Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:12, шпаргалка

Краткое описание

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

   Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность  и свобода - позволили грекам достичь  небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.

   Культура  Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью.

   Практицизм  римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве.

   Культура  Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. 

26.Европейская  культура эпохи  Средневековья.

   Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрешения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институом.

   Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. В сознании человека эпохи средневековья мир виделся как арена противоборства добра и зла.

   Сознание  человека эпохи средневековья было глубоко магическим.

   Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных  заклятий.

   Значение  слова записанного и особенно звучащего было чрезвычайно велико. История культуры Средневековья  – история борьбы церкви и государства.

   РАННИЙ ПЕРИОД. С конца 4 века началось великое переселение народов. Вандалы, готы вторгались в пределы Западной Римской империи.

   Когда Западная римская империя распалась  образовался ряд недолговечных  государств. В Галлии и Западной Германии – франки, в Британии – англосаксы.

   Везде, где господство Рима пустило более  глубокие корни, романизация захватывала  все области культуры: господствующим языком был латинский, господствующим правом – римское право, господствующей религией – христианство.

   Однако  следует отметить кризис культуры античного мира в период нашествия варваров, усугубившийся привнесением их наивного мифологического мышления, поклонением стихийным силам природы.

   Все это отразилось на культурном процессе раннего средневековья. В 9-10 веках  европейские народы боролись против набегов мавров, венгров, норманнов.

   Эта пора, прошедшая в феодальных междоусобицах, характеризуется временным упадком  и оскудением духовной культуры.

   Предметом искусства классицизма провозглашалось  только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность.

   Иногда  специалисты различают академический  классицизм первой половины 17 века и  неоклассицизм конца 18 – начала 19 веков.

   Представителем  академического классицизма в живописи Франции является Никола Пуссен. Его  заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа, увлекавшихся философией античных стоиков.

   Темы  пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый  Завет. Герои Пуссена – люди сильных  характеров и величественных поступков, высокого чувства долга.

   Пуссен  явился создателем классического идеального пейзажа в его героическим  виде. Пейзаж Пуссена – это не реальная природа, а природа улучшенная, созданная художественным вымыслом живописца.

   Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли замершими скульптурами. Образом для них послужила античная пластика и мир античных героев.

   Клод  Лоррен, в торжественных композициях  которого идеальные пейзажи наполнены  лиризмом и мечтательностью, считается  одним из основоположников классицизма в европейском искусстве 17 века. 

27.Культура  эпохи Возрождения.

    Эпоха Возрождения – один из самых ярких  периодов в истории развития европейской  культуры.

    Возрождение — целая культурная эпоха в  процессе перехода от средних веков  к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично- христианского мифологического мировидения.

    Несмотря  на происхождение термина "Ренессанс", строго говоря, возрождения древности  не было и быть не могло.

    Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества.

    Он  возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени  и культуры.

    Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства.

    Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.

    Основная  цель исследования автора показать коренные изменения, произошедшие в мировоззрении  людей, метод исследования – исторический.

    Понятие "Возрождение" многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к общему мнению.

    Одни  считают его "язычеством", "антихристианством", другие, наоборот, видят в нем  христианско-католические элементы, отыскивая  его корни в христианской культуре.

    Если  сгруппировать множество самых  общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как:

        — расцвет культуры;

        — переворот в культуре;

        — переходный культурный этап;

        — восстановление античности.

    Каждый  из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только их комплекс образует качественно новую ступень культуры. 

28.Культура  Европы Нового  времени.

   Впервые в истории культуры Новое время  отбрасывает все и всяческие  преграды на пути к одной цели - прибыли, наживы. Деньги превращаются в самоцель развития общества и культуры.

   Прибыль становится наиболее глубокой мотивацией культурной деятельности.

   Цель  общества определяет и создание адекватной технической и технологической  базы - производства машин с помощью  машин, промышленной культуры с её механизированными процессами.

   Механическое  производство пронизывает и материальную, и духовную культуру, последняя сама становится на поток, подвергается технологической  обработке.

   Типичным  примером просветительской культуры в  литературном творчестве может служить творчество Сэмуэля Ричардсона (1689-1761), оказавшего значительное влияние и на последующие культурные эпохи.

   Широкую известность получает творчество Жан-Жака Руссо (1712-1778). Он начинал свою литературную деятельность с сентиментализма, но быстро эволюционирует, обращаясь к философским и политическим проблемам.

   Не  меньший успех выпадает на долю науки, второй сферы культуры, в которой  требования рационализма сказались  столь отчётливо и однозначно.

   В период Просвещения в науке сложилось четыре самостоятельных научных программы.

   Продолжала  развиваться атомистическая программа, сложившаяся ещё в Античности. Кроме того, конституировались Картезианская, Ньютоновская, Лейбницева научные программы.

   Но  все они обладали общим убеждением в том, что все природные явления подчинены закону.

   Наука Просвещения начинает длительный процесс  очищения истинного знания от "ложного", "достоверного" от "гипотетического".

   Истинное  знание стало отождествляться с  законом, объективной, существенной, повторяющейся, необходимой связью между явлениями. Закону подчиняются природа, общество, а значит, человек и культура, в том числе - идеология, религия, бог.

   Изменилось  и представление о материи. Для  Античности, материя - что-то неопределённое, изменчивое, неупорядоченное.

   Ей  противостоит сознание, "дух", - закон, "нус", порядок. Следовательно, закон, порядок - свойство сознания, но не материи.

   Для Возрождения, материя - что-то неизменное, постоянное, телесное. Просвещение  в этом постоянстве усматривает  движение, закон.

   Отсюда  проистекает кардинальное отличие  культуры Просвещения от культуры предшествующих эпох.

   Из  неё выпадает целый пласт представителей. Дело в том, что в культуре Античной, Средневековой, да и Возрождения, природа - целесообразна. Эта цель вносится Творцом, Демиургом, Богом, Перводвигателем.

   В культуре Просвещения происходит разделение: выделяется наука, система знаний, опирающаяся на закон.

   Она лишена элемента целесообразности, поскольку  цели в природе нет. Но в данном случае просветители не учитывали, что  наука сама стремится к определённой цели - адекватному отражению природы, и поэтому наука - также и культура.

   Вторым  разделом является метафизика, то есть философия, богословие, в которых присутствует элемент целесообразности. Таким образом, Просвещение по сути разделило культуру на естественнонаучную и гуманитарную области знания, и это разделение сохраняется и в современности. 

29.Тенденции  культурной универсализации  в мировом современном  процессе.

   КУЛЬТУРА РОССИИ В ЕЕ СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ(универсализация) аспект исторической динамики русской культуры, охватывающий период примерно с VIII в. и по настоящее время.

   Складывание — становление русской культуры (примерно до XI—XIII вв.) происходило в условиях консолидации, объединения восточнославянских племен перед лицом внешней опасности (Хазарский каганат, норманны-викинги), внутренних распрей-беспорядков, что вело к образованию государства (Киевская Русь), а с другой стороны, благодаря духовно-культурному воздействию на язычников-славян со стороны христианского мира, прежде всего Византии — самого развитого в культурном отношении государства в мире.

   Христианизация Руси в конце Хв. (при Владимире I Святом) стала решающим рубежом в оформлении древнерусской культуры — с ее письменностью, книжностью, образованностью, с выдающимися памятниками архитектуры и живописи, богословской, исторической и художественной литературы.

   После XIII в. древнерусская культура развивается по трем основным руслам (Украина, Белоруссия, Великороссия), сохранив первоначальный “византийский след”, но одновременно оказавшись в постоянном и долгом контакте-взаимодействии со степным Востоком (Золотая орда) и католическим Западом (Ливонский орден, Польша, позднее Литва).

   Расцвет российской культуры XIV-XVI вв. (эпоха Московского царства) прерывается “смутой”, знаменовавшей, однако, резкий подъем духовно-религиозного, национально-государственного и общекультурного самосознания.

   С XVII в. и до наших дней продолжается “новый период” в развитии русской культуры — период “европеизации” и одновременно “универсализации”, неуклонного нарастания секуляризма (вплоть до “атеизации” культуры в советское время) и возврата к христианству и православной духовности.

  КУЛЬТУРА РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ актуалистический и прогностический аспект рассмотрения культуры вообще с акцентуацией внимания на русской ее составляющей, на роли и месте России именно в современной культуре.

  Допустимы два хода рассуждения: от мировой культуры к российской и наоборот; на границе — пересечении получаем определенный ответ.

  Две важнейшие особенности характерны для современной культуры: культурная экспансия Запада — в ситуации предельного обмирщения и одновременно универсализации собственной культуры и, с другой стороны, борьба за культурную автономию и самобытничество в незападных цивилизациях перед лицом “модернизации” и “вестернизации”.

  Российская культура в новое время и особенно в советскую и постсоветскую эпохи испытала на себе подобное же воздействие, обнаружив значительное стремление к принятию стандартов “западничества” и “модернизма”, что уже дважды привело к краху исторически сложившейся государственности и к историческому разрыву между православием и культурой. 

Информация о работе Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса культурологии