Лекции по "Историb лингвистических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:13, курс лекций

Краткое описание

Язык - удивительнейшее явление на Земле. Язык объединяет и разъединяет людей, дает возможность думать и фантазировать, позволяет помнить прошлое и заглядывать в будущее. Без языка невозможна ни одна наука.
Понятие «язык» является одним из самых сложных для того, чтобы дать ему определение. Для сравнения можно привести словарные статьи из разных словарей:
Язык – совокупность всех слов народа и верное их сочетанье для передачи мыслей своих (В.И. Даль).
Язык – всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами (Ж. Марузо).

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 3
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫКОВЕДЫ МИРА 144
РАЗДЕЛ 3. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРСОНАЛИЙ 247
ЛИТЕРАТУРА 254

Вложенные файлы: 1 файл

Литература 254.doc

— 738.50 Кб (Скачать файл)

     Научное   наследие Ф. де Соссюра известно  по работе, созданной его учениками  Альбером Сеше и Шарлем Балли,  собравшими тексты лекций и  публичных выступлений своего  великого учителя и оформившими  их в одно сочинение, известное как "Курс общей лингвистики".

     Соссюр  Фердинанд  де  - (1857-1913 гг.) - швейцарский  ученый, родился в дворянской  французской семье в Женеве.  Изучал древнейшие языки. Прославился  трудом "О первоначальной системе  гласных в индоевропейских языках". Профессор многих европейских университетов. Читал лекции в Женевском университете, в Париже - в Сорбонне. Наибольшую известность, мировую известность принесла ему работа "Курс  общей лингвистики",  опубликованный уже после смерти учениками Шарлем Балли и Альбером Сеше. 

        Обычно выделяют три самых  важных антиномии Ф. Соссюра,  базирующиеся на идее знаковой  природы языка и системности  языка: 

1. противопоставление язык - речь;

2. противопоставление синхрония – диахрония;

3. противопоставление внешняя лингвистика – внутренняя лингвистика.

     Соотношение  (дихотомия) язык - речь проводится  по следующим  параметрам:

       1. язык социален  -  речь индивидуальна

     Язык  обслуживает всю нацию, он предоставляет  свои средства всем говорящим  на данном языке. Речь у каждого своя, обладает фонетическими, лексическими, синтаксическими особенностями говорящего. Говорящий  выбирает для себя те средства, которые ему больше нравятся, которые ему больше знакомы, удобны, известны.

       2. язык потенциален  -   речь  реальна

     Язык, обладая набором средств, предоставляет  возможности говорящему выражать  свои мысли. Речь реально существует  в виде звучащей, письменной речи, она ощутима нашими органами:  глазами, ушами. Язык  не  связан  с физической стороной,  а речь может быть определена через физические явления акустики,  артикуляции.  Язык существует в голове каждого как некая система, а речь - это выражение потенциальных  возможностей грамматической системы языка.

       3. язык идеален -  речь материальна

     Язык как некая система знаков существует в  нашем  сознании. Речь существует реально в виде материальных знаков: звуков, букв, рисунков.

       4. Язык богат и многообразен  по средствам,  он -  сущность,  которая проявляется в виде речи.  Речь -  явление.

     Язык - это совокупность и система  знаковых единиц  общения  и   плюс  правила игры с ними.  Речь - это последовательность взятых  из языка знаковых единиц. Язык  един для всех.

       5. язык синхроничен -  речь диахронична

         Язык включает в себя все факты как прошлые, так и современные. Язык статичен, постоянен, замкнут. Речь изменчива. Изменения происходят во времени: речь малыша и речь взрослого, архаизмы и неологизмы.

       6. человек пассивен  к языку -  активен к речи

        Человек не может изменить систему языка или  какой-либо  его элемент,  он пассивен к языку.  Но человек активен к своей речи: он выбирает те элементы языка,  которые ему необходимы в данной ситуации. Сравните ситуации, когда вы отбираете  слова для беседы с ребенком, для научного доклада,   для непринужденной беседы с подругой, для нанесения обиды, для ссоры с кем-либо.  А систему языка и даже одну какую-либо подсистему языка человек изменить, переделать не может.

       По мнению Ф. Соссюра, лингвисты  изучали лингвистику речи, поэтому сам Соссюр преимущественное внимание отдает лингвистике языка.

      С именем Ф.  де Соссюра связаны  такие понятия в лингвистике  как синхрония и диахрония,  парадигма и синтагма.

    СИНХРОНИЯ - это изучение языка в статике,  независимо  от  его развития во времени.

     Можно изучать язык XVIII века как статичную систему,  без учета того, что было в нем до XVIII века или после XVIII века, т.е. в XIX веке. Можно изучать системы нескольких языков в сопоставлении их составляющих компонентов в определенный отрезок времени сосуществования, и т.д. С точки зрения Ф. де Соссюра, язык – явление, находящееся вне времени, он статичен, синхронен.

   ДИАХРОНИЯ - изучение языка с  учетом его развития,  с   учетом влияния времени на  язык.

     С точки зрения Ф. де Соссюра, речь – явление диахроническое, речь зависит от времени. И действительно, речь всегда соотнесена  с моментом говорения как  грамматическими (на это указывают формы глаголов), так и лексическими средствами (для каждого времени существует определенный набор слов, словарь, в котором устаревшие слова и неологизмы выполняют стилистическую функцию, чем отделяются  от общеупотребительных для рассматриваемого периода слов).

    ПАРАДИГМА - совокупность вариантных форм, система форм одного какого-либо  языкового  средства. 

       Парадигма может быть представлена  в  виде таблиц. В учебниках   и учебно-методических пособиях  падежная  парадигма имен,  парадигма временных форм глагола, парадигма лица у местоимения, лексическая парадигма (синонимы) и многие другие представлены таблицами, схемами. Язык предоставляет наборы форм, т.е. парадигмы.

   СИНТАГМА - соединение языковых единиц по определенным  законам конкретного языка.

    Синтагмы  зависят от правил, существующих  в определенное время:  "любить стихи" - "не любить стихов",  "поднять стол"  и "поднять книгу", "обоих мальчиков",  "обоих окон",  но "обеих сестер",  "он идет", "она идет", "оно идет", но "она шла", "он шел", "оно шло".

     Синтагма  предполагает зависимость одного  знака  от  другого, обусловлена  эта зависимость нормами конкретного  языка.

        ПАРАДИГМАТИКА - учение о парадигмах,  исследование отношений выбора языковых средств. В школе -  это изучение склонения имен существительных, прилагательных, местоимений, правила создания глагольных форм, правила образования форм числа.

     СИНТАГМАТИКА - учение о построении синтагм,  учение о правилах построения синтагм.  В школе - это изучение правил  создания словосочетаний, правила использования предлогов и союзов, правила построения всех видов предложений.

     С  точки зрения парадигматики и  синтагматики, язык - парадигматичен, речь - синтагматична. Речь линейна, она направлена в одну сторону, перевернуть ее нельзя. Линейность речи связана с синтагмой. Правила синтагмы диктуют нам те способы соединения  форм, которые существуют  в данное время в конкретном языке.  Нарушение последовательности звуков в слове или нарушение последовательности морфем приводит  к деформированию слова или к его полному уничтожению.

     Существуют  определенные  правила  построения  предложений. Попробуйте изменить  последовательность  слов  в любой даже самой простой фразе:  "Я тот,  кому внимала ты в полуночной  тишине"  - *тишине я тот внимала полуночной кому;  или "Кто сказал мяу?" - *мяу сказал кто.   Согласно синтаксическим законам современного русского  языка,   вопросительные  предложения  с вопросительным словом требуют постановки вопросительного слова  на  первом месте.

 

Учение о  внешней и внутренней лингвистике

 

       К явлению внешней лингвистики Ф. Соссюр относит все явления, связанные с отношениями языка с другими видами человеческой деятельности. Соссюр предлагает изучать во внешней лингвистике все  факторы, влияющие на развитие языка, факторы, ставшие причинами изменений языка. Следовательно, предметом изучения внешней лингвистики являются отношения: язык и история,                                          язык и религия, язык и общество, язык и культура,                                

язык  и география, язык и школа и т.д.

        Внутренняя лингвистика изучает языковую систему, отношения языковых знаков. Ф. Соссюр  подчеркивает, что изучать внутреннюю лингвистику необходимо с учетом системных связей и отношений.

 

Учение о  языке как системе

 

       Ф. де Соссюр рассматривал языковую  систему как явление математически  точное. Ф. Соссюр выделял в  системе языка три уровня: фонетический, лексический и грамматический. По Соссюру, на каждом уровне наблюдаются синтагматические отношения и парадигматические (ассоциативные) отношения. Ф. Соссюр считал, что синтагмы – это факт речи, а парадигма – факт языка.

 

Язык как  система знаков

 

      О знаковой природе языка говорили  еще античные философы, авторы  грамматики Пор-Рояль, ученые  Гумбольдт, Декарт, Лейбниц,  затем  лингвисты Казанской и Московской  лингвистических школ и многие  другие лингвисты и философы. Но Соссюр первым отделил систему языковых знаков от других знаковых систем, поскольку языковой знак имеет свои особые, специфические признаки.

      Если  понятие  «дым» является знаком костра для многих людей, говорящих на разных языках, то слово дым связывается по ассоциации с костром только для знающих русский язык.

      Ф. Соссюр подчеркивает, что языковой  знак (в нашем примере – слово дым) соединяет не вещь и имя, а понятие и акустический образ. Сама вещь - *дым – как знак костра имеет запах гари, серый цвет в отличие от прозрачного воздуха, протяженность – длинный и короткий столб дыма.  А слово дым  не обладает этими свойствами, не имеет запаха, цвета, формы и т.д.

      Основным языковым знаком Ф.  Соссюр считает слово. У языкового  знака Соссюр  отмечает два  основных определяющих признака: произвольность и линейность.

      Произвольность языкового знака, по Соссюру, - это и условность знака, и его немотивированность. Произвольность языкового знака определяется отсутствием жесткой связи между словом и называемой им вещью. Исключение составляют звукоподражательные слова.

     Линейность знака проявляется в том, что знаки в речи следуют один за другим, т.е. линейность знака связана с диахронией речи.       

       Значение работ Ф. де Соссюра  трудно преувеличить. Отдавая приоритет изучению внутренней лингвистики, т.е. структуры языка, Ф. Соссюр заложил основы структурализма, которые в XX веке было ведущим направлением в языкознании.

       Все современное языкознание  построено на трудах Ф. де  Соссюра. Все современные направления  в  современном языкознании либо строят свои теории на основе теории Ф.  де Соссюра, либо отрицают его учение, но,  отрицая, все же отталкиваются от него.

 

 

 

 

Лингвистические  школы

 

  1. Краткая история развития понятия «лингвистическая школа»

 

     Наблюдающаяся  в настоящее время многоаспектность  понятия «лингвистическая школа»  складывалась на протяжении длительного  периода развития знаний.  Еще  в античности развитие смысловой  структуры  слова «школа» шло  от понимания, связанного с  понятиями «обучение», «учеба», «освоение знаний», к употреблению в понимании  «сообщество», «объединение», «союз», «группа единомышленников» и т.п.  Было естественным явление, при котором ученики какого-либо философа после обучения не отходили от своего учителя, а, объединившись, развивали далее его учение. Именно таким образом сложились «скептическая школа» и  «стоическая школа». Появившись в античной философии, понятие «школа» стало использоваться в дальнейшем и в других отраслях знания, выделившихся из философии, в частности, в языкознании.  

    «Лингвистическая  школа» - понятие многогранное, складывавшееся  на протяжении длительного периода  развития научных знаний.

     Первоначальное  употребление понятия «школа»  сложилось в античной философии:  школой называли группу философов, обычно учеников конкретного философа, поддерживавших и развивавших взгляды своего учителя (скептическая школа, эпикурейская школа, стоическая школа). При использовании в качестве наименований данных явлений слово «школа» эксплуатируется в значении «*учебное заведение, учеба, наставничество». И действительно, практически все явления, обозначенные словосочетанием «лингвистическая школа», - это круг учеников, разделяющих, поддерживающих и развивающих учение своего учителя.

     Сочетание  слов «лингвистическая школа» используется для обозначения таких явлений античности, как Александрийская школа, в Средние Века – философские школы стоиков. В XX веке понятие «школа» приобретает все более явственно значение «*направление в лингвистике», о чем свидетельствуют, например, данные словаря О.С. Ахмановой, в котором в качестве синонимов рассматриваются «школа Копенгагенская» – то же, что структурализм», «школа неолингвистическая – то же, что неолингвистика», «школа младограмматическая – то же, что младограмматизм» [О.С. Ахманова 1969, с. 520]. Более того, в словаре О.С. Ахмановой определяется  “школа Пражская” как “структурально-функциональное направление в лингвистике”, “школа Женевская” как “направление в языкознании” и т.д. [О.С. Ахманова 1969, с. 520]. Следовательно, в перечисленных и им подобных изданиях термины «школа» и «направление» рассматриваются как синонимы, способные взаимозаменять друг друга.

Информация о работе Лекции по "Историb лингвистических учений"