Курс лекций по "Истории мировой культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:56, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "История мировой культуры"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекционный материал Древний мир -Возрождение.doc

— 789.00 Кб (Скачать файл)

Социальная культура средневековья  Западной Европы характеризуется идеалами сословной иерархии т служения. Иерархическая вертикаль опиралась на социальные отношения сеньора и вассала, которые выстраивались на основе договоров, семейных связей, преданности и покровительства. Во многом это было обусловлено христианством, которое освятило структуру феодального общества. Все теологические и политические рассуждения пронизаны идеей сословного разделения. Понятию «сословие» придавали особый смысл, ибо за ним стоит мысль о богоустановленном порядке. В средневековой картине мира центральное место занимают социальные группы, которые представляли собой отражение Небесного Престола, где ангельские существа составляли иерархию из «девяти чинов ангельских», сгруппированных в триаду. Им и соответствовал земной распорядок из трех главных сословий феодального общества: духовенство, рыцарство, народ. За каждым из сословий средневековое сознание признавало не только полезную для общества функцию, но и священную обязанность.

Заботы о духовной жизни являлись уделом духовенства. Оно и было первым и высшим сословием. Духовенство делилось на белое – клир  (священнослужители деятели церкви) и черное – монашество. В ведении духовенства находились «дела небесные», забота о вере и духовной жизни. Именно оно, особенно монашество, с наибольшей полнотой воплощало христианские идеалы и ценности. Духовенство не было по своему составу однородным в понимании христианства, это проявилось в организации монашеских орденов. Орден Бенедиктинский выступал против крайностей отшельничества, воздержания и аскетизма, вполне терпимо относился к собственности и богатству, высоко ценил физический труд.

Францисканский орден нищенствующих  монахов призывал к крайнему аскетизму, проповедовал полную, святую бедность. Он видел идеал полной бедности и  беззаботности в жизни птиц.

Главной целью Доминиканского ордена являлась борьба с еретиками.

Вторым по значению слоем была аристократия, выступавшая главным образом  в форме рыцарства. В ведении  аристократии находились «дела земные», прежде всего государственные задачи по сохранению и упрочению мира. Культура этого слоя тесно связана с христианством, но все же значительно и существенно отличается от  культуры духовенства. Вся история средневековой культуры – это история борьбы церкви и государства , их слияния, уподобление церкви государству и реализации  его божественных целей. Возвышение государственности было необходимо не только светской власти, но и церкви как доказательство реальности мощи христианства по строительству Града Божьего на земле. Главным орудием возвышения церкви стало рыцарство. А ярким примером притязаний церкви стали крестовые походы, попытка мечом объединить и расширить христианский мир под властью папства. Идеи европейской империи и папства вырастают из одного корня – из идеи религиозно – общественного единства всего мира.

Священной обязанностью рыцарства  в реальной жизни стало поддержание  церкви, защита веры, упрочение мира, защита народа от насилия и т. п. Политическое господство рыцарства было обусловлено  единством прав на землю и светской власти. Для этого сословия характерны иные представления о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал человека предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к подвигу, благородство, верность Богу, своему сеньору, Прекрасной даме. Все это касалось отношений с благородными людьми, но не с народом. Во многом идеал рыцаря далек от христианского образца человека, но он преломлял христианские добродетели в соответствии с условиями жизни рыцарства. Так, куртуазная любовь, которую осуждала церковь, складывалась под влиянием христианского культы любви как страдания, которое очищает душу. Вместе с тем, куртуазная любовь отвечала потребностям людей реабилитировать «земную» любовь, которую христианство объявило греховной и низменной.

Низший слой средневекового общества составляло третье сословие, куда входили крестьяне, ремесленники, торговая и ростовщическая буржуазия. Культура данного сословия также обладала неповторимым своеобразием, резко отличавшим ее от культуры высших кругов. В этой культуре дольше всего сохранялись элементы язычества и идолопоклонничества.

Простые люди были не слишком щепетильны в соблюдении строгих христианских рамок, довольно часто смешивая «человеческое» и «божественное». Простой народ  создал особую смеховую культуру, своеобразие  которой ярко проявилось во время народных праздников, карнавалов. Священной обязанностью народа был труд, возделывание земли, обеспечение жизни себе и другим.

Таким образом, христианский образец  человека трансформировался в сословные  идеалы, которые так или иначе учитывал реальные возможности сословного человека.

В течении всего средневековья  реальный мир был пропитан христианством. Оно возникло в 1 веке н. э. в условиях Римской империи с ее острыми  социальными противоречиями и выступило  как движение униженных и несчастных. При этом христианство выступило как качественно новая религия, способная влиять на огромное количество людей. Оно обращалось ко всем людям и народам, создавало вероисповедальную связь людей, независимо от этнической, языковой, политической и социальной принадлежности. Это была связь единоверцев.  Новая религия упростила и гуманизировала культ, запретив жертвоприношение и отказавшись от жесткой регламентации поведения человека в быту.

Христианство совершило великий  исторический синтез, наследуя и преобразуя интеллектуальные завоевания предшествующих эпох: идеи и образы различных религий Ближнего Востока, традиции греко – римской античной философии.

Христианство отдало явное предпочтение душе, духовному началу в человеке. Оно призывает к самоограничению во всем, к добровольному аскетизму, к подавлению чувственных, физических влечений тела. Христианство многое сделало для формирования глубокой духовности человека, его нравственного возвышения.

Основными нравственными ценностями христианства являются Вера, Надежда, Любовь. Они тесно связаны друг с другом, переходят одна в другую. Главной среди них выступает Любовь, которая означает прежде всего духовную связь и любовь к Богу, которая противостоит физической о плотской любви, объявляемой греховной и низменной. В то же время христианская любовь распространяется на всех ближних, включая тех, кто не только не отвечают  взаимностью, но и проявляют ненависть и враждебность.

Любовь к Богу делает веру в него естественной, легкой и простой, не требующей каких – либо усилий. Вера означает особое состояние духа, которое не требует никаких доказательств, аргументов и фактов. Такая вера легко и просто переходит в любовь к Богу. Надежда в христианстве означает идею спасения, которая является центральной во многих религиях. В христианстве  эта  идея имеет несколько смыслов: спасение от   зла в земной  жизни  в потустороннем мире, избавление от участи попасть в ад на будущем Страшном Суде, пребывание в раю в потустороннем мире как справедливое воздаяние за веру и любовь. Спасения удостоятся не все, только праведники, которые строго следуют заповедям Бога.

Таким образом, для духовной культуры средневековья характерны следующие  важные положения. Первое, доминирование  христианской религии. Второе, традиционализм и ретроспективностью. Чем древнее, тем подлиннее – вот кредо связи нового и старого в духовной жизни. Новаторство считали проявлением гордыни, отступление от архетипа рассматривалось как отдаление от истины. Отсюда анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками нормированного теологического мировоззрения, каноничность. Третья черта, символизм, когда текст (Библия) дает повод для размышления и толкования. Четвертая черта, дидактизм. Деятели средневековой культуры – прежде всего  проповедники, преподаватели богословия. Главное в их деятельности – не просто уяснить себе величие божественного замысла, но передать его другим людям. Отсюда особое внимание уделяется формам интеллектуальной деятельности – дискуссиям, искусству аргументации, связям учителей и учеников. Пятое. Для духовной культуры средневековья характерна универсальность, энциклопедичность знания, когда главным достоинством мыслителя является эрудиция. Отсюда – создание компиляций, «сумм». Шестой чертой является рефлективность, психологическая самоуглубленность духовной культуры средних веков. Необходимо отметить роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения. В качестве седьмой черты следует отметить историзм духовной жизни средневековья, который обусловлен христианской идеей неповторимости событий, их единичности, вызванной уникальностью факта явления Христа как начала истории. Средневековье проникнуто ожиданием Страшного суда, стремлением к конечной цели, размышлениями о судьбе человека и мира в целом.

Культура Средневековья, сословно ориентированная, имела  довольно стройную систему соподчинения - иерархию и  в духовной сфере жизни общества. Она проявляется в постановке проблемы отношения знания и веры, которая активно обсуждалась  философами и богословами. Философия эпохи Средних веков, как известно, была подчинена богословию. Но даже в этих условиях она продвигалась вперед. Философия, по сути, стала средством, которое очень своеобразно ограничивало христианскую религию изнутри. Именно эти взаимоотношения философии и религии, представления и них у духовной элиты общества серьезно определяли жизнь средневековой культуры в целом.

Принципиальное значение эта проблема получила решения в трудах апологетов еще в первые века христианства. На латинском Западе рельефно обозначились две взаимоисключающие точки зрения.

Один из апологетов христианства Квинт  Тертуллиан еще в конце II века бескомпромиссно утверждал мысль, что вера исключает разум и не нуждается в нем. Этот постулат гласил, что Вера в Христа и человеческое разумение не совместимы. Поэтому, чтобы прийти к Богу и принять христианство, никакая философская ученость не нужна, достаточно одного простодушия.

Более сбалансированную точку зрения выработал крупный христианский мыслитель Аврелий Августин, который выдвинул мысль, что вера и разум – это два различных вида деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключают, а дополняют друг друга. Разум есть мышление с пониманием, а вера – мышление с одобрением, или согласное понимание. Отсюда, вера дает разуму истины, которые затем он должен прояснить, а в проясненные истины человек крепче верит. Правда, религиозные истины человек в принципе не может прояснить до конца. Но он должен любить божественную мудрость и стремиться понять ее. Поэтому в земном существовании относительной мудрости человеку доступна только любовь (стремление) к ней  - к философии.

Это отождествление Августином знания божественных истин  при земном существовании  человека с философией послужило  толчком к развитию модного течения  средневековой философии – схоластики. Эта проблема – взаимоотношения веры и разума – оставалась одной из самых насущных в средневековье вплоть до ХIV века. В дальнейшем, с творчества  Роджера Бэкона, который высказал мысль, что невозможности синтеза веры и знания,  начинается относительно самостоятельное существование веры и знания, пора двойной истины и двойной жизни. Дальнейшее  развитие духовной культуры показало, что не религия была очищена от притязаний разума, а разум был освобожден, чтобы стать самоправным, неподзаконным, самодостаточным. И он вскоре разработал безрелигиозную философию, более того – антирелигиозную.

В культуре средневековья положение  науки было довольно сложным. Средневековая  наука, по мысли богословов, должна была выступать как осмысление авторитетных данных Библии. Так как греховным является всякое знание, если оно не имеет конечной целью познание Бога. В таком понимании роли науки открытия в ней не предполагались, так как истина дана Богом в Библии. Средневековая наука разделяется на низшую, основанную на познавательных способностях человека, и высшую – хранительницу Божественного откровения. Главным методом познания в таком случае является постижение смысла Божественных символов. Мир в средневековье рассматривался как книга, написанная Богом, которую надо воспринимать. Средневековая наука ориентировалась не на следственно причинную связь между вещами, а на иерархические связи, когда идет поиск небесных прототипов в земных вещах. Наука в это время опиралась главным образом на абстрактное мышление.

Но потребности хозяйствования побуждали изучать почвы, металлы, наблюдать природу, делать физические и химические опыты и т. д. В  этих условиях возрастает роль экспериментального отношения к миру. Развитие естественных наук стало выдвигать эксперимент на место авторитета. Яркий пример тому – развитие алхимии. С одной стороны, алхимики были смелыми экспериментаторами, с другой – к эксперименту они шли через  откровение в ходе мистерии как особого состояния, которое должно предшествовать получению нового знания.

Не смотря на такую идеологию  научного поиска, в эпоху средневековья  в Европе были изобретены часы, налажено производство бумаги, появилось зеркало, очки, проводились медицинские опыты, вплоть до анатомических. Постепенно  тезис «верую, чтобы понимать» был вытеснен новым – «понимаю, чтобы верить».

В духовной культуре Средневековья  достаточно сложным и противоречивым было положение  и роль искусства. Главное внимание художники этого  времени уделяли миру потустороннему, Божественному. Их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, постижения его сущности. Художественная культура все же достигла значительных успехов в этот период человеческой истории. Ведущим и синтезирующим искусством здесь выступила архитектура. Эволюция Средневекового искусство отмечена глубокими изменениями. В раннее Средневековье ведущие позиции занимает искусство франков. По своему характеру это еще было искусство варваров, в нем преобладали элементы языческой культуры и идолопоклонства. Наибольшее развитие в этот период получает прикладное искусство, связанное с изготовлением одежды, оружия, конной упряжи и других изделий, украшенных пряжками, подвесками, узорами и орнаментом. Стиль таких украшений называют звериным, поскольку его особенность в том, что в запутанные узоры вплетаются изображения диковинных зверей.

Информация о работе Курс лекций по "Истории мировой культуры"