Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций

Краткое описание

1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 551.51 Кб (Скачать файл)

 

  Итак, основные понятия буддизма: нирвана, драхма, карма; боги – Будда, Брахма, Вишну, Шива. Все они накладывают существенный отпечаток на содержание духовности, менталитета, традиций, отношение к житейским проблемам, на художественные вкусы, знание в целом, то есть на всю культуру приверженцев этой религии.

 

41.Ислам и основные  черты мусульманской культуры.

Ислам – третья самая молодая из развитых монотеистических религий. Ислам возник на Ближнем Востоке, в среде арабов, коренных жителей Аравии.

  Ислам – слово арабского происхождения,  переводимое двояко: предание себя  Богу и покорность. Основоположником  ислама принято считать Мухаммеда,  выходца из могущественного, но  обнищавшего мекканского племени.  Главная цель Мухаммеда – возвестить  людям о едином Боге («Мне было  возвещено, что Бог ваш –  единый»). Мухаммед – пророк, в  исламской традиции мифологизированный  образ основателя ислама и  исламского государства. Мухаммед  – символ ислама, ему принадлежит  центральная роль в проповеди  новой веры в единого Бога, борца с язычеством, господствующим  в аравийских племенах Единый Бог мусульман – Аллах. Аллах всемогущ, всеобъемлющ, вечен, единосущ. Аллах – творец мира, состоящего из земли и неба, ада и рая. Он даровал человеку многообразие природы, позволил пользоваться ее благами, предопределил судьбу каждого человека. Но люди забывчивы, и Аллах напоминает о себе посланниками – пророками, первым из которых был Адам, а посланником – Мухаммед. Его миссия – вернуть людей к истинной вере. По преданию, в «конце света» Аллах воскресит всех мертвых и будет творить Страшный суд. Аллах справедлив, поэтому он одновременно и страшен и миролюбив, он высший судья.

  Основной источник вероучения  в исламе – Коран. Это священна  книга, в которой изложены ключевые  догмы и положения мусульманской  религии, мусульманские мифы и  нормы права. Коран – слово  арабского происхождения и в  переводе означает чтение. По  преданию, текст Корана был передан  Мухаммеду самим Аллахом, но  записали его секретари пророка  на основе его проповедей, из  которых после его смерти составили  книгу, священную для мусульман.  Другой важный источник мусульманской  религии – сунны. Сунны содержат  жизнеописание пророка Мухаммеда,  наряду с дополнениями к Корану и его толкованиям.

  Основными понятиями мусульманской  религии, наряду с «исламом»,  являются понятия «иман» и «дин».

  «Иман» (вера) имеет четыре основных предмета веры, а именно: в единого Бога; в его посланников (Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса (Ису), Мухаммеда); в ангелов; в воскресение после смерти и судный день.

  «Дин» - это правила жизни, обязанности,  предписания, которые Аллах дает  верующим. «Дин» включает в себя  три основных элемента: пять столпов  ислама; веру («ислам»); благие дела («исхан»).

  Остановимся на характеристике первого.

  Пять столпов ислама – это  пять основных обязанностей мусульманина: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

  Первая обязанность правоверного  мусульманина – исповедовать  единобожие, почитать пророка Мухаммеда.  Для того чтобы стать мусульманином  человек должен торжественно  произнести фразу: «Нет Бога, кроме  Аллаха, и Мухаммед пророк его».

  Молитва – каждодневный пятикратный  ритуал обращения к Богу. Его  полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате  солнца и перед сном. Пост у  мусульман осуществляется один  раз в год, длится целый месяц  (рамазан, рамадан). В этот период  мусульмане не едят, не пьют, не  развлекаются, не курят от восхода  до заката солнца. Милостыня –  акт добровольного пожертвования  в пользу бедных. Совершается  один раз в году и называется  закятом. Хадж представляет собой  ритуальное паломничество в святые места.

  Согласно исламу, каждый здоровый  мусульманин должен посетить  святые места и поклониться  Каабе. Кааба в переводе с арабского – куб. Кааба – мусульманская святыня в Мекке, мечеть, в стену которой вделан черный камень, по преданию, упавший с неба. Совершающие хадж должны посетить святые места в Мекке, Иерусалиме, семикратно обойти Каабу, поцеловать черный камень и принести жертву. Паломники, завершившие весь обряд, получают звание хаджи. К пяти столпам исламской веры добавляют иногда шестой – джихад, или газават, что означает священную войну против неверных.

  Подведем итог и рассмотрим  общие черты мировых религий.  Мировые религии имеют следующие общие моменты:

наличие харизматической личности (Пророк и Основатель);

Священное писание, или Предание, факт существования  священного текста (Библия – Христианство, Коран – ислам, Трип Итака - буддизм);

система догматов как средство упорядочения духовных знаний;

вера  в качестве условия спасения души и интеграции верующих данной религии;

культ в виде средства, определяющего единство действий, закрепленных в ритуале.

  На стадиях активного развития  мировых религий, когда религиозное  начало в духовной жизни Индии,  Византии, Аравии было исключительно  велико, культура носила религиозный характер.

  Особое значение в религии  имеет вера (от. лат. veritas), что переводится как истина, достоверность, надежность, доверие. Эти характеристики, на первый взгляд, больше подходят к научным знаниям. Но вера – достаточно сложное понятие и может иметь не только религиозные формы. Вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении чего-либо. В ней содержится ожидание осуществления желания. Ожидание желаемого результата может быть в науке, политике, морали, искусстве и иметь объективные основания, а не только интуитивные представления. Вера имеет место в том случае, когда существует значимый смысл ожидаемого результата, но связанный с определенным риском.

 

42.Библия как памятник  мировой культуры, ее структура  и состав. Влияние Библии на  становление европейской художественной  традиции.

Перед нами большая, на тысяче трехстах страницах, книга под названием «Библия» и с подзаголовком «Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета». Подзаголовок раскрывает то обстоятельство, что это не цельная книга, а  собрание книг. И действительно, их насчитывается немногим менее восьмидесяти. Прав да, не ко всем им в одинаковой мере подходит наименование книги, ибо  некоторые насчитывают всего  лишь по нескольку страниц, так что  книгами их можно считать лишь условно.

Содержание  текста, составляющего Библию, многообразно и разнородно. Написаны отдельные  части его в разное время, появлялись постепенно на протяжении целого тысячелетия. Что же их объединило в том под  общим названием «Библия»? Установление, именуемое в христианской церкви словом «канон». Книги, входящие в состав Библии, составляют канон, утвержденный церковью комплект христианского «священного  писания», содержащий вероучение этой религии и многие тексты, используемые в богослужении. Часть этого комплекта  признается священной и иудаизмом  — об этом мы более подробно расскажем  в дальнейшем изложении. Добавим  для точности, что около десятка  из указанного выше количества библейских книг не входит в канон, а составляет что-то вроде приложения к нему.

Библия  делится на две неравные по объему части — Ветхий завет и Новый  завет; первый занимает примерно три  четверти ее объема, второй — одну четверть. Ветхий завет считается священной  книгой как в иудаизме, так и в христианстве, Новый завет — только в христианстве.

Состав  и текст Ветхого завета не полностью  совпадают в иудаизме и в христианстве. Мы говорили выше о тех библейских книгах, которые не входят в христианский канон. В иудейской Библии их вообще нет, в православной и католической они имеются, но в православной специально обозначаются как неканонические, а в католической  — как девтероканонические, что значит канонические второго разряда. Протестант ские церкви в своих изданиях Библии эти книги не публикуют, к подзаголовку «Книги Священного Писания» добавляется эпитет «канонические». Помимо целых книг неканоническими считаются также некоторые отдельные главы и тексты из канонических книг.

Первые  пять книг Ветхого завета составляют так называемое Пятикнижие Моисееве; церковно-синагогальная традиция приписывает их авторство мифическому Моисею, которому бог якобы открыл свой «закон» на горе Синай. В дальнейшем мы остановимся на вопросе, кто был действительным автором Пятикнижия, здесь же ограничимся указанием на то, что оно занимает первое и первенствующее по смыслу место в Ветхом завете.

За  ним следуют три с лишним десятка  других канонических книг. Они делятся  обычно богословами на две группы: исторические книги и писания. В  иудаизме это деление нашло свое выражение в том, что весь Ветхий завет именуется Танах,— три  согласные в этом слове означают Тора (Пятикнижие), Небиим («пророки») и  Хсубим или Ксубим («писания»). В  христианской литературе книги пророков включаются в рубрику «исторических». Если подойти более точно к  классификации ветхозаветных книг, то группу «исторических» надо отделить от пророческих, ибо, действительно, в Ветхом завете имеется ряд книг, имеющих'

  значительно большее историографическое  значение, чем другие. Это книга  Судей, четыре книги Царств, две  клиги Паралипоменон, или Хроник, книги Ездры и Неемйи. Что касается  пророков, то по традиции они  делятся на больших и малых.  К первым относятся Исаия, Иеремия,  Иезекииль и Даниил, ко вторым  причисляют двенадцать, называемых  по именам Осни, Иоиля, Амоса, Авдия и др.

Группа  писаний включает в себя чрезвычайно  разнородные по характеру произведения. Видимо, именно из-за того, что этой группе нельзя дать более точную общую  характеристику, к ним применено  такое неопределенное название, как  «писания». В эту группу входят и  своего рода философские трактаты (Екклезиаст, Иов), и сборник молитвенных песнопений — псалтирь, и лирико-эротическая  поэма, не имеющая никакого отношения  к религии и к богу, — Песнь  Песней. К этой группе ветхозаветных  произведений может быть применено  обозначение, которое у нас обычно звучит как «и прочие» или «и другие», — то, что не

  вошло в общую рубрикацию.

Не  следует думать, что указанные  выше группы библейских книг расположены  в церковных и синагогальных  изданиях Библии именно в указанном  выше порядке. Наша группировка —  в известной мере логическая, расположение же библейских книг подчиняется церковному и синагогальному канону. При этом несколько по-разному выглядит этот порядок в христианской и иудейской Библиях. В первой, например, после книг Царств непосредственно следуют Хроники, или Паралипоменон, во второй они отнесены к самому концу Ветхого завета. На других местах в иудейской Библии находятся и Псалтирь, и книга Даниила, и ряд других. Впрочем, существенного значения этот порядок не имеет ни в том, ни в другом вариантах, ибо в основе его не лежит какой-нибудь выдержанный' хронологический или логический принцип.

Как было выше сказано, православные и католические издания Библии содержат помимо тех книг, которые считаются каноническими, и неканонические: Товит, Юдифь, Варух, Премудрости Иисуса сына Сирахова и др. Иногда в литературе эти книги именуются апокрифическими, что является ошибкой. Протестантские, в том числе баптистские, богословы и историки христианства не делают различия между не- каноническими и апокрифическими книгами Ветхого завета — для них и те и другие представляют собой просто документы, не имеющие никакого отношения к христианской вере. Православные же и католическая церкви проводят здесь очень строгое различие: неканонические книги они публикуют в своих изданиях Библии, о публикации же в церковных изданиях таких апокрифических книг, как Вознесение Моисея, Енох, Юбилеи, Завещание двенадцати патриархов и т. д., не может быть и речи. Само слово апокриф означает «сокровенный», «тайный». В этом названии, видимо, отразилось то обстоятельство, что апокрифические книги были в свое время запрещены для чтения христианам, так что пользоваться ими можно было только втайне.

С Новым заветом в этом отношении  дело обстоит проще. Он состоит из 27 канонических книг, расположенных  в принятом всеми церквами порядке: сначала идут четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), затем следует  книга Деяний апостольских, 21 книга  Посланий апостольских, в том числе 14, приписываемых апостолу Павлу, и, наконец, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Неканонических новозаветных книг не существует, апокрифических же насчитывается несколько десятков. Раньше их было еще больше, но многие не сохранились до нашего времени; другие новозаветные апокрифы сохранились  только частично. Книги Нового завета не расположены по хронологическому признаку, то есть по датам их появления.

В целом Библия представляет собой  собрание разнородных по содержанию, по времени своего возникновения  и по литературной форме отрывков, «книг», текстов. Тем не менее идеологи христианства и иудаизма отстаивают положение о единстве Библии, как якобы цельного произведения, проникнутого общими идеями. По этому поводу католический Словарь библейского богословия пишет: «Хотя Библия состоит из целого ряда отдельных книг, в библейской речи имеется некое глубокое единство»1. Это единство тут же объявляется «одним из основных данных веры». Чем же, однако, можно доказать явно противоречащее действительности утверждение о единстве того, что на самом деле является совершенно бесформенным конгломератом многообразнейших элементов? Авторы Словаря признают, что доказать это утверждение невозможно. «Единство Библии,— пишут они,— утверждается с полной достоверностью только верой, и она одна определяет его границы... Критерий дается здесь только верою»2.

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"