Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа
Цель данной работы - выявить место молодежного жаргона в средствах массовой информации.
Задачи: выявить место жаргона в системе современного русского языка; рассмотреть функции молодежного жаргона;
выявить возможные источники формирования жаргона;
рассмотреть языковые особенности сленга;
выяснить причины распространения молодежного жаргона;
рассмотреть типологию СМИ, особенности радио- и телепередачи;
выявить каким образом язык СМИ взаимодействует с молодежным жаргоном.
Введение………………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Молодежный жаргон как форма национального языка……..3
1.1 Место жаргона в системе современного русского языка……………………3
1.2 Функции молодежного жаргона…………………………………………………………4
1.3 Источники формирования жаргона……………………………………………………5
1.4 Языковые особенности сленга……………………………………………………………10
1.5 Причина распространения молодежного жаргона…………………………….11
Глава 2. Языковые средства массовой информации………………………….13
2.1 Общие признаки языка СМИ и типология современной массовой
информации……………………………………………………………………………………………..13
2.1.1 Типология печатных СМИ………………………………………………………………..15
2.1.2 Типология телевидения…………………………………………………………………..19
2.1.3 Типология радио………………………………………………………………………………21
2.2 Особенности радио- и телеречи………………………………………………………….22
2.3 Жанровый репертуар СМИ новейшего времени………………………………...23
Глава 3 Взаимодействие языка СМИ и молодежного жаргона………….24
3.1 Функционирование жаргонизмов в языке массовой коммуникации...24
3.2 Приближение к читателю (зрителю, слушателю)……………………………...26
3.3 Приемы введения жаргонизмов в текст……………………………………………..27
3.4 Популяризация жаргонизмов в языке массовой коммуникации……….28
Заключение……………………………………………………………………………………………..31
Список использованных источников………………………………………………………………..33
Таким образом, изучая причины распространения сленга современной молодежи, мы пришли к выводу, что основными из них являются:
1) современная поп-культура;
2) увлечение молодежи
европейской, особенно
3) повальное увлечение молодежи компьютерными играми;
4) потребность молодежи в самовыражении и встречном понимании;
5) низкий уровень
6) бездумное увлечение низкопробной кино-продукцией, средствами массовой информации и т.д.
Говоря о культуре речи в СМИ, обращают внимание обычно на несколько традиционных проблем, которые, однако, теряют сейчас свою значимость. Наибольшие нарекания несколько лет назад вызывало засорение языка СМИ иноязычной лексикой. Следует отметить, что этот процесс утратил остроту. Иноязычная лексика (в частности недавние заимствования вроде слова «сомелье» или «прет-а-порте», «от кутюр») активно используется там, где требуется создать ощущение престижности и избранности, - то есть в глянцевых журналах. Использование иноязычных терминов в профессиональных изданиях - следствие объективного языкового процесса. Впрочем, многие термины используются журналистами неадекватно, даже в качественных изданиях, особенно те термины, которые еще не успели войти в словари («аффилированная структура») Романов А.А., Васильев Г.А. Массовые коммуникации. - С. 15..
Проблема переизбытка диалектной лексики в СМИ давно утратила актуальность, жаргон же используется активно, можно отметить несколько случаев утраты жаргонным словом экспрессивного характера из-за частого употребления (слить, мочить в сортирах).
Из приемов экспрессии сейчас наиболее активно используются языковая игра в отдельных разновидностях и прецедентные феномены. Следует сказать, что не всегда эти приемы уместны. Не всегда удачно использование языковой игры в деловой прессе, где, скажем, игровой заголовок не поддерживается контекстом и воспринимается как инородный элемент.
Иногда желание создать выразительный заголовок уводит качественное издание в сторону от этических норм («Мобила неизвестного солдата», «Умер Владимир Ильич» - «Коммерсант»).
Наблюдается также определенная несогласованность в написании ряда заимствованных слов и названий коммерческих организаций, связанная с отсутствием соответствующих правил в русском языке. В этой сфере очевидно влияние рекламной орфографии.
В целом ситуация с соблюдением речевых норм, а также речевого этикета в СМИ воспроизводит ту неопределенность, которая характерна для современной языковой ситуации вообще. А значит, мы имеем дело с фактором системного характера, который определяет речевую ситуацию не только в СМИ, но и в обществе целом.
В настоящее время таким фактором является низкий уровень среднего образования, которое, как известно, является базовым звеном системы образования. Качество преподавания русского языка и литературы все последние годы неуклонно снижается. Это проявляется в низкой орфографической и пунктуационной грамотности, во все более снижающемся уровне развитии навыков письменной и устной речи. Выпускники средней школы испытывают затруднения в выборе необходимого слова, с трудом строят более или менее сложные фразы. Слабо развиваются навыки устной речи. Одновременно снижается начитанность, круг чтения все больше сосредоточивается на массовой литературе облегченного типа.
Такое само по себе неблагоприятное
положение дел в средней школе
усугубляется рядом обстоятельств,
которые определяют характер речевой
практики общества в целом. Наше общество
все более ориентируется на устную
речь и на речь, порождаемую в
компьютерных сетях. Чтение высококачественной
литературы отходит на задний план.
Резко обостряются
Именно совокупность всех этих факторов и приводит к снижению культуры речи в СМИ. Ибо далеко не каждый работающий в сфере СМИ имеет общее или специальное филологическое образование. Огромное количество лиц, порождающих речевую продукцию для СМИ, порождают ее на основе того речевого опыта, который сформировался в основном в средней школе.
В настоящее время появился еще один фактор, который неизбежно приведет к снижению уровня речевой культуры и к всеобщему речевому одичанию населения Черкасова М.Н., Черкасова Л.Н. Русский язык и культура речи. - С. 129. Это вводимая в действие система ЕГЭ. Сомнительна сама идея. Авторы тестов даже не предполагает проверку навыков развития устной речи, считая, по-видимому владение устной речью чем-то малозначительным и второстепенным. Развитие навыков письменной речи контролируется формально и неглубоко. Школа будет учить выпускников не столько умению говорить и писать, сколько умению пройти процедуру проверки. Сосредоточившись на второстепенной цели (контроль за системой поступления в вузы), авторы ЕГЭ забыли про главное: школа должна учить писать и говорить. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что в ближайшем будущем многие проблемы культуры речи СМИ будут обусловлены уровнем среднего образования.
Перспективы изучения языка СМИ
Проведенный выше анализ показывает, что существует настоятельная необходимость проведения более глубокого изучения речевых процессов, происходящих в СМИ. Наиболее значимыми и актуальными представляются следующие направления исследований.
1. Агрессивность в речевой практике СМИ.
2. Экспансия разговорности в сфере СМИ.
3. Стилевая концепция издания.
4. Стилевая концепция телепередачи.
5. Россия - Запад как проблема журналистского текста.
6. Речевой облик русской рекламы.
7. Фатическая публичная речь.
8. Речевая практика (формат) радиостанций FM-диапазона.
9. Экологические проблемы речевой сферы СМИ.
10. Речевые отношения “автор - редактор” в СМИ
Печать - наиболее древняя подсистема журналистики, зачаточные формы которой можно отыскать среди пражурналистских явлений. Они характеризуются ограниченным и непостоянным распространением изданий, адресованностью узкой аудитории, отсутствием печатной техники, позволяющей быстро тиражировать продукцию. Проведем небольшой исторический экскурс. В Древнем Египте при дворе фараонов выходила газета в виде папирусных свитков. В Древнем Риме Юлий Цезарь учредил рукописные сводки новостей «Комментариус рерум новарум» («Записки о новых событиях»). Они просуществовали в течение нескольких веков (1 в. до н. э. - 4 в. н. э.). Сообщения писались на покрытых гипсом досках и вывешивались в публичных местах, а так же рассылались по городам и провинциям Римской империи Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи.- С. 71.
Пока не была изобретена печатная техника, пресса была рукописной. Так, в России в течение 17 века при царском дворе выходили рукописные «Куранты» (в переводе с франц. - «текущий») с периодичностью - 2 - 4 раза в месяц, в 2 - 3 экземплярах. Предназначались они только для царя и приближенных, т. е. были, по сути, секретными. В Японии газеты выпускали, делая оттиски с обожженных глиняных досочек. Самая старая из таких газет датирована 1615 годом. Называлась она «Иомиури каварабан» («Читать и передавать оттиск»).
Само слово «газета» пришло из средневековой Венеции. Так называлась монета, за которую в городе каналов можно было купить сводку новостей.
Появление первых полноценных печатных газет в Европе относится к началу 17 века, что было связано с развитием буржуазных отношений.
1609 - Германия. Avizo Relation, Oder Zeitung и Relation Adler
1622 - Англия. Weekly News.
1633 - Франция. Gasette
А в 1655 во Франции увидел свет первый журнал Journal des Savants («Дневник ученого»). Эти издания были ориентированы на деловые круги: информация о ценах, торговых путях, международных отношениях.
В России первая газета «Ведомости» стала выходить в 1703 году по указу Петра I. Любопытно, что на западе первые газеты были коммерческого характера, то у нас «Ведомости» были газетой пропагандистской, издаваемой самодержцем с целью продвижения государственных реформ.
Плюсы печати:
- возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер;
- возможность отложенного чтения - до удобного времени;
- возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе (перечитывание, хранение).
Минус печати:
- недостаток оперативности;
- отсутствие непосредственной интерактивности;
- дороговизна.
Классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам. С. Корконосенко предлагает следующее деление периодики:
- по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);
- по учредителю (государственная и негосударственная пресса);
- по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);
- по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);
- по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);
- по содержательному наполнению (качественная и массовая).
Л. Реснянская отмечает, что наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные.
Универсальные реализуют модель «для всех обо всем». Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Специализированные издания могут иметь модели:
- «для всех не обо всем» (тематическая профилизация прессы - «Спорт-Экспресс», «СПИД-инфо», «Финансовая Россия»);
- «не для всех не обо всем» (ограничение аудитории и тематики - профессионально-отраслвые, женские, мужские, детские).
Помимо этого выделяют
издания смешанного типа, объединяющие
черты универсальных и
Лидеры общероссийского рынка относятся к первой модели, к универсальным изданиям. Это «Аргументы и Факты», «Московский Комсомолец», «Комсомольская правда», имеющие ряд общих черт. У них советское происхождение, на организационном уровне нет связи с государственными институтами, информационная политика строится на принципах независимости. Особенности этих изданий заключаются в следующем. В информационной политике «АиФ» наиболее заметно стремление быть доступной каждому. Это канонический образец массовой газеты, избегающей четкой политической позиции, перенасыщенной прикладными материалами, предпочитающей широко известных героев. По тональности газета проста и комфортна, максимально приближена к кругу повседневных забот обывателя.
«МК» имеет более широкую
информационную географию (СНГ, мир), содержит
меньше утилитарной информации.
90-е годы минувшего
века в России были
Самым ярким явлением стал бум рекламной прессы. Во второй половине 90-х каждая четвертая новорожденная газета относилась к этой категории. Их отличие - огромные тиражи (тираж московской газеты «Все для Вас - Столица» - 100 тыс. экземпляров, тиражи екатеринбургских рекламно-информационных изданий «Наша газета», «В каждый дом», «Ва банкъ» в 1998 - 99 гг. составляли от 325 до 250 тыс. экземпляров). Рост числа рекламных изданий негативно сказывается на прочей прессе, так как рекламные листки «похищают» рекламодателей у прочих изданий.
Значительно повысился интерес к местной прессе. В основе этого процесса лежит ряд причин: усиление самостоятельности регионов; заинтересованность местной элиты в информационной поддержке; наличие в развитых регионах материально-технической базы для развития собственных СМИ; способность региональных журналистов лучше учитывать исторические, культурные, национальные традиции своей аудитории.
Свое прочное место на газетном рынке заняли бульварные издания. Еще какое-то десятилетие назад полностью отсутствующие как тип, сейчас они обгоняют по тиражам большинство серьезных изданий. Желтая пресса имеет свою собственную типологию - от «универсальной» бульварщины, предлагающей сплетни и дутые сенсации из любых сфер жизни («Экспресс-газета», «Желтая газета»), до специализированной, посвященной какой-либо одной области - криминалу («Вне закона», «Криминальная хроника»), эротике («Speed-инфо», «Интим»), чертовщине («Оракул») и т. п. Романов А.А., Васильев Г.А. Массовые коммуникации. - М.: «Вузовский учебник», 2009. - 240с.
Формирование рыночных отношений
привело к образованию
На журнальном рынке рубежа веков наблюдался полный упадок «толстых» журналов, рост интереса к политико-экономическим еженедельникам («Деньги», «Власть» издательского дома «КоммерсантЪ»; «Эксперт», «Профиль», «Итоги»), возникновение и признание аудиторией «телегидов» («Телепарк», «Семь дней», «Телесемь»), укрепление позиций глобальных журнальных брендов («Cosmopoliten», «Playboy», «Burda», etc).
Информация о работе Молодежный жаргон в средствах массовой информации