Реклама как компонент маркетинговых технологий в условиях современной библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы:
1. Определение значения библиотечной рекламы в практике работы библиотек;
2. Изучение истории и перспектив развития рекламы в библиотеке;
3. Изучение рекламных технологий как компонента библиотечного маркетинга в практике работы библиотек.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...…..…2
1.Из истории рекламы ……………………………………………………………5
2.Рекламная компания библиотек…………………………………………..……6
3.Рекламная деятельность как средство формирования общественного имиджа библиотеки…………………………………………………………...…..9
4.Опыт зарубежных библиотек в области рекламы ………………………..…12
5.Фирменный стиль………………………………………………………….…..14
6.Особенности составления рекламных сообщений…………..………………18
7.Законодательное обеспечение рекламной деятельности библиотек …..…..20
8.Реклама как средство формирования имиджа современной библиотеки…………………………………………………………………….…22
9.Библиотечный дизайн…………………………………………..……………..22
10.Каналы и средства распространения библиотечной рекламы………….…23
Заключение ……………..…………..………………………………..…………39
Приложение.………………..……………………………………………...……40
Список использованных источников……………….…………………………………………….……….45

Вложенные файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

      Стенды, посвященные  библиотекам , различным их подразделениям и направлениям деятельности, имеющие целью помочь в решении разнообразных научно-практических задач, в. последнее время стали очень популярны. Это, например, такие стенды, как " Библиотека  и муниципальное самоуправление", " Библиотеки , население, местная власть: грани сотрудничества", " Библиотека  — социально-культурный центр региона", " Библиотеки  и социокультурные коммуникации", " Библиотека  и непрерывное образование", " Библиотека  — социально-информационный центр", " Библиотека  и охрана окружающей среды", " Библиотеки  — детям", "Библиотечно-библиографическая поддержка развития аграрно-промышленного комплекса региона", "Библиотечно-информационная поддержка науки и образования в регионе", "Библиотечные компьютерные сети",  "Библиотек а в контексте информатизации общества и концепции социального безопасного развития", "Информационные ресурсы  библиотек региона", "Электронная  библиотек а и библиография", "Библиотечно-библиографическое краеведение, регионоведение, отечествоведение" и т. д.

      Стендовые библиотечные выставки имеют не только ярко выраженные рекламные функции, но и позволяют наглядно представить основные компоненты библиотечно-библиографической деятельности, логику их развития, а также выявить социальный эффект библиотечно-информационной деятельности. Благодаря стендам можно получить объективное, многогранное, «голографическое» представление о реально существующих направлениях деятельности библиотечно-библиографических учреждений, их подразделений в наглядной, легко воспринимаемой форме.

     Стенды могут создаваться в соответствии с исследовательскими проектами, планами инновационной, научно-методической, научно-исследовательской работы, могут быть приурочены  к юбилейным, знаменательным датам, времени проведения корпоративных, профессиональна акций, кампаний, форумов, научно-практически-конференций, семинаров, совещаний, симпозиумов и т. д. Чаще всего стенды выполняют роль не только  рекламно-информационного, но и вспомогательного, обучающего материала.

     На стендах бывают представлены не просто таблицы, диаграммы, графики, статистические показатели. Создается информация-метафора, подразумевающая глубокие пласты библиотечно-информационной, библиографической деятельности.

      Библиотеки  в настоящее время все шире применяют стенды в целях презентации как формы проведения научно-практических конференций. Например, выставка стендовых докладов во время Всероссийской научно-практической конференции "Экологическая культура детей и юношества" (14—18 сентября 2003 г., Тверь) удачно дополняла другие мероприятия форума — пресс-конференцию  "Библиотек а и экология", доклады на пленарных заседаниях, презентацию  книг и В. Самуйлова "Там, где растет венерин башмачок".Эффективной формой рекламы в  библиотеке  является стенд с плакатами (понтерами). При их подборе важно иметь в виду серию русских плакатов, хранящихся в фондах Российской государственной  библиотеки , в частности набор понтеров " Книга  в русском плакате" (М., 2003). Портерное направление библиотечно-библиографической,  рекламно-информационной  деятельности считается весьма перспективным, особенно в связи с возможностями, которые открывают компьютерная графика и другие новейшие электронные  технологии .

     Наиболее апробированными формами стендовой рекламы являются библиотечные (книжные) иллюстративные выставки литературы.(13)

Библиотечные  выставки и ярмарки

      Выставки и ярмарки занимают особое место в арсенале средств рекламного воздействия, так как представляют очень широкие возможности демонстрации рекламируемых изделий для установления прямых контактов с потенциальными пользователями. Высокая эффективность этого средства рекламы подтверждается тем, что ежегодно в мире проводят тысячи крупных выставочных мероприятий, требующих значительных затрат. Следует отметить, что ярмарка – коммерческое мероприятие, основная цель которого – заключение торговых сделок по выставляемым товарам. Выставка же – прежде всего публичная демонстрация достижения тех или иных отраслей материальной или духовной сферы жизни общества, основная цель которой – обмен идеями, знаниями при одновременном проведении коммерческой работы.

Участие библиотеки в  выставке-ярмарке предполагает:

Имидж-рекламу (выставка – прекрасное место встречи с представителями СМИ и специалистами предприятий);

Изучение спроса на библиотечные услуги, уточнение и расширение рынка  их сбыта;

Продвижение библиотечных услуг, в том числе и новых;

Возможность провидения бесед с заинтересованной аудиторией;

Заключение партнерских соглашений и договоров;

Укрепление старых дружеских  связей и установление новых.

Стоит подчеркнуть, что  для эффективного проведения рекламы  своих услуг, совсем необязательно  арендовать большие площади и  задействовать значительный круг сотрудников.

     Художественный дизайнер располагает все материалы экспозиции таким образом, что у посетителей создается целостный образ организации. Таким образом, участие в выставках – отличная форма рекламы для любых видов продукции, товаров и услуг. (14)

Книжные выставки.

      Книжные выставки начали практиковаться в отечественных библиотечно-библиографических и книготорговых учреждениях с середины XIX в. Они пользуются неизменным успехом у читателей. По определению, данному в терминологическом словаре "Библиотечное дело" (М., 1997), библиотечная выставка — форма обслуживания, обеспечивающая путем наглядной демонстрации документов информирование об изданиях, событиях, проблемах. В этих целях используются стенды или специальные конструкции. Ныне книжная выставка в  библиотеке  понимается прежде всего как действенное средство продвижения лучших (релевантных и пертинентных)  книг  к читательской аудитории. Изучением их занимались такие библиотековеды, как Адлер М., Брылов Г. А., Блинков И. А., Виленкин А. Я., Вожгальский А. и др. специалисты. В 30-е – 50-е годы внимание к книжным выставкам и, в особенности, к плакатам резко снизилось. Серьёзные исследования этой проблемы были проведены в 1960-х годах.

    Книжные выставки в практике библиотечной работы встречаются чаще, чем другие её формы. В 1990-е годы своими яркими, оригинальными выставками прославились, например, библиотеки Белгородской области. На конкурсах выставок, были особенно отмечены, например, такие выставки, как «Лицо уходящего века», «В лабиринтах экономики» и др. Во второй половине XIX века, когда западноевропейские книгохранилища были впервые отделены от читальных залов, в библиотеках началось осуществляться экспонирование книги. Первое появление книжной выставки относится к 50-м годам XIX века, когда начали устраиваться выставки литературы в Санкт–Петербургской Публичной библиотеке. Организатором их являлся искусствовед, общественный, библиотечный деятель Стасов В. В.

      Активная выставочная работа библиотек всех типов началась в 1920-х годах. Многолетний опыт наглядной рекламы в библиотеках приводит к выводу, что выставка в большинстве случаев является наиболее действенной её формой. Выставка, на которой представлены сами книги, сильнее воздействуют на читателя, чем картотека, рекомендательный список и указатель. Важнейшее достоинство их заключается в предоставляемой читателям возможности непосредственного знакомства с книгами. Читатель получает не только зрительное впечатление от демонстрации книг на витринах. Он может снять книгу с выставки, перелистать её, бегло просмотреть оглавление. Выбирая книгу по библиографическому указателю, читатель не знает, есть ли она в данный момент в библиотеке. С выставки читатель может получить интересующую его книгу сразу же. Ещё одно преимущество книжной выставки является её оперативность. Небольшая книжная выставка по любой теме практически может быть устроена за очень короткий срок, тогда как картотеку, не всегда целесообразно составлять, а оформление плаката требует не только дополнительных затрат времени и труда. Она позволяет библиотекарю рекомендовать, а читателю получить книгу наиболее лёгким путём.(5) Виды выставок разнообразны как по содержанию, так и по оформлению. Выделим основные группы:

Первая группа — книжные выставки информационного характера. К ним относятся выставка новинок и выставка "забытых", редко или совсем не спрашиваемых  книг. Чтобы систематически информировать читателей о новинках, в библиотеках устраивают специальные выставки новых поступлений. Кроме того, на любой тематической выставке литература постоянно обновляется. Это даёт выставке преимущество перед плакатом, указателем, рекомендательным списком. Широко практикуются "открытые просмотры" при проведении дней информации, дней специалиста и других подобных мероприятий. Открытый просмотр дает возможность фронтального, комплексного ознакомления с литературой. Не только с ограниченным числом новинок, но и всей коллекцией. Столы новинок — разновидность выставки новых поступлений, которую организуют многие публичные  библиотеки . На особых столах в удобных для экспонирования пространствах  библиотеки  выставляют 30—40 новых изданий.

      Настенные (стендовые) постоянные выставки оформляются по наиболее важным, "вечным" темам или в целях непрерывного мониторинга новых поступлений литературы.

     Выставка новых журналов — распространенная и эффективная разновидность экспозиций, не требующая серьезной технологической подготовки Новые журналы, как и  книги , группируются по отраслям знания. Их специфика лишь в ярко выраженной целесообразности закрепления за каждым периодическим изданием постоянного места на витрине, как это сделано в зале текущей периодики Российской государственной  библиотеки .

      Выставки-просмотры призваны знакомить читателей с новой литературой по универсуму человеческой деятельности или по определенному вопросу в условиях доступности, открытости, комфортности.

      Особые функции выполняют выставки-книжные развалы, выставки-аукционы и т. д.

     Выставка "забытых"  книг  — экспонирование литературы, которая по тем или иным причинам совсем или почти совсем не пользуется спросом читателей, хотя по своему содержанию представляет значительную ценность и требует актуализации. Выставка "забытых"  книг  напоминает о произведениях, которые по каким-либо причинам неизвестны или малоизвестны широким кругам читателей и поэтому стоят на полках без движения. Такие выставки обогащают представление читателя о литературе, способствуют повышению культурного и профессионального уровня, возобновляют "связь времен", содействуют сохранению социальной памяти. На выставках этого типа могут быть представлены  книги  по различным отраслям знания, не связанные друг с другом по содержанию, тематике или времени написания. В то же время практикуются и тематические выставки "забытых"  книг  определенного содержания. Эффективность подобных экспозиций во многих случаях не ниже, а даже выше, чем у выставок новинок.

      Особая разновидность библиотечных экспозиций — выставки книжных памятников — редких и ценных изданий из коллекций  библиотек , музеев  книги  или частных собраний. При подготовке таких выставок, имеющих значительное популярно-просветительское, историко-культурное, учебно-вспомогательное значение, проводится большая исследовательская историко-книжная, источниковедческая работа. Обосновываются научные принципы экспозиции, определяются понятие "книжный памятник" и круг книг, которые относятся к этому понятию. Второй вид библиотечных экспозиций — тематические выставки, включающие документы и материалы по определенной теме.

       Это основной и наиболее распространенный вид библиотечно-библиографической рекламы. Тематические выставки помогают читателям в приобретении или углублении знаний по какому либо вопросу путем рекомендации специально подобранной литературы. Экспонируемые тексты последовательно раскрывают тему выставки, каждый экспонат так или иначе связан с окружающими его материалами, что детализирует освещение темы. Каждая книга и статья, помещенные на выставке, имеют свое, строго определенное место. Для более живого и убедительного показа широко используются иллюстративные материалы, "вещественные" экспонаты, например воинские каски, погоны, награды, муляжи оружия на выставках, посвященных военной тематике.

Тематические  выставки различаются следующим образом. Выставка, посвященная актуальным проблемам современности. Тематика ее может быть чрезвычайно разнообразной и отражать актуальную панораму универсума человеческой деятельности — все отрасли знания, политики, экономики, культуры, литературы и искусства. Подобные экспозиции можно выстроить как серию выставок, имеющих общий заголовок, например "Книги о природе и ее законах", и частные заголовки — "Законы экологии", "Планета Земля и проблема глобального потепления", "Экологическое движение в России" и др.

    Выставки к памятным и знаменательным датам (Календарь знаменательных памятных дат). Представленная литература дает общую характеристику юбилейного (знаменательного) события и содержит минимум необходимой фактографической информации.

     Постоянно действующие выставки-календари посвящаются памятным юбилейным датам и сменяются через определенные периоды времени, приуроченные к очередному историческому событию.

      Выставки-персоналии, выставки-портреты, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей. На этих выставках представляется литература о деятелях мировой и отечественной культуры, книжного дела, науки, техники и т. д.

      На выставках, посвященных одному произведению, экспонируются его публикации, переиздания, факсимильные воспроизведения, подготовительные материалы, литература, раскрывающая историю, значение и обстоятельства подготовки к изданию, критические статьи, методические материалы в помощь изучению. В частности, подобные выставки уместно посвящать  книгам , удостоенным нобелевских, государственных и иных премий, выдающимся классическим произведениям, в частности, изучаемым в учебных заведениях.

       Жанровые выставки акцентируют внимание читателя на произведениях одного литературного жанра (повести, любовные (дамские) романы, фантастика, фэнтези, детективы и пр.).

     Особые разновидности выставок носят преимущественно досуговый развлекательно-просветительный характер. В основе выставки-кроссворда небольшой кроссворд, "ключ" к разгадывали которого можно найти в приведенной здесь литературе. Выставки-викторины предполагают наличие вопросов и отвечающей на эти вопросы литературы.

   Формы современных выставок поражает своим разнообразием. Это – выставки –календари, выставки – викторины, говорящие выставки, выставки – вернисажи, выставки – размышления, выставки – кроссворды, выставки – споры, выставки – дискуссии и др. (5) Библиотечная выставка теснейшим образом связана с другими видами рекламы, средствами воздействия на читателей. Значительно повышают эффективность библиотечной выставки проводимые рядом с ней беседы и обзоры, привлечение аудиовидеоматериалов с записями обращений авторов и т. д. Устные обзоры и беседы у выставок значительно повышают уровень раскрытия библиотечных ресурсов и престиж  библиотеки  как социокультурного и информационного центра.

Информация о работе Реклама как компонент маркетинговых технологий в условиях современной библиотеки