, не учитывая динамики историческо­го развития культуры; в ней слабо прослеживаются связи культуры с актуальным состоянием общества, отсутствует анализ роли  человека как творца культуры. С попыткой  решить  проблему  "культура-лич-

 

 

 

 

 

                               - 5 -

 

ность"  связано  возникновение  особого  направления   психологии культуры (Р.Бенедикт, М.Мид,  М.Херсковец  (США) и другие).  Опи­раясь на концепцию З.Фрейда, истолковавшего  культуру  как  меха­низм социального подавления и сублимации детских  психологических импульсов, а также на концепции неофрейдистов Г. Рохейма, К. Хор­ни, Х. Салливана (США) о составе  культуры  как  запечатленном  в знаках содержании  непосредствнных  психологических  переживаний, представители этого направления интерпретировали культуру как вы­ражение социальной общезначимости свойственных человеку  основных психических состояний. "Культурные образцы"  стали  понимать  как реальные механизмы или приспособления, помогающие  индивидам  ре­шать конкретные задачи социального существования. В связи с  этим была выделена способность культуры быть моделью обучения, в  про­цессе которого общие образцы переходят  в  индивидуальные  навыки (М. Мид, Дж. Мердок (США) и другие).

 

    Идеаллистические учения  неокантианца Э. Кассиера  и   швейцар­ского психолога и философа культуры К. Юнга легли в основу  пред­ставлений о символических свойствах культуры. Ряд  представителей психологии культуры, опирающихся на концепцию "локальных  цивили­заций", стремились отыскать набор  "культурных  инвариантов",  не сводимых друг к другу и не имеющих  под  собой  реального  общего субстракта. Такой взгляд нашел отражение в теории языкового реля­тивизма Э. Сепиера - Б. Уорфа, в исследованиях конкретных культур Р. Бенедикт как обособленных "культурных конфигураций" и в  общей позиции культурного релятивизма М. Херсковица. Напротив,  сторон­ники феноменологического подхода к культуре,  а  также  некоторые представители экзистенциалистской  философии  культуры  выдвигают предположение об универсальном содержании, скрытом в  любой  час­тной культуре, исходя  либо  из  утверждения  об  универсальности структур сознания (Э. Гуссерель, Германия), либо из  постулата  о психобиологическом единстве человечества (К. Юнг), либо  из  уве­ренности в наличии  некоего  "фундаментального  основания, осевой изначальности" культуры, по отношению к которым все ее  разновид­ности - лишь "частности" или "шифры" (немецкие философы  М.  Хай­деггер и К. Ясперс).

 

    В современных условиях  ускоренного научно-технического  прог­ресса и обострения ряда  социальных противоречий некоторые культу­рологи и социологи приходят к выводу о  невозможности  последова­тельного проведения идеи единой культуры. Это находит отражение в теориях поли-центризма, исконной противоположности Запада и  Вос­тока - теории не разделяющие концепций общих закономерностей  об­щественного  развития.  Имеются  также  вульгарно-технологические теории, рассматривающие развитые в экономическом отношении  стра­ны, преимущественно Запада, как страны достигшие  высшей  ступени

Информация о работе Исторические аспекты теории культуры