Лекции по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций

Краткое описание

Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения

Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

0807344_0F87E_shpargalka_ekzamenacionnye_otvety_po_detskoy_literature.docx

— 244.39 Кб (Скачать файл)

Слушая сказки, малыши глубоко  сочувствуют персонажам, у их появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции стремительно гаснут, потому что нет  условий для их реализации.

Признак истинной сказки –  хороший конец. Это дает ребенку  чувство психической защищенности. Чтобы не происходило в притче, все заканчивается отлично. Оказывается, что все испытания, которые выполи на долю героям, были необходимы для  того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок  видит, что герой совершивший плохой поступок, непременно получит по заслугам. А герой, который проходит через все тесты, проявляет свои фаворитные качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к для тебя!

Проживая сказку малыши обучаются преодолевать барьеры в общении, тонко ощущать друг дружку, находить адекватное телесное выражение разным эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказкам этюды

 

Вопрос  5

Особенности русских  народных сказок кумулятивного типа. Анализ сказки колобок.

 

Существует не очень обширный вид сказок, которые обладают настолько  специфическими композиционными и  стилевыми особенностями, что выявление  их в особый разряд не вызывает никаких  сомнений. Это так называемые кумулятивные сказки.

Основной композиционный прием кумулятивных сказок состоит  в каком-либо многократном, все нарастающем  повторении одних и тех же действий, пока созданная таким образом  цепь не обрывается или же не расплетается в обратном, убывающем порядке, например «репка».  Кроме принципа цепи возможны и другие виды постепенного нарастания или нагромождения, ведущего к какой-нибудь внезапной комической катастрофе. Отсюда и название сказок - накоплять, нагромождать, увеличивать.

В этом нагромождении и  состоит весь интерес и все  содержание сказок. В них нет никаких  интересных событий сюжетного порядка. Наоборот, самое событие ничтожно, и ничтожность этого события иногда находится в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из него последствий и с конечной катастрофой.

Сказки эти бывают по стилю  и способу исполнения двоякими: одни мы называем формульными, другие - эпическими. Характерными и типичными для  кумулятивных сказок являются первые, т.е. Формульные.

Композиция кумулятивных сказок чрезвычайно проста: экспозиция чаще всего состоит из какого-нибудь незначительного события или  очень обычной в жизни ситуации: дед сажает репу, баба печет колобок, девушка идет на речку выполоскать  швабру, разбивается яичко, мужик  целится в зайца. Эта экспозиция не может быть даже названа завязкой, так как совершенно не видно, откуда развивается действие. Оно развивается  неожиданно и в этой неожиданности  один из главных художественных эффектов сказки. Способов соединения цепи с  экспозицией чрезвычайно много. В сказке о репке создание цепи вызвано тем, что дед не может  ее вытащить. В сказке «терем мухи»  муха строит терем или поселяется в какой-нибудь брошенной рукавице. Но вот один за другим, обычно в порядке нарастающей величины, являются звери и напрашиваются в избушку. Последним является медведь, который и кончает дело тем, что садится на этот терем.

В первом случае (репка) создание цепи мотивировано и внутренне необходимо, во втором случае (теремок) никакой  внутренней необходимости в приходе  все новых и новых зверей нет. По этому признаку можно бы различать  два вида этих сказок. Преобладает  второй, искусство таких сказок не требует никакой логики.

Целый ряд кумулятивных сказок построен на последовательном появлении  каких-либо непрошенных гостей. Другие сказки построены на ряде обменов, причем мена может происходить в убывающем порядке - от лучшего к худшему или от худшего к лучшему.

К кумулятивным сказкам можно  причислить и такие, в которых  все действие основывается на различных  видах комических бесконечных диалогов.

 

Анализ сказки "колобок"

Вся сказка строится на повторении однородных эпизодов: колобок встречается  с разными героями, которые намереваются его съесть. Всем он поет свою песенку, от всех ему удается убежать. От всех, кроме лисы.

Первые слова вводят ребенка  в конкретный мир, где сущее состоит из двух дополняющих друг друга противоположностей - женского и мужского начала. То есть наш мир. Вселенная начинается с разъединения на начала. «и говорит дед бабе - испеки мне, баба, колобок. -так ведь нет ничего!- отвечает баба. -а ты по амбару помети, по сусекам поскреби, и наберется для колобка.»

Дед  дает идею, он закладывает  семя жизни бабе (в сказке - идею испечь колобок, по жизни - "идею" создания ребенка), он побуждает бабу к действию. «пошла баба, по амбару помела, по сусекам  поскребла, набрала муки две горсти, на сметане замесила, в печи запекла, на окошко студиться поставила.»

Баба исполнила просьбу  деда и испекла колобок.  Колобок  смотрит из окна на то, что есть за пределами отчего дома. Но видит он ограниченную часть. Так, дома ребенок видит маму и папу, а через их связи с окружающим миром, он понимает, что они не только его мама и папа, но ещё и социальные единицы.

Здесь же проявляется первый смысл мотива еды. Для чего дед  попросил бабу испечь колобок - чтобы  скушать. Зачем люди рожают детей? Чтобы  те кормили их в старости.

Но когда дети слишком  долго "остывают у окошка" и  никуда не "катятся", родители начинают их поглощать раньше времени: «а колобок  прыг с окошка и покатился по лесу».

Катился колобок и каждому  встречному рассказывал о своей  индивидуальности. Он вступал в диалоги, пел песенку и не отвечая на сообщения окружающих, (что они хотят его съесть) катился дальше. Вроде бы как убегал от них, проявляя при этом свою удаль и изобретательность. И от тебя уйду, с уверенностью сообщал он очередному встречному.

Для того, чтобы обмануть доверчивого колобка, лиса  сыграла на его тщеславии. Она его каждый раз хвалила, обращала внимание на его способности, подкрепляя этим текст его песни. "какой удивительный колобок, но только я плохо слышу твою песню. Не мог бы ты ее повторить и подойти ко мне поближе?"

И доверчивый колобок выполняет  желания лисы. Одно желания игровое, которое лиса постоянно демонстрировала  и второе желание - тайное, связанное  с разыгравшимся аппетитом.

Колобок хотел показать какой он есть, и это двигало его дальше. Было неосознанное желание казаться себе сильным и найти свое место с позиций своей силы, не вечно же ему катиться. Это была не хитрость колобка, просто он катился, а звери не могли понять , в чем же здесь дело, в чем же скрытый смысл. И пока они над этим думали, колобок получал возможность укатиться от них. Считается, что он обхитрил даже страшного волка.

Сначала он встретился с  напуганным безобидным зайцем, который, однако, не страдал отсутствием аппетита. Затем колобку попался добродушный  медведь. Даже волк не произвел на колобка должного впечатления

Погубила колобка любопытство  и самоуверенность.

В сказке говорится  что справившись с одной проблемой, человек сталкивается с другой, и если он правильно разрешил для себя первую, то вторая уже может быть сложнее, поскольку человек становится более опытным, готовым к новым испытаниям. И так в жизни всегда - раз ты преодолел одно, будет другое. А если ты не справился, но ситуация будет повторяться раз за разом неумолимо повторяться, будут изменены лишь декорации, но суть останется прежней, покуда человек не научится справлятся.

Колобок может рассматриваться  как символ сотворенного мира, где  баба и дед – боги созидатели. Он уходит от зайца – символа  быстроты, волка символа смелости и напора, медведя – символа  силы, но его обманывает и уничтожает лиса – символ хитрости, обмана и  коварства. Речь идет о том, что качества лиса самые опасные и могут  погубить не только человека, но и целый  мир.

 

Вопрос  6

Особенности сказок о животных. Анализ сказок  заюшкина избушка, волк и козлята

 

Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих  в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый  или неожидаемый конец, известным  образом подготовленный.

Анималистические сказки отличаются небольшим объемом, стойкостью сюжетной схемы и лаконизмом художественных средств выражения.

Композиция русских сказок о животных также отличается простотой  и прозрачностью. Нередко они  являются одноэпизодными (“лиса и  журавль”, “журавль и цапля” и др.). В этом случае для них характерна гиперболизация основных свойств и  черт персонажа, определяющая необычность, фантастичность их поступков.

Характеристика животных в сказке включает в себя несколько  ярко выраженных персонажей, олицетворяющих силу и хитрость, злобу и грубую силу.

В животном мире сказок существует особый тип героя – трикстер, плут и обманщик. Лиса в сказках  выступает главным трикстером. Это  устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и  уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход  всё своё обаяние и красноречие. В русских сказках трикстеру  противопоставляется персонаж-простак. Им может быть волк, которого лиса с  успехом одурачивает, петух («кот, петух  и лиса»), или слабый заяц, которого она выгоняет из своей избы («лиса  и заяц»). Но лиса-трикстер часто  наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых беспомощных героев. Например, лиса в сказке «лисичка со скалочкой» спасается бегством и прячется в нору.

Волк в сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому его часто одурачивают персонажи сказок похитрее, например, лиса. Противопоставление этих двух сильных животных характеров встречается во многих сказочных сюжетах, и почти во всех волк, являясь недогадливым и недальновидным, снова и снова дает себя обмануть. Однако, в древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («зимовье зверей»). Но в итоге добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке «лисичка-сестричка и волк» остается без хвоста.

Медведь в сказках представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью  над другими животными, но, тем  не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного  животного персонажа практически  исключает ум – медведь в сказках  глуп и оказывается одурачен слабыми животными.  Люди и другие животные, символизирующие в сказках свободный и хитрый русский народ, часто пытаются обхитрить и одурачить медведя. Например, медведь остается ни с чем (сказка «мужик и медведь») или вовсе оказывается съеденным толпой народа («медведь — липовая нога»). В некоторых сказках медведь ленив, спокоен и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, медведь одаривает подарками машу, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые любят трудолюбие и честность.

В сказках о животных человек  либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное  животному (мужик из сказки «старая  хлеб-соль забывается»).

 

Анализ сказка  «заюшкина  избушка»

Начинается сказка словами: «у лисы была избушка ледяная, а у  зайчика лубяная». В сказке рассказывается о смене времен года: зима сменяется  весной. Лиса в этой сказке ассоциируется  с зимой, а заяц – с весной. Дальше как всегда хитрая лиса выгоняет слишком доверчивого зайчика  из его домика. Но находится герой  петушок "красное солнышко", который  не побоялся вступиться за слабого  зайчика и был вознагражден победой  над разбойницей-плутовкой. Справедливость восторжествовала, и зима тоже уступила место весне.

 

Анализ сказки волк и козлята

Нынешняя популярность сказки «козлята и волк» основывается на нехитрой морали, которая, кажется, лежит  на поверхности: нельзя открывать дверь  чужим.

«в лесу стоит избушка. В избушке живёт коза со своими детушками». Первое, что бросается  здесь в глаза: коза – домашнее животное человека - обходится здесь  без своего хозяина. Более того, она  живёт особняком, в довольно глухом месте. Единственное, что можно довольно легко объяснить, это - лес. Коза –  животное неприхотливое, быстро привыкающее  к новой обстановке, довольствующееся скудным кормом. Лес беден на травы, но эта бедность козе не помеха, - она  своё найдёт.

Коза ушла в лес пастись, а детки дома сидят, из избушки  не выходят. Придёт обратно – песенку  споёт, детки узнают маму и отопрут  дверь. Песенка работает как пароль.

Волк подслушал песенку  козы и вздумал её повторить. Но козлята  распознали подлог – и голос у  волка грубый, и текст переврал. Так дверь ему и не открыли. Волк идёт к кузнецу и просит перековать ему горло, и песню выучил правильно.  Козлята съедены, уцелел только один козлёнок, спрятавшийся в печке, поскольку  сказке нужен свидетель.

Вывод, который отсюда можно  сделать: против зла не существует надёжной защиты. Но злу можно отомстить.

Коза находит волка  и приглашает его гулять.  По пути им попадается яма, в которой горит  костёр, - видимо, не случайно, - скорее всего, коза знала, куда ведёт своего врага. Она предлагает волку прыгнуть через костёр. Тот не отказывается.  Волк не мог отступить, это означало бы смерть. Но и обмануть не получилось, - он падает в костёр, его брюхо  лопается от жара, и козлята возвращаются к нам живыми и невредимыми. Зло  наказано.

Козлят именно семь, поскольку  число семь в языческой культуре сакрально. Оно означает законченность, полноту – семь нот, семь цветов радуги, семь дней недели, семь планет.

Информация о работе Лекции по "Детской литературе"