Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций
Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.
тогда же увидел
свет первый (и последний) манифест
нового литературного
следует добавить, что
еще до появления в литературе
обэриутов возникло
В применении к искусству слово «реальное» означало у обэриутов то, что искусство реально, как сама жизнь. Искусство ничего не отражает. Живет само по себе.
Из утверждения, что искусство реально, как и действительность, следовало, что оно живет по своим законам, имеет свою логику. Она у обэриутов необычна, странна, обратна принятому.
Обэриуты заставляли говорить
покойников, переносили действие с
земли на небеса, подслушивали беседу
лошадей и воробьев, по русскому
лесу у них разгуливает жирафа,
а молодой человек из–под носа
дворничихи улетает на небо. Обэриуты
катили время в обратную сторону,
а когда надоедало –
И все это делалось с
одной целью – посредством
художественного слова обэриуты
стремились выразить свои представления
о мире, суть которых, несмотря на столь
характерные для обэриутов
Поэзия александра введенского построена на основе работы с самой структурой языка. Он задействует привычные размеры (пушкинские, державинские), лексику, знакомые логические и речевые структуры, узнаваемые аллюзии, традиционные элементы формы, формирующие для читателя некое внешнее звучащее окружение, и в то же время не дает состояться окончательному смысловому выражению, постоянно сбивая его столкновением в чем-то близких, но совершенно не предусмотреных языком понятий, слов, на зазоре между которыми и рождается некий ощущаемый, но, как правило, неформулируемый, смысл.
Путеводной для александра введенского была «бессмыслицы звезда». Поэт ставил над словом и звуком эксперименты, в которых смысл написанного оказывался подчас на последнем месте: «я усумнился, что, например, дом, дача и башня связываются и объединяются понятием здание. Может быть, плечо надо связывать с четыре... И я убедился в ложности прежних связей, но не могу сказать, какие должны быть новые».
Слова в стихах введенского существуют рядом, взаимодействуют, но они «незнакомы» между собой. Кстати, сохранилась лишь малая часть из написанного поэтом, небрежно относившимся к своим творениям. Большинство же утеряно им самим или уничтожено осторожными знакомыми и друзьями.
как отличалось обэриутское
введенского от всего,
А.и.введенский был постоянным автором ленинградских детских журналов «чиж» («чрезвычайно интересный журнал», 1930-1940) и «еж» («ежемесячный журнал», 1928-1935). Он часто нуждался в деньгах, и гонорары за стихи для детей выручали поэта, ведь только дважды введенский печатался как «взрослый» автор. Он переводил и пересказывал сказки х.к.андерсена, в.гауфа, братьев гримм («я третьим гриммов стал собратом…»).
сюжеты книжек поэта
незамысловаты. Это мечты
Творчество даниила хармса имеет много общего с творчеством других обэриутов. Помимо семантической бессмыслицы хармс использует и "заумь", конструируя новые слова. В целом его поэзия близка поэзии введенского, заболоцкого, вагинова. Главное, все же, на чем сосредотачивается автор в своем творчестве - бытовые детали, его бессмыслица чаще носит ситуативный характер. Наиболее явно это в его прозаических произведениях.
В своем прозаическом творчестве хармс - скорее разоблачитель сложившихся систем, жанров, вскрывающий абсурд ситуации или привычной литературной формы.
Его смелые и парадоксальные стихи, рассказы и драмы, какими бы смешными они ни казались, всегда трагичны. Герои постоянно угрожают друг другу смертью, погибают нелепо и жалко. А читатель-то смеётся! Так смеётся ребёнок, видя, как забавен распластанный на льду прохожий. Смеётся, не зная, что ему, упавшему, больно.
обэриуты и смотрели
на мир, как дети малые. Тем
не менее, детские стихи
При жизни хармса было опубликовано
всего два его «взрослых» стихотворения.
Первая публикация состоялась в 1926 году,
после вступления хармса в союз поэтов:
в альманахе союза было напечатано
стихотворение «чинарь-
Вопрос 55
Гуманистическая направленность литературы конец 19-начало 20 века о детях и для детей. Творчество а. П. Чехова, а. Блока, с. Есенин
Анто́н па́влович че́хов (17 января 1860, таганрог, екатеринославская губерния— 2 июля 1904, баденвайлер) — выдающийся русский писатель, драматург, по профессии врач. Почётный академик императорской академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902). Является общепризнанным классиком мировой литературы.
В драматургии чехова, вопреки
всем традициям, события отводятся
на периферию как кратковременная
частность, а обычное, ровное, ежедневно
повторяющееся, для всех привычное
составляет главный массив всего
содержания пьесы. Практически все
пьесы чехова построены на подробном
описании быта, посредством которого
до читателей доносятся
Нередко чехов использует так называемые «случайные» реплики персонажей.[12] при этом диалог непрерывно рвётся, ломается и путается в каких-то совсем посторонних и ненужных мелочах. Однако подобные диалоги и реплики в общем сценическом контексте у чехова осуществляют своё назначение не прямым предметным смыслом своего содержания, а тем жизненным самочувствием, какое в них проявляется.
Чехов создал новые ходы в литературе, сильно повлияв на развитие современного рассказа. Оригинальность его творческого метода заключается в использовании приёма под названием «поток сознания». . Чехов не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них.
Именно чехов в своих
рассказах впервые в русской
литературе ярко продемонстрировал
образ провинциального
Чехов был одним из первых писателей-классиков, кто всецело обличал пошлость, нежелание жить полной, насыщенной жизнью.
Все творчество а.п. Чехова делится на две части: раннее и позднее, они различны. Ранний чехов плодовит, он еще не задумывается над закономерностями жизни, а просто высмеивает ее уродливые стороны, в его рассказах и повестях нет глубины образов.
Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления. («жизнь прекрасна», «смерть чиновника», «руководство для желающих жениться» и др.). Поздний чехов 80х - 90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества. Характеры героев становятся острее и четче. А.п. Чехов разоблачает тупого, сонного обывателя россии, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость («человек в футляре», «дом с мезанином», «палата № 6»). Темы человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе а.п. Чехов рассматривает в нескольких рассказах. Все они (рассказы) выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной чехову действительности.
Алекса́ндр алекса́ндрович блок (16 ноября 1880, санкт-петербург, российская империя — 7 августа 1921, петроград, рсфср) — русский поэт.
Блок может рассматриваться как продолжатель и завершитель традиций великой русской литературы xix в – и как зачинатель новой русской поэзии xx в, и как наследник и продолжатель традиций романтических, как автор вдохновенных пророчеств о гибели старого мира – и как создатель первой поэмы об октябрьской революции. Все эти подходы оправданы богатствам и многогранностью творчества блока. Однако в этой многогранной картине особо значимо та литературная среда блока, которую он сам для себя считал более органичной и разрыв с которой на определенном этапе своей творческой эволюции был основным событием его духовного развития. Нет сомнений, что таким литературным направлением для блока был символизм, а такой средой – символистская. Принадлежность блока к символизму так же очевидна, как и рано родившееся у него стремление «преодолеть» символизм.
Лирика блока — явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих — она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». На эту ее особенность указывал и сам блок.
В творчестве а.блока тема родины обретает особое звучание . Родина – древнее, бесконечно древнее существо, большое, потому неповоротливое, и самому ему не счесть никогда своих сил, своих мышц, своих возможностей, так как они рассеяны по матушке земле. Родине суждено быть некогда покинутой, как матери, когда сын её, человек вырастает до звёзд и найдёт себе невесту. Эту обречённость на покинутость мы всегда видим в больших материнских глазах родины, всегда печальных, даже тогда, когда она тихо радуется. Не родина оставит человека, а человек родину. Мы ещё дети и не знаем сроков, только читаем их по звёздам; однако читаем уже, что близко время, когда границы сотрутся и родной станет вся земля, а потом и не одна земля, а бесконечная вселенная, только мало крыльев из полотна и стали некогда крылья духа понесут нас в объятия вечности в ранней поэзии а.блока тема россии не звучит как самостоятельная. Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа.
Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества блока в целом. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма. Особенно характерным в этой связи выглядит ставшее хрестоматийным классическое сопоставление туманного силуэта «незнакомки» и «пьяниц с глазами кроликов». Блок вообще был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и артистов, с которыми сталкивался и которым симпатизировал. В этом смысле он был, так сказать, поэтом без кожи. До революции музыкальность стихов блока убаюкивала аудиторию, погружала её в некий сомнамбулический сон. Потом в его произведениях появились интонации отчаянных, хватающих за душу цыганских песен.
творчество сергея
есенина, неповторимо яркое и
глубокое, ныне прочно вошло в
нашу литературу и пользуется
огромным успехом у
в нашу литературу
сергей есенин вошёл как
даже в любовной
лирике есенина тема любви
сливается с темой родины. Автор
"персидских мотивов"
Есенин замечал между сопоставляемыми предметами и явлениями такие связи, которые до него никто не видел. Он создает свои эпитеты, образы, метафоры, но создает их по фольклорному принципу.