Лекции по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций

Краткое описание

Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения

Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

0807344_0F87E_shpargalka_ekzamenacionnye_otvety_po_detskoy_literature.docx

— 244.39 Кб (Скачать файл)

"глаза земли" —  это вершина поэтического мастерства  писателя. Разделенная на три  части — "дорога к другу", "раздумья", "зеркало человека", — она представляет совершенное  творение художественной, философской  и научной мысли пришвина. "глаза  земли" — это путь человека  к "душам всех и каждому  в отдельности" через свой  собственный опыт жизни; это  искусство художника видеть мир  через душу человека и душу  природы. Перед нами многое  открывается впервые, многое оказывается  родным и созвучным, оживают  молчавшие прежде листья и  травы, сам лес, со своими  папоротниками и мхами, болотами  и лесными полянами, кукушками  и комарами. Художник, щедро наделенный  дарованием и любовью к людям,  становится радостным творцом  всеобщей жизни.

Каждая фраза, даже каждое слово у пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и  к человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю, ты одинок — я тебя полюблю.

Все у писателя — мир, природа, человек — в совокупности составляет красоту жизни, которую  необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях.

Многое, о чем пишет  пришвин, не фантазия. В основу всех его произведений положены действительные события, собственные наблюдения и  впечатления.

"нигде в мире нет  такого замечательного языка,  как русский, — писал пришвин.  — вот возьми, например, слово "родина". Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание...".

Слово пришвина необыкновенно  современно, особенно в трагические  моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется, что творчество пришвина довольно благополучно: писал он о  природе и известен как певец  природы, но думать так — то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он предназначен только для отдыха. А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.

"для рыбы нужна чистая  вода — будем охранять наши  водоемы. В лесах, степях, горах  разные ценные животные — будем  охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А  человеку нужна родина. И охранять  природу — значит охранять  родину".

Творчество пришвина –  негромкое, голос его произведений тихий, но настойчивый. В тяжелые  времена, когда зачастую утрачивается сама вера в человека, когда нелепость  жизни заставляет терять точку опоры, пришвин разворачивает перед  читателем картины природы как  неизменного мерила добра и красоты, рисует портреты людей, ничем особенным  не примечательных, но сохранивших  главное – доброту и человечность, говорит о вечном.

В своих произведениях  автор служит примером в плане  бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить  и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни.

 

Анализ «лисичкин хлеб» 

 

Этот рассказ о силе поэтического слова, которое простой  хлеб преображает в сказочный и тем делает его желанным. Особенность этого и других рассказов м. Пришвина, - в отсутствии «в лоб» в сказанной «морали». Поучительный вывод читатель сам извлекает из ситуации. Вместе с зиночкой мы узнаем, как живет тетерев, что представляет собой рябчик, какие грибы растут в лесу, как называются разные ягоды, чем лечатся деревья. Зиночка оказывается весьма в неприглядном положении: читатель-то знает, что «лисичкин хлеб» - самый обыкновенный, а значит, вся привередливось зиночки, её пренебрежение к «нашему хлебу» ни на чём не основаны. И он вместе с автором хитро подсмеивается над слабостью девочки. Пришвин, начиная как будто с простого исследования, поднимется в философские, поэтические, духовные сферы, в сферы глубокого искусства. Здесь можно увидеть точные реальные образы, каждый из них индивидуален и красочен. Звери и птицы у пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется.

свою лучшую детскую книгу  «золотой луг» пришвин составил из вполне взрослых книг («рассказы егеря», «лесная капель», «неодетая весна», «календарь природы»).м.м. Пришвин смотрит на природу своим особым зорким глазом, он понимает разговор птиц и зверей, домашних животных, знает тайны природы и открывает их нам.

 

«золотой луг».

 

 «золотой луг». На примере  этого рассказа мы видим, что  даже деревья и растения в  пришвинских описаниях становятся  живыми: одуванчики засыпают по  вечерам и просыпаются по утрам.  Из начала рассказа мы узнаём, что одуванчики - цветы «неинтересные». «скромненький. Желтый. В букет не нарвешь - стебелек слаб. Вянет быстро. Почти без запаха. Единственная забава - дунуть на отцветший белый шар, так чтобы мелкие семечки на своих пушистых парашютиках разлетелись по ветру. Первый расцветает. Подобен солнцу.» но почему сначала цветы были «неинтересные», а потом стали «интересными»? В солнечный день луг золотой, а ночью зеленый. Цветы ложились спать вместе с детьми, и вместе вставали. Автор учит наблюдать и любить природу, замечает малейшие изменения, происходящие вокруг, умеет рассказать о них так, что ясно себе все можем представить. Из этого рассказа видно, что даже в самом простом, неказистом, на первый взгляд ничем не приметном цветке скрыта удивительная красота. Недаром маленькие дети очень любят одуванчики, всегда тянутся к ним

 

«еж»

Пришвин в  рассказе "ёж" очень хорошо описал свои взаимоотношения  с ёжиком, показал, как с помощью  доброго отношения можно приручить  дикого зверька: "так вот и устроился  у меня жить ёжик. А сейчас я, как  чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью  в блюдечко - выпьет, то булочку дам - съест".

«ребята и утята»

 рассказ "ребята  и утята" учит маленьких  слушателей быть добрыми и  внимательными к живым существам: "и те же самые шапки, запылённые  на дороге при ловле утят, поднялись  в воздух; все разом закричали  ребята: "до свидания, утята!"

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  46

Многообразие  жанров  в творчестве в. В. Бианки. Анализ рассказа в. В. Бианки " молодая  ворона",  «синичкин календарь»

 

Сохраняя в произведении все сказочные элементы, автор  наполняет его большим познавательным материалом. Он ведёт читателя по сказочной  тропе. Добрый волшебник заставит разговаривать  зверей, птиц, насекомых на понятном ребятам языке, заставит своих героев действовать по-сказочному.

И при всём этом мир живой  природы раскроется здесь в своей  подлинной, реальной основе. Увиденные  острым глазом художника и натуралиста  персонажи, со всеми своими характерными индивидуальными и общебиологическими чёрточками, оживают на страницах  сказок.

Но сила и привлекательность  ещё и в другом. Если народные сказки пропагандируют активность, стойкость, смелость, стремление к достижению цели, утверждают торжество разума и победу добра над злом, если в основе они всегда оптимистичны, жизнеутверждающи, — то ведь всё это свойственно и лучшим познавательным сказкам в. Бианки.

В.в. Бианки, войдя в детскую  литературу в 1924 году, как автор журнала  «воробей», создал для маленьких  читателей множество произведений о природе. Их герои – животные, птицы, растения. В 1923 году в журнале  «воробей» появилось его первая сказка «путешествие красноголового воробья».

В его книгах мы можем  встретить смешные сказки и полные драматизма сказочные повести, рассказы о животных с искусно построенным  сюжетом и рассказы почти вовсе  без сюжета, полные поэзии и лирического  раздумья. В его сказках переплетаются  юмор, простота и естественность речи, сочность языка, стремительность действия. Но это не просто сказки. Эти сказки учат не только наблюдать природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее богатства.

 тематика книг в.бианки многообразна. В сказках, рассказах, повестях писателя заключены обширные биологические знания. Произведения бианки дают читателю правильные представления о природе, воспитывают бережное отношение к ней.

В рассказах бианки о природе  меньше выдумки, игры, чем в сказках, и роль человека в них иная - он охотник, наблюдатель, натуралист. Все, что происходит в рассказах, может  случиться и в действительности.

 

Вопрос  48

Е. И. Чарушин - писатель и художник. Основные темы творчества. 

 

Евгений иванович чарушин (11.11.1901, вятка — 18.02.1965, ленинград) — российский график, писатель, заслуженный деятель  искусств рсфср (1945). Оформил несколько  десятков книг для детей. Иллюстрировал  собственные рассказы. Его книги  выходили в англии, сша, японии, индии, болгарии, других странах; их общий  тираж превышает шестьдесят миллионов  экземпляров…

Любовь к природе родители прививали сыну с детства. Мать, любовь александровна (урождённая тихомирова), учила ребёнка «смотреть и  удивляться силе и красоте природы  и всему её разнообразию и великолепию…». Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили.

Закончив среднюю школу в вятке (1918), где он учился вместе с юрием васнецовым, чарушин пошёл в армию, служил помощником декоратора в культпросвете политотдела штаба красной армии восточного фронта. Лишь в 1922 году он вернулся к мирной жизни. Зимой учился в декоративных мастерских вятского губвоенкомата, а осенью того же года поступил на живописный факультет в петербургскую академию художеств (вхутеин).

По окончании учёбы (1926) и краткосрочной службы в рядах  красной армии, чарушин пришёл в  детский отдел госиздата, которым  заведовал владимир лебедев. В те годы перед художниками ставилась  задача создать принципиально новые  книги для маленьких граждан  советского государства, книги высокохудожественные и, в то же время, информативные и  познавательные.

Первая же книга с иллюстрациями  евгения ивановича — рассказ  в. Бианки «мурзук» (1928) — привлекла  внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а  рисунок из неё был приобретён государственной третьяковской  галереей.

В 1929 году чарушин сделал несколько книг: «дикие звери», «разные  звери», «вольные птицы», «как мишка  большим медведем стал».

В 1930 году чарушин попробовал писать небольшие рассказы. Уже в  первом его рассказе — «щур» (1930) — проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство  юмора.

Кроме работы в издательствах, евгений иванович активно сотрудничал  с детскими журналами — «мурзилкой» (с 1924 г.), «ежом» (1928-1935 гг.) И «чижом» (1930-1941 гг.); делал настенные эстампы  для детей, порой работая без  авансов и гонораров.

Во время войны чарушин  уехал из ленинграда на родину, в  киров (вятку). Он рисовал плакаты  для «окон тасс», писал картины  на партизанскую тему, оформлял спектакли  в кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и  школьников. И — занимался с  детьми рисованием.

В 1945 году художник вернулся в ленинград. Последней книгой чарушина стали «детки в клетке» с.я. Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в лейпциге.

Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет  его жизни неповторимое чувство  красоты родной природы, родного  края, родины. Оно живет в памяти, обращенной к первым годам жизни, первым впечатлениям, и сопричастно  всему земному, что окружает человека с момента рождения. Поэтому творчество чарушина близко не только детям, но и  взрослым. Оно не позволяет забыть, что все взрослые «родом из детства», а детям дает понять, как прекрасен  мир.

На страницах его рассказов  не встречаются нравоучения и  указания, но, прочитав или прослушав  их, ребенок начинает понимать, что  доброта и любовь должны править  миром, что красота — это, прежде всего отсутствие эгоизма, что сохранность  жизни и бережное отношение ко всему живому — первый показатель нравственности человека. Произведения чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. Они близки русскому фольклору для  маленьких.

Гуманизм его произведений, написанных полвека назад, прекрасно  «проецируется» на принципы современной  психологии и педагогики; они как  бы предвосхищены автором еще  много лет тому назад.

Его рассказы о животных удивительно выразительны. Чаще всего  описание занимает всего несколько  строк, но в них поистине «словам  тесно, а мыслям просторно».

Истоки искусства евгения  ивановича чарушина в его детских  впечатлениях, в красоте родной природы, окружавшей его с детства, в добром и заботливом отношении к животным, которое он наблюдал, будучи ребенком.

В иллюстрациях е и. Чарушина, художника-анималиста, мир зверей раскрыт  в ярких образах, с большой  теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными  средствами выразить характер каждого  зверя, передать радость общения  с живым.

Е.и. Чарушин подробно и  конкретно изучил животных, что, создавая свои рисунки, мог не думать о точности передачи формы или пропорции, так  что это подразумевалось уже  само собой. Такой подход помогал  сосредоточиться на создании образов. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой собственный эмоциональный образ - определенный характер в определенном состоянии.

Информация о работе Лекции по "Детской литературе"