Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:56, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "История мировой культуры"
Следующий этап в развитии мифа связан с изменениями в типе деятельности человека – земледелию и скотоводству. Начался этот переход в 8-7 века до нашей эры, а закончился в эпоху неолита, поэтому получил название «неолитической революции».
В этот период зависимость человека от природы становится слабее, человек постепенно начинает выделять себя из мира природы.
Но полного разрыва с миром природы не произошло, человек по-прежнему считает себя частью огромного целого. Тем не менее, человек и мир начинают меняться местами, человек уже акцентирует внимание в процессе одушевления природы не на ее активной роли, а на своей. Теперь не характеристики природных процессов переносятся на человеческий коллектив, а наоборот. Отношения внутри общины переносятся на природу, она начинает осмысляться по образу и подобию человеческого общинно- родового организма. Отношениям внутри общества придается все более важное значение, деятельность общины освобождает отчасти человека от слепой зависимости от природных явлений, делает человек более самостоятельным.
Появляется мир, населенный богами и героями, которые олицетворяют силы природы. Миф, выступающий в качестве основы культуры, вступает в последнюю стадию своего развития – антропоморфную. Мир воспринимается еще как единое целое, как живой организм, но начинает приобретать облик огромной родовой общины. Сама эта община предстает как организм, продолжающий себя во времени. Это отражают и космологические мифы, рисующие возникновение мира как цепь непрерывных рождений от продолжающих друг друга богов. В антропоморфной стадии развития мифа полно раскрываются две его основные стороны – всеобщее одушевление и всеобщая персонификация.
И так, мифология – это особая стадия развития человеческого сознания и осмысления мира. Для нее характерно следующее – 1) человек воспринимаем мир и природу как непосредственную данность, как единое целое, в которое входит и он сам; 2) Раз он является частью природы и не отделяет себя от нее, он переносит на нее свои ощущения и качества, а на себя – часть ее характеристик. Он наполняет ее жизнью, одушевляет ее, представляя в конечном итоге как огромный живой организм. 3). Поскольку природа воспринимается одушевленной и неотделимой от человека, то на нее начинают переноситься и человеческие характеристики. 4). Природа и мир воспринимаются как некая универсальная родовая община. 5). Здесь еще нет условий для выделения индивидуума, преобладает своего рода «коллективная личность». Ранние религии неизбежно приобретают форму политеизма с разветвленным пантеоном богов, которые связаны кровным родством друг с другом.
Эта стадия развития мифа подготавливает
некоторые условия для
Когда происходит выделение «коллективной личности» из мира природы, то наступает необходимость закрепления ее в места в мире, следовательно, в пространстве и времени. Пространство становится соизмеримым человеку, начинает формироваться вокруг него, но не теряет своей разнородности, разнокачественности и динамичности. Пространство это статично, в смысле приобретения им определенного фиксированного места, внутренне динамично, непрерывно пульсирует в серии сложных ритмов. Поэтому ритм пронизывает человеческую культуру этого периода, особое значение приобретают музыка, время и пространство звука. В изобразительных видах искусства ведущим мотивом становится орнамент, не что иное, как материально воплощенный пространственно – временной бесконечно повторяющийся упорядоченный ритм.
То же самое можно наблюдать и в мифе. В нем господствует вневременной пласт, в котором пребывают боги, чьим уделом является бессмертие, то есть вечностью. Боги через героев, рожденных от человека и бога, переходят в обычное человеческое время, для которого характерно вечное изменение и смертность. Это человеческое время, обыденное и лишенное высшего смысла.
Разделение мира и человеческой общины, все больше развивающейся по своим социальным качествам, приводит к тому, что начинает осмысляться раздельность единого целого. Но так как полного обособления человека от природы не происходит, то обособление намечается только внутри этого единства. Это облекается в чувственно конкретные, зримые образы богов или воплощается в виде живого символа. Таким примером живого организма мира в его личностно – пространственно – временной полноте является образ «мирового дерева», который встречается у множества народов.
Символ дерева структурирует мир, выделяя в нем горизонтальное и вертикальное пространство. Горизонтальное – по четырем сторонам света, потом из этого легко вырастает мотив креста. Вертикальное членение пространства разделяет небо и землю, (верх, середина – наземная жизнь, низ – земля и подземный мир). Древо мира является важным ориентиром – оси мира.
Символ «мирового дерева» не ограничивается простым структурированием пространства. В идее дерева отчетливо выражено единство живого организма мира. Дерево само по себе есть плод неба и земли, символ соединения этих двух миров, живой и растущий. Древо – символ биологически активного начала – мужского, выраженного вертикалью, - направленного от активной оплодотворяющей стороны, стороны – неба, к принимающей и рождающей стороне – олицетворенной в горизонтали земле. Оно выступает одновременно и как плод этого союза, произрастающий и воссоединяющий эти два мира.
Важным символом, который характерен для многих древний культур, является символ змеи. Змея оказывается символом живой связи всех существующих на земле организмов, ассоциируется с началом, которое дает и прекращает жизнь. По сути, символ змеи олицетворяет единство жизни и смерти. В китайской мифологии присутствует символ «сплетающихся драконов», по сути, это символ змеи – две спирали по бокам мирового дерева образуют сам организм мирового дерева и сами исходят от него, как от ядра организма, некого начала, чтобы организовать новый организм. То же самое представляет символ свастики – объединение двух начал, соединяемых в живое единство в непрерывном движении. В китайской мифологии живой символ Дао – мир, выраженный кругом, где в вечном вращении сплетаются друг с другом, взаимно переходят друг в друга, темная и светлая спирали «Инь» и «Ян».
Все эти символы свидетельствуют о том, что выбор образа мира первоначально не зависел от рационального мышления человека, а был сделан, исходя из глубоко заложенной в нашем сознании некой матрицы, определяющейся важными для человека основами и ритмами.
ИСКУССТВО КАК СТАНОВЛЕНИЕ ВИДИМОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Искусство требует жертв.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВ0?
Искусство - отрасль культуры, выражающая эстетическое отношение к действительности. Предпосылкой возникновения искусства выступает мистическое воображение, направленное на достижение определенных культурных целей. В свое время К. Лоренц отмечал: «Вряд ли можно сомневаться в том, что все человеческое искусство первоначально развивалось на службе ритуала и что автономное искусство – «искусство для искусства» - появилось лишь на следующем этапе культурного развития» (Лоренц К. Агрессия. М., 1994, с. 83).
По мере отрыва воображения от мистических корней и приобретения им самоценности искусство становится главенствующей отраслью культуры.
Искусство - синтез мистики и языка (в том числе языка живописи, пластики и иных форм), и чем большее значение приобретали речь и мышление, тем выше становилась роль искусства. Когда появилось слово, оно должно было рассматриваться как нечто сверхъестественное, хотя бы потому, что имело огромное социальное значение, и это отразилось на значении искусства.
В условиях, когда логические связи еще отсутствуют, искусство создает эмоциональные связи. В этом смысле искусство названо «мышлением в образах». В начале так и было. На следующем этапе эмоциональные связи стали заменяться логическими, приближая искусство к мифологии и философии.
Танцы и наскальные рисунки, являющиеся неотъемлемой частью мистики (а точнее магии, которая вдохновлялась мистическими представлениями) - это не только видимая, но и рационализированная мистика, поскольку в самой дифференцированности произведений искусства, их построении, композиции и содержании должны присутствовать элементы рациональности. В своем развитом виде искусство - целостное мышление-чувствование, в котором слиты отражательный, воображательный и смысловой моменты. Этим искусство отличается от науки, религии и философии, поскольку в первой преобладает отвлеченно-рациональный отражательный момент, во второй - отвлеченно-чувственный воображательный, а в третьей - смысловой, определяемый главным для философии поиском смысла жизни как высшей цели.
Л.Н. Толстой отмечал, что «искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их». (Собр. соч. Т. XV. М., 1983. С. 80). Данное определение хорошо согласуется с высокой ролью подражания и внушения в жизни первобытного человека.
Чувство сопереживания, общее для всей культуры, роднит искусство с мистикой. Как и мистика, искусство основано на отождествлении. Л. Толстой считал: «Настоящее произведение искусства делает то, что сознанием воспринимающего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми, которые воспринимают то же произведение искусства. В этом-то освобождении личности от своего отделения от других людей, своего одиночества, в этом-то слиянии личности с другими и заключается главная привлекательная сила и свойство искусства». Таким образом, цель искусства, по Толстому, - единение всех людей, вдохновляемое любовью, которая помогает передавать свои чувства другим.
Этот вывод справедлив и по отношению к культуре в целом. Вся культура является способом единения людей, различные ее отрасли отличаются лишь тем, как именно оно осуществляется. Искусство объединяет людей на уровне воображения, как религия - на уровне веры, философия - на уровне понятий и т. д. Искусство в социальном смысле отличается от других отраслей культуры формой, но не сутью.
Подлинное произведение искусства способно перевернуть и душу человека, и его жизнь. Искусство самоценно само по себе и не должно подчиняться какой-либо внешней идее. Но как отрасль культуры оно отвечает высшим потребностям людей и превалирует, когда составляет сердцевину их поисков и переживаний. Вершиной искусства остается время появления обрядов и ритуалов, игравших основную духовную роль в жизни людей и объединяющих их чувства.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА. Духовную культуру можно разделить на видимую и невидимую. К последней относится мистика. Искусство - начало видимой духовной культуры. В своем происхождении это ни что иное, как объективизация мистики. При зарождении искусство интенсивно мистично, потом все дальше отходит от мистики, но никогда окончательно.
Для того, чтобы сформировалась новая отрасль культуры, необходимы три условия. Первое - соответствие ее стадии развития человека. Это условие оформилось на этапе перехода от неандертальца к Человеку Разумному, когда стали возникать образы, мышление и речь. Мы уже отмечали, что искусство появляется, когда вычленяются образы, но нет еще понятийного мышления.
В соответствии со вторым условием каждая предыдущая отрасль создает почву для следующей, что соблюдается в виде закона мистической всесвязанности. И наконец, третье условие - социальное: в обществе должны произойти изменения, которые дают стимул развитию данной отрасли культуры. По мнению Б.Ф. Поршнева, таким событием стало появление частной собственности.
Причина возникновения искусства в ранние времена видится многими исследователями в том, что искусство - это подражание природе, которое было сильно развито в первобытном человеке. Как отмечал Д. Вико, «люди детского мира были по природе возвышенными Поэтами» (Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М: Киев, 1994. С. 84). И чуть ниже: «детский мир состоял из поэтических наций, так как поэзия - не что иное, как Подражание. Здесь искусство возводится к начальным этапам культуры на том основании, что для него имеет большое значение подражание. Люди способны на подражание в высшей степени. Но почему эта способность именно в данное время привела к искусству? Чтобы иметь то, что запрещено после введения частной собственности, отвечает Б.Ф. Поршнев. 3а отождествление же образа и вещи ответственна мистика. Таким образом, каждая последующая отрасль вырастает из предыдущей и потребностей среды. Искусство навсегда останется юностью человечества. «Как в старости человек вспоминает свою юность и справляет праздники воспоминания, так и отношение человечества к искусству будет скоро трогательным воспоминанием о радостях юности», - писал Ф. Ницше в своей работе «Человеческое, слишком человеческое». Противопоставляя Диониса Аполлону, хаос красоте, он считал, что искусство как аполлоновское рождается из первоначального хаоса дионисийства. Этот первобытный хаос мистичен. Красота появляется из хаоса и создает произведение искусства.
Говоря о двух мирах искусства, различных в их глубочайшем существе, Ницше нащупывает историческое место искусства между мистикой Диониса и мифологией Аполлона. Для того, чтобы мистическое начало искусства не разрушило индивида, требуется гармония, называемая им предустановленной гармонией.
Информация о работе Курс лекций по "Истории мировой культуры"