Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 10:29, реферат
Побережье Средиземного моря послужило некогда колыбелью первых европейских цивилизаций. Это были города-государства (полисы), разбросанные по западным окраинам Малой Азии, югу Балканского полуострова и многочисленным островам между ними. Сама природа позаботилась о том, чтобы ограниченные участки суши, пригодные для земледелия, были надёжно изолированы друг от друга ¾ горами или морскими проливами.
На особом положении был также священный город Дельфы. Там на высокой скале стоял храм, посвящённый Аполлону, в котором находилось святилище, называемое оракул. Святилище было расположено над трещиной в скале, откуда поднимались одурманивающие пары (вероятно, под скалой находился геотермальный источник). В этом месте стоял треножник, на треножнике восседала жрица-предсказательница ¾ пифия. Множество народа стекалось к этому святилищу ¾ от простых воинов до знаменитых царей и полководцев: все они мечтали заглянуть в будущее, чтобы узнать, что их ждёт. Пифия, вдыхая пары из расщелины и нажевавшись листьев лавра, в экстазе начинала бормотать бессвязные слова, которые записывали находившиеся здесь жрецы. Затем они «расшифровывали» эти слова, переводили их в стихотворную форму и трактовали их, как предсказание богов. В Дельфах также проводились пифийские игры, в память о победе Аполлона над драконом Пифоном.
Греки
с величайшей ответственностью подходили
к богослужебному культу, святотатство
считалось у них
Характерной особенностью древнегреческой религии был культ героев, ¾ смертных, рождённых от бога и земной женщины. Вообще в древнегреческой мифологии люди стоят довольно близко к богам: боги не только внешне повторяют людей, не только чертами характера похожи на них, но и лично участвуют в земных человеческих делах (например, войнах); сражаются с людьми и даже могут вступать с ними в физическую связь. Плодами этих связей как раз и была герои ¾ сказочные бесстрашные силачи, победители злобных демонов, химер и великанов.
Культ героев в Древней Греции ничуть не уступал культу олимпийских богов, а что касается знаменитого Геракла, то эта фигура была едва ли не популярнее самого Зевса. Древние греки, чьим идеалом были воинское бесстрашие и физическое совершенство, постоянно обращались к сказаниям о героях. Героям ставились храмы, как и богам. Однако вход в эти храмы находился не с восточной, а с западной стороны, что символизировало смертность объекта поклонения (по представлениям греков, вход в царство мёртвых находился на Западе). Другие герои ¾ Ахилл, Тесей, Персей и др. также пользовались всеобщим почитанием, их имена были окружены многочисленными легендами.
В Древней Греции существовали также мистический культы. Виднейшим главой одного из таких движений был Пифагор. Мистики другого толка называли себя орфиками: по преданию, Орфей был учредителем их тайных обрядов. Орфики не приносили кровавых жертв и не употребляли в пищу мясо животных; они верили в переселение душ и свои мистерии тщательно прятали от посторонних глаз. Согласно их учению, человек имеет двойственную природу: злое начало происходит от титанов, а доброе имеет божественный источник. Орфик обязан был вести неустанную борьбу с титанизмом в своём сердце. Цель мистической практики орфиков ¾ освобождение от цикла рождений и смертей.
5.6. Художественное творчество древних греков
Религиозные сказания древних греков украшало не только богатство воображения, но и особого рода эстетическое чувство, которое, ещё с Критских времён, отличало ментальность этого народа. Соответственно, огромную роль в повседневной жизни древних греков почти в каждом полисе (за исключением, пожалуй, Спарты) играло художественное творчество. Греки знали на память множество стихов и могли декламировать их, аккомпанируя себе на лире, цитре или кифаре (этому искусству они обучались в школах). Вазы, которыми они пользовались в быту, боевые щиты, женские шкатулки были покрыты изысканной росписью; самые незначительные предметы быта были произведениями искусства. Ремесленники знали толк в украшениях; они могли выполнять самые сложные и ответственные заказы. Крупные города буквально купались в красоте: мраморные храмы, портики, фигурные каменные лестницы украшали священные места города. Площади и храмы были украшены множеством статуй, посвящённых богам, героям и победителям спортивных игр. В Афинах статуй было столько, что, по словам древнегреческих историков, их количество было гораздо больше, чем число самих жителей.
Древнегреческий храм был не только духовным, но и архитектурным центром города. Даже развалины этих храмов до сих пор поражают изяществом и гармонией своих форм. Украшенный рельефом фронтон, мраморные колонны, поставленные по периметру здания (иногда вместо них использовались статуи ¾ кариатиды), красивые резные капители колонн, ступени и портики, ¾ всё радовало глаз, всё было соразмерно человеку и не подавляло его воображение чрезмерной высотой. Общественные здания и алтари кое-что заимствовали от облика храмов: пластическое изящество было неизменным качеством этих сооружений. Архитектурный стиль ¾ «так называемый «ордер» ¾ существовал в Древней Греции в трёх основных вариантах: дорический (самый простой и мужественный), ионический (более изысканный) и коринфский, самый пышный, известный «растительными» рельефами на капителях колонн.
Почти всегда архитектура, так или иначе, соседствует в древнегреческом искусстве со скульптурными или рельефными изображениями.
Искусство
ваяния было одним из самых ценимых
в Древней Греции, и то немногое,
что дошло до наших дней, указывает
на культ телесной красоты как
одну из самых замечательных
Роспись на вазах была в Греции специальным искусством на протяжение всей её истории. О характере вазописи в критский, микенский и гомеровский периоды здесь уже упоминалось. Архаика и классика ¾ время наивысшего расцвета этого искусства. На вазах этого времени мы встречаем, главным образом, изображения мифологических персонажей и эпизодов Гомеровского эпоса. Различались два вида вазописной техники: чёрнофигурная (изображаемые фигуры покрывались чёрным лаком) и краснофигурная (закрашивался только фон; сами фигуры имели естественный цвет обожжённой глины). Среди вазописцев были свои гениальные художники: Эксекий, Евфроний, Дурис, Бриг.
Особым
вниманием и почётом
Оригинальнейшим созданием творческого гения древних греков был театр. Началом театральных представлений послужили сельские празднества в честь бога Диониса. Празднества сопровождались шествием толпы ряженых: мужчины, одетые в козлиные шкуры, изображали сатиров, составлявших свиту разгульного бога. Они распевали песни, повествующие о печальной судьбе Диониса, растерзанного титанами. Мифологические сюжеты, послужившие канвой для этих песен, становятся впоследствии основой для жанра театральных представлений, который назывался трагедия, то есть «песня козлов» (трагос ¾ козёл, ода ¾ песнь). В торжествах принимала участие также компания подвыпивших селян, распевавших весёлые песенки (часто ¾ с фривольным содержанием). Эти выступления послужили началом для жанра комедии (комос ¾ толпа).
В Афинах Великие Дионисии отмечались особенно широко. Каждый гражданин мог принять участие в этом празднике, который проводился в течение 5 дней. Ежегодно к этому празднику поэты сочиняли песни; эти песни, в исполнении хора и в сопровождении танцоров, звучали на центральной площади. Примерно к концу VI в. до н.э. для таких представлений был сооружён первый театр. Первый день праздника Дионисий был посвящён шествиям и жертвоприношениям; в течение остальных 4-х дней показывались спектакли. Каждый год публике представлялись три автора трагедий и пять комедиографов. После окончания состязаний судьи называли лучшие постановки и вручали призы.
В трагедиях персонажами были, как правило, боги, цари и герои; там затрагивались вечные проблемы, главной из которых было противостояние человека и Судьбы. Величие героя заключалось в том, что, не смотря на свою обречённость, он мужественно шёл навстречу неизбежной гибели (в этом и заключалась суть героизма, выраженная, уже в Новейшее время, известными словами писателя Эрнеста Хемингуэя: «Человека можно убить, но победить ¾ нельзя!»). Виднейшими авторами трагедий были Эсхил, Софокл и Еврипид. Их пьесы и поныне ставятся в ведущих театрах мира.
Жанр комедии, напротив, предполагал обычных людей в качестве театральных персонажей и забавную интригу в качестве сюжета. В диалогах комедий содержались комментарии по поводу насущных проблем, а также известных событий и лиц. Эти комментарии могли быть весьма злободневны; известные в Афинах политики и демагоги легко могли узнать себя в таких театральных постановках. Комедии, таким образом, в какой-то мере служили аналогом современных злободневных журнальных фельетонов. Наиболее известными комедийными поэтами были Аристофан и Менандр.
В эпоху классики специальные помещения для театральных постановок стали строиться во многих крупных городах Древней Греции. По форме это был так называемый амфитеатр: возвышающиеся друг над другом каменные скамьи, расположенные перед сценой в виде полукруга. Всё сооружение, по форме напоминающее половину гигантской раковины, обладало великолепной акустикой и вмещало, как правило, не менее 18 тыс. зрителей. Прямо перед зрителями находилась круглая площадка ¾ орхестра, ¾ там располагались актёры и хор, комментирующий диалоги актёров и сопровождающий действие пьесы разнообразными танцами. Задней стеной площадки служило помещение для переодевания актёров ¾ скене. (Два эти слова: «орхестра» и «скене», послужили лексической основой для позднейших слов «сцена» и «оркестр»).
Актёрами могли быть только мужчины. Обычно они выступали в масках. Маска подчёркивала возраст, пол и эмоциональное состояние персонажа. Актёр мог сменить роль простой заменой маски; её удобство состояло ещё и в том, что она была видна даже с самой дальней от сцены точки театра. У маски был большой открытый рот, который усиливал голос актёра, как рупор.
Счастливые персонажи одевались в яркие костюмы, а трагические ¾ в тёмные. С дальних рядов не все могли хорошо видеть происходящее на сцене, поэтому актёрам приходилось прибегать к разным уловкам, чтобы казаться крупнее: под костюмы они приспосабливали накладки, надевали высокие парики и обувь на толстой подошве (котурны). Участики хора в комедиях иногда, по ходу действия, надевали довольно причудливые костюмы, изображавшие птиц или зверей.
Театральные представления проходили только 4 дня в году, поэтому на них стремились попасть все взрослые граждане города (причём, на комические представления женщины не допускались, поскольку комедии нередко изобиловали непристойностями и грубыми шутками).
Особое место в Древней Греции занимали музыка и поэзия. Эти два искусства были тесно слиты. Слово лирика, всем известное, родилось именно в результате того, что древнегреческие поэты чаще всего не декламировали, а именно напевали свои стихи, сопровождая их игрой на лире. Странствующие певцы, ¾ рапсоды, ¾ зарабатывали на жизнь исполнением стихов во время праздников, состязаний или на пирах.