Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:56, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "История мировой культуры"
Этот переворот в человеческом сознании совпадает с наступлением железного века – с освоением человеком железа.
Металлургия железа кардинально изменила географическую карту человечества. Железные орудия открыли путь к цивилизации и государству германцам, кельтам, славянам, которые ранее не имели для перехода к цивилизации необходимой экономической почвы.
«Железная революция» имела и еще одно важное последствие: она придала мощный импульс и стала основой процесса индивидуализации в человеческом обществе. Человек, получивший железные орудия, обрел возможность существовать относительно самостоятельно, обеспечивать себя собственными силами при незначительной опоре на другие общественные структуры.
На смену прежним формам общины пришла чисто территориальная, соседская община, в которой индивидуальный производитель был минимально связан c общественными отношениями максимально свободен, насколько это возможно в рамках общины. Постепенно разрушалась большая патриархальная семья, на смену ей пришла индивидуальная парная семья.
Но влияние «железной
Начавшийся процесс
Процесс индивидуализации наибольших успехов достиг в Греции, Италии, Малой Азии, Северной Индии и Центральном Китае. Как видим, на территориях, граничащих со Средиземным морем, Индийским и Тихим океаном, Желтым и Китайским морями.
Важным моментом является и степень подготовленности общественных структур к этому процессу. Возможности для этого создавала социальная дифференциация в раннеземледельческих обществах. Она привела к выделению в низ групп, не занятых на физических земледельческих работах, которые были уже относительно свободны и выделились постепенно в господствующие классы.
Большую роль в процессе индивидуализации сыграл и новый общественный организм – город. Здесь формировалась торгово – ремесленная среда, в наименьшей степени связанная с землей, которая и стала носительницей наиболее радикальных форм процесса индивидуализации.
Характер и темпы индивидуализации зависят не только от действия способствующих факторов, но и от наличия неблагоприятных условий, препятствий.
В некоторых случаях таким
При этом необходимо учитывать и роль культурной традиции, которая может либо ускорить процесс индивидуализации, либо значительно его затормозить.
И так, процесс индивидуализации был неоднородным, на ранних этапах своего развития он затронул не все слои общества. Поэтому личность, как мы ее понимаем, на этой стадии не появилась, появились первые ростки личного чувства.
Индивидуализация в «осевое время» означает не выделение человека из целого, а выделение его в целом. Он становится немного свободнее, но еще скован рамками жестких и устойчивых связей.
Общество неоднозначно реагировало на проявление индивидуальности. Условно выделив несколько типов личности, можно выделить и несколько моделей поведения. Их можно свезти к трем типам.
Консервативная поведенческая модель в целом отрицательно реагирует на проявление индивидуальности, стремится сохранить в незыблемости старые структуры, в том числе и сознание.
Умеренно – консервативный тип идет по пути индивидуализации, но стремится ограничить этот процесс известными рамками, при этом вносит значительный вклад в развитие рационализма и логического мышления.
Дальше всех по пути индивидуализации идут представители динамического типа личности, которые в наибольшей степени склонны к индивидуализации, ориентируются на прагматические цели, а не на созерцание мира. Они становятся представителями самых радикальных реформаторских течений в древних обществах.
Все эти поведенческие модели реагируют друг на друга весьма нервно, и общество во всех регионах осевого времени характеризуется столкновением и напряженной борьбой не только в сфере сознания, но и в политической жизни.
Огромную роль в этой
борьбе начинает играть
Против нового выступили в первую очередь прямые носители традиционного знания – жрецы, часть аристократии, которая нередко в древних обществах выполняла жреческие функции.
Люди умеренно – консервативной модели поведения довольно остро реагировали на процесс индивидуализации, легко поддавались ему, в тоже время проявляли склонность сохранить основы традиционного знания и традиционного подхода к миру. Поэтому их деятельность сводилась к реформированию традиций, согласованию ее с происходящими изменениями при сохранении всего ценного, что было в ней. В Греции это был Платон, в Китае – Конфуций.
Представители динамической поведенческой
модели в наибольшей степени были
затронуты процессом
Необходимо помнить, что в человеческой культуре существует некий общекультурный фон, в котором три указанных течения представляют некий синтез и равнодействуют, определяя основы мироощущения людей.
Когда сознание человечества утрачивает мифологичность, антитеза «коллектив – мир» постепенно заменяется другой «человек – мир». Процесс замены занимает довольно долгое время, но постепенно антропоцентризм вытесняет первоначальные представления о неразделенном мире. Концепция человека выходит на первый план как микрокосмос, то есть малого подобия большого мира.
В этой концепции микрокосмоса имеется в виду не уникальность индивидуального человека, а некий обобщенный его универсальный принцип, поэтому мы не имеем права говорить, что концепция индивидуального человека полностью в период осевого времени завершена. Это наиболее ярко демонстрируют религии востока, например буддизм. Человек в буддизме есть малый атман, который представляет собой комбинацию элементов, периодически возникающую в вечном круговращении. Но здесь уже фиксируются ощущения индивидуума, хотя и понимаемого как иллюзорная реальность.
Индивидуализация человека приводит в конечном итоге в развитиб рационализма. Этот метод познания мира был связан с растущей ролью человеческой практики. Сознание человека переориентируется с процесса созерцания мира на его использование, на прагматическую сферу человеческой деятельности. Образ мира, который в мифологическом сознании был связан с его непосредственным созерцанием, перерождается в образ мира, построенным его логическим конструированием. Мышление интуитивное заменяется мышлением логическим.
Тем не менее, полной победы логоса над
мифом не произошло. Сфера рацио
в полной мере не может подавить
и закрыть собой сферу
Таким образом, в осевое время происходит
становление человеческого
ОБРАЗ МИРА В МИФОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ.
Как же влияет ранняя стадия развития мифа на образ мира, задающий облик человеческой культуры этих ранних эпох. Естественно, что выделенная нами сетка личностно – пространственно –временных координат оказывается в этом случае весьма размытой, так как разделение человека и мира еще произошло, нет фиксированного положения человека в мире, ни устойчивого ощущения мира. В результате все вышеуказанные характеристики мира максимально слитны друг с другом.
Разделение временных ритмов еще не произошло, человек не фиксирует свои ощущения времени. Поскольку человек не выделяет себя из мира в качестве точки отсчета, то форма изменения, мера движения для него особого значения не имеют. Человек просто отдается изменчивому ритму мира, не фиксирует себя внутри его. Отсюда, миф – явление вневременное, то есть времени внутри мифа не существует.
Пространство в этом случае тоже не обладает определенными направлениями и очертанием. Пространство максимально неоднородно, здесь имеются зоны с меняющейся плотностью, очаги психического и физического напряжения.
Пространство пронизано
Возможно, в этот период мы наблюдаем
не так много попыток
Главной формой обнаружения культуры в динамичном вневременном мире мифа является не статичное изображение мира на плоскости, а нечто непосредственное и динамичное, что выражается в танце и ритуале.
В танце мир проявляет себя через человека. Танец – это пропущенный через человека пространственно-временной ритм мира, который проявляется в наглядной и осязаемой форме. На ранних стадиях развития культуры танец имеет явно выраженный магический характер и связан с магическим религиозным обрядом, с ритуалом, превращаясь в ритуальный танец. Во всех доисторических обществах танец был ведущей формой культуры. Как правило, ритуальный танец не индивидуален и составляет существенную часть ритуала, обряда.
Постепенно в ритуале
Информация о работе Курс лекций по "Истории мировой культуры"