Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:50, реферат
Византизм как тип культуры оформлялся под действием античности, сохраняя и развивая ее традиции, но построена эта культура была на фундаменте христианства, восприняв его теоцентризм и главные духовно-культурные универсалии. В это же время нельзя провести четкую грань меж позднеантичной культурой и византизмом, внутри которого долго ещё сохраняли лидирующее положение античные принципы, тема, жанры и формы художественного творчества.
Культура периода
с пятого по пятнадцатый век обозначается
как средневековая. Сначало термин
употреблялся для обозначения этапа
развития европейской культуры, потом
стал применяться в исследовании
культур остальных регионов. Базу
средневековой культуры составляет
мировоззренческая парадигма
В V в. Н.Э. В культуре Западной Европы возникает новое видение мира, основанное на теоцентрической мировоззренческой парадигмы, которая будет доминировать в историческом самосознании на протяжении более тысячелетия. Основной идеологией средневековой культуры является мысль одного Бога, создателя мира и человека, нравственной первопричины и духовного Абсолюта. Начало средневекового этапа становления общечеловеческой культуры принято разделять на 3 периода: V-XI вв. - Раннее средневековье, зарождение и становление феодализма; XII-XV вв. - Классическое средневековье, зрелый феодализм; XVI- первая половина XVII века - позже средневековье, период упадка и разложения феодализма.
Средневековая культура - особая ступень в мировом духовном процессе. Ее доминирующие культурные универсалии базировались на религиозном понимании реальности, в силу чего сама культура носила сакральный характер. Ведущее положение религии в духовной жизни и церкви как института в социально-политической сфере обусловили теологический характер мировоззрения и клерикальные черты в художественной культуре. Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство, независимо от специфики его развития в западных и восточных странах (общее приоритетное значение принадлежало как христианству, так и исламу).
но господство сакральных частей в средневековой культуре не означало отсутствие в ней альтернативных по своим началам исканий гармонии жизни и мира в целом. Средневековая художественная культура выражало это завуалировано, своим условным языком.
Каковы же были
закономерности и особенности становления
средневековой культуры? При ответе
на этот вопрос следует учесть тот
фактор, что духовно-культурные универсалии
и мировоззренческая парадигма
эры формировались в процессе
зарождения распространения и
Трансформация
христианства из секты, появившейся
в лоне иудаизма, жестоко преследовавшейся
светскими и церковными властями,
(а христианские историки насчитывают
десять больших гонений на свою религию)
в государственную религию
Процесс формирования
христианства сопровождается конфигурацией
как общественного и этического
состава сторонников первых общин,
так и появлением должностных
лиц, либо клира: пресвитеров (старейшин),
епископов (надзирателей), диаконов (служителей).
равномерно хозяйственно-финансовая власть
в общинах становится ведущей, что
в свою очередь обусловливает
отрыв, обособление клира от верующих.
Внутри самих общин намечается противостояние
меж иудейскими и неиудейскими элементами
в вероучении, отражавшее борьбу иудейских
и языческих группировок в
христианстве. Проникновение языческих,
восточных и греко-римских
Внутри христианства
также шла острая борьба по вопросам
понимания и трактовки главных
вероучительных положений. Уже в I -II
в.В. Н.Э. Возникают разные течения, которые
потом будут объявлены
Арианство - получило своё заглавие от имени римского священника Ария, считавшего, что Иисус Христос не был рождён Богом, а создан им, поэтому не “единосущен” Богу-папе, а “подобосущен” ему. Христианский клир, в целях борьбы с арианством, получившим обширное распространение в восточных провинциях Римской империи, осудил это направление как ложь на Никейском соборе, где было начато формирование базы догматики христианской церкви - знака веры. Совсем знак веры был утверждён на соборе 381 г. В Царьграде, поэтому и именуется Никео-царьградским (принимается без доказательств и исполняется во время богослужения, состоит из 12 членов, 8 из которых посвящены Иисусу Христу.)
Не успела церковь осудить христианство, как его сменяет появившееся в V в. Учение константинопольского епископа Нестория - несторианство, утверждавшее, что Христос был человеком и после вознесения только внешним образом соединился со второй ипостасью троицы - Богом- отпрыском, поэтому и дева Мария не богородица, а человекородица либо христородица. Несмотря на то, что это учение было осуждено как ложь, несторианство сохранилось как одно из направлений в христианстве вплоть до наших дней.
позже, в V веке возникает
монофизитство, по вопросу о природе
Христа противоположное арианству.
Его представители полагали, что
Иисус вообще не был человеком, а
является Богом, в нём не две природы,
а одна, божеская, отсюда и этимология
наименования (моно - один, физис - природа).
Официальная церковь также
В борьбе с инакомыслием
в собственных собственных
специальные черты средневековой культуры: а) определяющая роль религиозной культуры как «базовой», доминирующей; б) амбивалетный, двойственный характер, что обусловлено делением мира надвое и двойственным пониманием человека; в) наличием в структурах средневековой культуры ряда подкультур (к примеру, городской, рыцарской и т.Д.), Г) иерархия форм культуры, отражавшая иерархию и корпоративность социальных отношений.
К особенностям культуры средневекового Запада следует также отнести противостояние доминирующей клерикальной культуры и «культуры безмолвствующего большинства» - народной смеховой культуры. В европейской традиции преобладал взор на средневековье как на эру мракобесия, «темные века», период безусловного господства римско-церковной церкви. Исследования М.М. Бахтина и французской «Школы Анналов» выявили наличие, наряду с клерикальной, культуры, противостоящей ей - народной смеховой либо карнавальной. Элементами народной смеховой культуры, этнографической по происхождению и еретической по существу являлись: 1) обрядово-зрелищные формы (карнавалы, праздники, площадные смеховые действа); 2) словесные устные и письменные смеховые произведения, в том числе и пародийные; 3) жанры и формы фамильярно-площадной речи (ругательства, ненормированная лексика, божбы и т.Д.). Все они переплетены друг с другом, противостоят доминирующей культуре, как в понимании мира, так и в понимании человека. Поэтому карнавальная культура носила еретический характер, осмеивала то, что в клерикальной культуре носило обязательный, священный характер.
В культуре западноевропейского средневековья выделяют следующие этапы.
1) Раннее средневековье
(с пятого по девятый век) - время
формирования парадигмы
2) Классическое
средневековье (с десятого по
двенадцатый век) - период закрепления
теоцентризма, формирования и распада
государственных объединений,
В художественной
культуре возникает единое направление
- романское искусство. Его формирование
связано с возвращением энтузиазма
к достижениям греко-римской
На смену романскому искусству приходит готика - подлинное завершение расцвета средневекового искусства. В архитектуре на смену монастырским зданиям приходит сооружение городских соборов, пространство которых создавалось в расчете на все популяция. Это пространство пронизано световой и цветовой символикой, чему способствовала витражная живопись. Скульптура отделяется от стенки, приобретает округлость и выразительность, выступает в реальное пространство, фигуры еще скованы и напряженны, но виды несут духовную энергию. Бессчетные арочные перекрытия и декоративные элементы придавали готической архитектуре значительность, контрастность и экспрессивность. Примером ранешнего готического искусства является Собор Парижской Богоматери, зрелого - Собор в Реймсе.
базу музыкального
искусства средних веков
Воплощением вершины
развития средневековой художественной
культуры стала готика (термин появился
в эру Возрождения, когда утвердился
взор на средние века как “темные”,
”варварские”). В формировании готического
стиля значимую роль сыграли городское
стройку и городская культура.
Возникают городские соборы, отличающиеся
от монастырских церквей как размерами,
так и своим предназначением.
Они являются средоточием не лишь
религиозной деятельности, но и всей
жизни горожан. Готическую архитектуру
называют “музыкой в камне”, т.К. Соборы
украшались скульптурой (она отделяется
от стенки), её виды несут духовную энергию,
фигуры, хотя еще и скованы в
движениях, вытянуты и столпообразны,
получают округлость и выражают экспрессию
образов. Наряду с пластическими
искусствами развивались театр (средневековые
мистерии разыгрывались в помещениях
соборов), изобразительное искусство
(витражи, мозаики), литература. В ней
преобладают “латинская”
В XI-XII вв. Формируются и остальные элементы (наряду с литературой) рыцарской культуры, носившей светский характер, с особым морально-этическим кодексом (обширно отражен в поэзии трубадуров, менестрелей).
В период классического средневековья центрами образования и науки стали институты, наряду с богословскими включавшие и факультеты естественных наук. Частью научного знания становится алхимия, возникают переводы на латынь (как язык образования и науки) античных авторов, что стимулировало развитие философской мысли.
позже средневековье
в Западной Европе характеризуется
как противоречивый социокультурный
процесс: наряду с эпидемиями, голодом,
тенденциями сепаратизма