Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:26, дипломная работа
Предмет исследования - организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Цель исследования: выявить специфику организаций культурно – досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические аспекты культурно - досуговой работы и патриотического воспитания морских кадетов.
1.1. Традиции военно-морского образования в России………………….10
1.2.Система патриотического воспитания морских кадетов…………….19
1.3. Культурно - досуговая работа в военно-морских учебных заведениях…………………………………………………………………..26
1.4. Военно-морское образование и организация кадетских классов в Мурманской области…...…………………………………………………..32
Глава 2. Культурно - досуговая работа в морских кадетских классах.
2.1. Значение культурно - досуговых программ в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов….……………………………..44
2.2. Исследование организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетских классах…….52
2.3. Специфика организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетов………………... 65
Заключение………………………………………………………………..73
Список литературы………………………………………………………76
Приложение…………………………………………………………….....8
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой отношений. В этом смысле патриотизм и культура теснейшим образом связаны между собой.
Патриотическое воспитание - процесс сложный и многоуровневый. В его задачи входят не только поиск новых, интересных форм и средств активизации творческой деятельности учеников, но и воплощение культурно – досуговых программ.18
Культурно – досуговая программа – это понятие достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени учащихся. Досуговые программы проектируются для всех возрастных категорий детей – от дошкольников до подростков. Цели проектирования её направлены на решение своего комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение зрителями вместе с аниматором в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности.
Значение культурно - досуговых программ в патриотическом воспитании кадетов немаловажно. Чтобы профессионально организовать и воплотить мероприятия по патриотическому воспитанию, учитывая все поставленные цели и задачи, необходимо знать не только основные разделы культурно – досуговых программ, но и обладать теоретическими знаниями, которые являются характеристикой досуговой программы в целом.
Организатору, приступающему к разработке культурно - досуговой программы по патриотическому воспитанию, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации. Цели программ связаны, прежде всего, формированием гражданско-патриотического воспитания обучающихся 5-7 классов в условиях кадетской школы, формированием социальной компетентности воспитанников через социально-значимую деятельность, с созданием условий для развития общей культуры кадет, раскрытия их творческой индивидуальности. Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:
Одним из основных разделов культурно – досуговых программ является направления содержания, которые связаны, прежде всего, с приобщением кадет к культуре, развитием у них чувства патриотизма, интеллектуальных, физических и специальных способностей, также с постижением искусства общения, поведения, культуры речи. И конечно, содержание культурно – досуговых программ ориентируется на воспитание у кадет гуманности, толерантности, формирование навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников. То или иное сочетание перечисленных выше направлений, может значительно влиять на содержание этих программ.
Особый раздел программы составляет характеристика конкретных форм ее реализации – мероприятий, через которые программа воплощается в жизнь. По мнению, М.Е. Кульпетдиновой, существуют группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы:
1) традиционные массовые мероприя
2) досуговые мероприятия отдельного кадетского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) – экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные;
3) групповая досуговая
4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов), в которые одни вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.
Основанием данной классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников.
В основу любой культурно – досуговой программы с кадетами положены определённые принципы. Обобщая опыт различных исследователей данного вопроса, предлагается семь наиболее общих и значимых для современных практиков принципов разработки и реализации программы:
- принцип активности – создание условий для проявления физических и интеллектуальных сил участников, высокого интереса кадетов, зависимости развития сюжета от их действий (моделирование своего поведения, поиск альтернативных вариантов решения игры);
- принцип взаимодействия – интенсивность коммуникативных связей в процессе мероприятия, приобретение и обогащение детьми разнообразного социального опыта (диалоговое общение, работа малых групп, выбор различных действий в рамках правил и сюжета программы, проба разных ролей: лидера, творца, организатора);
- принцип синтетичности – совокупность игровых средств и способов воздействия на ученика, объединенных в единый процесс (зрелищность, игровое пространство, музыкальное и художественное оформление, язык, реквизит);
- принцип целостности – согласованность, взаимовлияние, полнота всех компонентов программы, влияющих на её качество и эффективность;
- принципа динамичности – вариативность деятельности, содержащей в своем сюжете интригу, преодоление какого-либо препятствия, регулирование состояния участников через правила игры и учет фактора времени;
- принцип правдоподобия – создание атмосферы, побуждающей «поверить» в предлагаемые обстоятельства; конструирование анимационных ситуаций, атрибутов игры, аналогичных ситуациям реальной жизни (реалистичность восприятия, импровизация и свобода в игре);
- принцип личного проживания - эмоциональная включённость в действие, в игровые события, её атмосферу; наличие у ученика состояния, адекватного игровым событиям; приобретение детьми в процессе события опыта, частично переносимого в реальную жизнь.
Заключительным разделом
общей характеристики
Значение культурно – досуговых программ в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов Мурманской области трудно оценить. Героико-патриотическое направление было и остается одним из главных в комплексной программе воспитания и обучения кадетов. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важных элементов общественного сознания.20
Героико - патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством.
Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – все это формирует патриотизм. Воспитание кадетов в духе патриотизма является основной частью всей воспитательной работы в кадетских классах.
В военно-патриотическом воспитании нельзя не учитывать и тот факт, что Россия является великой морской державой, а Мурманская область тесно связана с военно-морским флотом России. Служба в военно - морском флоте специфична и требует серьезной предварительной подготовки. Исходя из этого, в ходе реализации культурно-досуговых программ необходимо решить следующие задачи:
Кадетский компонент имеет место в учебных программах общеобразовательных дисциплин. Программы скорректированы, и в эту работу вовлечены все учителя-предметники. Каждый предмет пропитан «кадетским» содержанием. Например, беседа о патриотизме, изучение батальных сцен - на уроках литературы, рассказ о военном прошлом России, о ратных подвигах россиян – на уроках истории, реалии военных будней в цифрах и фактах - на уроках математики. В содержании программ общеобразовательных предметов, включены сведения об историческом величии России, победах русского оружия, о традициях православной культуры, о вкладе великих людей России в развитие мировой науки и цивилизации, о лучших чертах характера русского человека, об особенностях природоведческого, исторического, культурного характера страны и области, о состоянии дел в стране и регионе.21
Механизм влияния символов в воспитании подростков работает через включение когнитивной и эмоциональной сфер личности. Вызывая активную работу воображения, приобщение к символике помогает подростку осознать свое «Я», представить себя в новой позиции и ситуации, определить перспективы своего участия в деятельности.
Кадетские классы, являются сложным организмом, они отражают характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы духовно - нравственного и патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация духовно - нравственного и патриотического воспитания только с помощью образовательного подхода невозможна. Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов духовно - нравственного и патриотического воспитания, а именно планирование культурно - досуговых программ. Только через активное вовлечение в социальную - культурную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы братства, содружества, через культурно – досуговые программы можно достигнуть успехов в этом направлении.
В кадетских классах общеобразовательных школ Мурманской области планирование учебной деятельности переплетается с культурно – досуговыми программами, направленными на духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Они способствует становлению и развитию личности, обладающие качествами гражданина и патриота своей страны. Программы по патриотическому воспитанию решают следующие задачи:
• проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания кадетов;
• формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого кадета, верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Подводя итог, можно утверждать, что выше перечисленные разделы, направления, принципы, методы, в целом представляют общую характеристику культурно – досуговых программ, помогая отобразить определённую целостную систему, которая создаёт благоприятную основу для воспитания и развития кадетов. Ведь правильно разработанная и полноценно реализованная культурно - досуговая программа по патриотическому воспитанию может содействовать формированию и у подрастающего поколения ценностных ориентаций: патриотизма, чувства гордости и любви к своей Родине к своему народу.