Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:13, курс лекций
Язык - удивительнейшее явление на Земле. Язык объединяет и разъединяет людей, дает возможность думать и фантазировать, позволяет помнить прошлое и заглядывать в будущее. Без языка невозможна ни одна наука.
Понятие «язык» является одним из самых сложных для того, чтобы дать ему определение. Для сравнения можно привести словарные статьи из разных словарей:
Язык – совокупность всех слов народа и верное их сочетанье для передачи мыслей своих (В.И. Даль).
Язык – всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами (Ж. Марузо).
РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 3
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫКОВЕДЫ МИРА 144
РАЗДЕЛ 3. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРСОНАЛИЙ 247
ЛИТЕРАТУРА 254
В
современном языкознании под
«лингвистической школой»
Следует отметить, что в качестве наименования данного понятия могут использоваться и другие термины: лингвистическое направление, научная парадигма, научное общество и т.д. Не умаляя достоинств всех наименований, мы принимаем термин «лингвистическая школа» как наиболее точно передающий основное содержание обозначенного понятия.
Появление
наибольшего количества
В
истории языкознания школы
У каждой школы имеются три основных признака:
1. наличие идеи, принадлежащей одному ученому, стоящему во главе направления. Обычно тема идеи присутствует в названии школы.
2. наличие выразителя основной идеи.
3. территориальная привязанность школы.
Основанная Ф.Ф. Фортунатовым Московская лингвистическая школа на рубеже XIX и XX веков заняла ведущее положение в мировом языкознании. Позднее школа получила уточняющее определение формальной, поскольку понимала грамматику как учение о языковых формах.
К
числу представителей МЛШ
Ф.Ф. Фортунатов и его ученики считали, что слово должно изучаться в лексикологии и грамматике. В лексикологии изучается его реальное значение, а в грамматике - его формы и грамматические значения форм. Учение о грамматической форме Ф.Ф. Фортунатова считается одним из важнейших в истории языкознания. Оно легло в основу формального направления в лингвистике, разрабатываемого представителями Московской лингвистической школы. Ф.Ф. Фортунатов вводит понятие отрицательной формальной принадлежности - нулевые аффиксы. Слова "дом", "человек" обладают отрицательной формальной принадлежностью, а слова "домами", "человеком" обладают положительной формальной принадлежностью.
Ф.Ф. Фортунатов выделяет два вида форм в зависимости от функции формы. Формы словообразования - такие формы, которые выступают как знаки отдельных предметов ("белый - белизна", "лесной - лесник"). Формы словоизменения - формы, обозначающие отношения между предметами ("лопата работает - работать лопатой", "самолет летит - лететь самолетом").
“Говоря о классификации слов, Ф.Ф. Фортунатов различает грамматические (имеющие одну общую форму или формы, соотносительные по значению) и неграмматические (основанные на значениях) классы слов” [Л.Л. Нелюбин, Г.Т. Хухуни 2003, с. 167].
Московская лингвистическая
школа, основываясь на
учении Ф.Ф. Фортунатова,
В
изучении конкретного языка
«В созданном в последние годы жизни и опубликованном посмертно «Синтаксисе русского языка» А.А. Шахматов во многом отошел от фортунатовских идей, поставив в центр своей концепции учение о предложении, психологической основой которого считал коммуникацию – особый акт мышления, который «имеет целью сообщение другим людям состоявшегося в мышлении сочетания представлений» [Л.Л. Нелюбин, Г.Т. Хухуни 2003, с 169].
Итак,
созданная Ф.Ф. Фортунатовым
Смысловая
сторона языка, согласно идеям
Ф.Ф. Фортунатова, должна
Казанская лингвистическая школа, созданная в 70-е годы XIX века И.А. Бодуэном де Куртенэ, занимает важное место в истории мировой лингвистики. Наиболее яркими ее представителями были И.А. Бодуэн де Куртенэ (Иван-Игнатий Нецислав Бодуэн де Куртенэ), Н.В. Крушевский (Николай Хабданк), В.А. Богородицкий.
Научную
базу Казанской лингвистической
школы составили идеи и
И.А.
Бодуэн де Куртенэ четко
разграничил фонетическую
Мировую
известность школа получила
Учение
о фонеме - основное учение
в деятельности данной школы,
поэтому в языкознании
В
качестве итога краткого
Американская лингвистическая школа (Американская школа дескриптивизма) – явление своеобразное в истории языкознания. Американская лингвистика рубежа XIX-XX веков испытала большое влияние антропологии, которая в США развивалась очень бурно: изучались языки, культура, обычаи, особенности быта коренных жителей севера Америки и Канады. Термин «антропология» употребляется американскими учеными в значении «комплексная наука, изучающая аспекты культуры народов, резко отличных от европейских, так называемых «примитивных». Антропологи одновременно занимались этнографией, фольклористикой, лингвистикой, археологией.
Американская школа, изучая
Неожиданно
для известных лингвистов, занимавшихся
изучением индейских языков, привыкших
к определенным приемам
Другим
вопросом, потребовавшим длительного
и тщательного исследования, стал
вопрос о значении слова.
И,
наконец, острой оказалась
Выдающимся представителем американской антропологии был ученый Франц Боас (1858-1942 гг.), которого иногда называют основателем Американской школы дескриптивной лингвистики. В своих работах Ф. Боас в качестве основных выдвинул положения необходимости описывать живые языки, основной единицей описания является морфема, а основным методом - метод непосредственно составляющих.
Основой
американской школы
была прагматическая
Взгляды
Ф. Боаса полностью
Бихевиоризм – система
Л. Блумфилд перенес из психологии основные понятия бихевиоризма. Язык - это особая форма поведения человека. Язык - это реакция человека. С именем Л. Блумфилда связано понятие уровня в языке. Для нашей работы является интересным то, что Л. Блумфилд выделяет простейший уровень - фонологический и более сложный - семантический, который, в свою очередь, делится на грамматический и лексический уровни. Стало быть, у Л. Блумфилдта смысловая структура слова находится в том же уровне, что и грамматика.
Дескриптивизм (дескриптивная лингвистика) – одно из направлений американского языкознания, активно развивавшееся в 20-50-е годы XX века в общем русле структурной лингвистики (наряду с глоссематикой и Пражской лингвистической школой). Отличия дескриптивизма от европейских школ структурной лингвистики отражают специфику общественно-исторических, философских, языковых условий развития языкознания в США: распространение теорий позивитивизма, бихевиоризма, прагматизма; традиции изучения языков коренного населения, наличие больших групп иноязычных иммигрантов и т.д. Сложился под непосредственным влиянием идей Л. Блумфилда.
Э. Сепир считает, что язык необходимо изучать в тесной связи с культурой, историей, обществом. Каждый язык сделан по особой модели, поэтому по-своему членит окружающую действительность. Э. Сепир считает, что люди, говорящие на разных языках, видят мир по-разному, а восприятие окружающего мира в значительной степени бессознательно строится на языковых категориях.
Информация о работе Лекции по "Историb лингвистических учений"