Лекции по "Средневековью и Возрождению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 03:32, курс лекций

Краткое описание

Саме тому, що європейське Середньовіччя стало епохою створення сучасних народностей та держав, закладення початків сучасної нам поезії та живопису, відлиття в особливі, осмислені й одухотворені форми архітектури, виникнення понять та відношень, якими і в яких ми живемо і тепер, саме тому воно постає для сучасних людей близькою, так би мовити, епохою, викликає до себе великий дослідницький інтерес, зумовлюючи детальне своє вивчення. У цьому сенсі є актуальними слова відомого історика Л. Ранке про те, що люди ХІХ ст., що звернулися до ретельного вивчення Середньовіччя, відкрили у ньому не один із кращих коренів своєї власної природи. “Ми глибоко переконані у тому, - продовжує він, - що сучасний нам світ не може бути зрозумілим без дослідження тих часів”.

Вложенные файлы: 1 файл

vse.doc

— 694.00 Кб (Скачать файл)

 

Условно Возрождение в Испании можно разделить на три периода: ранее Возрождение (до середины 16 в.), высокое Возрождение (до 30-х 17 в.) и так называемый период барокко (до конца 17 в.).

 

№47 Генезис (происхождение), система куртуазных ценностей и авантюрно - фантастическое начало "Амадис Галльский". Причины популярности жанра

формы и жанры:

канцона – любовное стихотворение изысканной формы;

сирвента – размышления на моральные, политические темы;

плач – стихотворение, передающее печаль поэта по поводу смерти какого-либо человека;

тенцона – спор, диалог;

пасторелла описывает любовь рыцаря и пастушки на фоне природы;

альба (воспевается расставание влюбленных утром после тайного свидания) и др. 

Главные особенности:

1. Основная тема – возвышенная  любовь.

2. Часто используются элементы  фантастики.

3. В основе сюжета – приключения, подвиги рыцарей.

4. До 13 в. рыцарский роман имел  стихотворную форму.

5. В рыцарских романах часто  повествуется о далеких народах  и давних временах.

6. Важное место занимает изображение  душевных переживаний героев.

Классификация по тематике:

1. «Античный» цикл («Роман об  Александре», «Роман о Трое», «Роман  об Энее»).

2. Бретонский цикл (в основе сюжета  ирландские саги, кельтские сказания): цикл романов о короле Артуре  и рыцарях Круглого стола.

3. Византийский цикл (основной сюжет – история любви и насильственной разлуки любящих и их счастливая встреча, используются элементы реализма).

В Испании до XVI века рыцарский роман не получил развития, в XIV веке известен лишь один оригинальный роман — «Рыцарь Сифар» (ок. 1300), в XV веке появились (в Каталонии) «Куриал и Гвельфа» (ок. 1435—1462) и знаменитый «Тирант Белый» Жоанота Мартуреля.

Расцвет рыцарского романа в Испании приходится на первую половину XVI века. В 1508 году вышел «Амадис Гальский» Монтальво, в 1511 году анонимный «Пальмерин де Оливия», в 1562 году «Зерцало рыцарей и государей». Всего в Испании после «Амадиса» создано около пятидесяти рыцарских романов, последние два из которых появились в 1602 году.

Испанский рыцарский роман жестоко критиковался как с позиций ортодоксального католического благочестия (хотя никогда не попадал под официальные церковные интердикции), так и представителями ренессансной гуманистической учености (Хуан Луис Вивес, Диего Грасиан, Педро Мехиа, Антонио де Гевара). Но на популярность романа эти оценки нимало не влияли. Известно, что до своего обращения и Тереза Авильская, величайшая из мистиков ренессансной эпохи, и Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов, зачитывались рыцарскими романами. Святая Тереза вообще, как без наркотика, дня не могла прожить без нового романа. Обращение Лойолы прямо связывается с переменой чтения, случившейся во время его болезни (а военизированность ордена считается свидетельством того, что знакомство с романами не прошло даром).

Популярность:

Мотивы, образы, персонажи «рыцарской утопии» мощным потоком проникают в придворный культурный быт Европы XV ß. Многочисленные театрализованные турниры, появление реальных странствующих рыцарей, рыцарские ордена с детально разработанными уставами (наподобие ордена Золотого руна, возникшего при бургундском дворе), идеи — не реализованные — новых крестовых походов стали как бы новой, социальной ипостасью жанра и одновременно дали новые импульсы к его развитию. Уже в XVI в. Пьер Сала по просьбе Франциска I создает еще одну версию «Тристана» (1525/1529 гг.), до того заново пересказав 8-сложным стихом (факт для эпохи уникальный) «Рыцаря со львом» Кретьена деТруа. И хотя явления, подобные «Тристану» Сала, - скорее исключение, они свидетельствуют о неугасающем интересе к жанру в самых разных общественных кругах. Популярность Р.ого Р.а еще более укрепилась с появлением первых печатен; прозаические компиляции романов «бретонского» цикла стали едва ли не самой ходовой книжной продукцией эпохи Возрождения. 

Именно в эту эпоху достигает расцвета Р.ий Р. в Испании. Средневековый период его бытования был отмечен лишь одним оригинальным памятником («Рыцарь Сифар», ок. 1300 г.) и переводами романов «бретонского» цикла в XIV в. В следующем столетии, однако, возникает первый испанский Р.ий Р., получивший общеевропейское признание, -«Тирант Белый» Жоанота Мартуреля (ок. 1414 - ок. 1470), завершенный Марти Хоаном де Гальбой. Источником его начальных частей послужило переложение на английский язык французского романа «Ги из Варвика» (сер. XIII в.), но текст Мартуреля ни сюжетно, ни идейно не является обработкой средневекового предшественника. Рыцарь Тирант совершает свои подвиги в современном мире, реальном, а иногда и комически-приземлен-ном; для автора он - не наглядная иллюстрация рыцарской добродетели, существующей вне и выше конкретного героя, но земной и жизненный характер, реализующийся в конкретных (часто хаотически нагроможденных) ситуациях. Роман далеко выходит за рамки средневековой жанровой модели: подобно французскому «Маленькому Жану из Сентре» Антуанаде Ла Саля (ок. 1388 - ок. 1461), он стремится вобрать в себя структуры иных жанров - от эпоса до пасторали и фарса.

Но подлинный европейский триумф испанского Р.ого Р.а начался в 1508 г., когда были выпущены четыре книги «Амадиса Гальского» Монтальво. 

  • «АМАДИ́С ГА́ЛЬСКИЙ" - знаменитый рыцарский роман, первоначально созданный в Испании или Португалии, вероятно, на основе французских источников. Первая версия романа, возможно, существовала уже в конце XIII или начале XIV века. Версия из трех книг, из которых до нашего времени сохранились краткие фрагменты, может быть датирована примерно 1420 г. Гарси Родригес де Монтальво, правитель Медины-дель-Кампо, переработал эту версию, добавил четвертую книгу, а затем пятую под названием "Las sergas de Esplandián"("Приключения Эспландиана"). Сочинение оставалось популярным как в Европе, так и в Америке на протяжении Золотого века Испании, в XVI в. было выпущено 19 изданий на испанском языке. Представленное здесь издание было напечатано Хуаном Кромбергером, который сыграл важную роль во внедрении печатного станка на Американском континенте в 1530-х годах. В Севилье семья Кромбергеров специализировалась на печати рыцарских романов; характерными особенностями этих изданий были формат в пол-листа, печать готическим шрифтом в два столбца, изображение всадника, героя романа, на обложке и миниатюрные ксилографические иллюстрации в каждой главе. Издания Кромбергера установили своеобразный стандарт для последующих печатных изданий и были образцом для подражания до середины XVI века.

 

№49        причины возникновения крутійського(шахрайського)роману,образ          шахрая,екстенсивність сюжету,"Життя Ласарильйо з Тормеса"

Крутійський роман-  різновид епічного жанру, одна з найдавніших форм європейського роману. 
Виник в Іспанії (анонімна повість «Ласарильйо з Тормеса»). Крутійський роман розповідає про пригоди хвацького пройдисвіта, авантюриста — пікаро, вихідця з низів або декласованого дворянства, який повністю ігнорує обов'язкові суспільні моральні норми. Як правило, це слуга, бездомний жебрак, «лицар випадку». Крутійський роман виник із культурно-історичної ситуації, коли Європа переповнилася бурлакуванням, і став антиподом лицарського роману з його шляхетними героями.

У крутійському романі відсутня складна композиція: як правило, тут однолінійний сюжет, події розгортаються у хронологічному порядку, оповідь ведеться найчастіше від першої особи, що імітує форму автобіографічних спогадів героїв; сюжет має авантюрний характер. Найбільшого розквіту крутійський роман досяг в Іспанії у 17 ст. («Життєпис крутія Гусмана де Альфараге» М. Алемані-де-Енеро, «Історія життя пройди на ім'я Дон Паблос» Ф. Кеведо-і-Вільєгаса, «Кульгавий біс» Л. Велеса де Гевари).

Активно проникає до Латинської Америки (Фернандес де Лісарді та ін.), невдовзі вплинув на жанровий розвиток літератур інших європейських країн. Його художні прийоми використав Д. Дефо, Г. Філдінг, Х.-Я.-К. Гріммельсгаузен, П. Скаррон, А.-Р. Лессаж, М. Гоголь та ін. Оскільки герой крутійського роману «мандрує» у своїх пригодах різними соціальними середовищами, такий жанр допомагав письменникам створити загальну картину суспільства, містив елементи критики й сатири.

                                         Ласарильо из Томерса

испанская повесть, анонимно изданная в Бургосе, Алькала-де-Энаресе и Антверпене в 1554. Она рассказывает о судьбе мальчика, поневоле становящегося плутом в жестокой борьбе с нищетой и голодом. «Л. с Т.» — одно из наиболее ярких произведений ренессансной литературы. Положила начало плутовскому роману, находящемуся у истоков европейского реалистического романа. В 1559 повесть была запрещена инквизицией, с 1573 до начала 19 в. в Испании издавалась в «исправленном» виде. В 1555 вышла анонимная «Вторая часть Ласарильо с Тормеса», уступающая по художественным достоинствам первой. В 1620 Хуан де Луна выпустил новую 2-ю часть, ещё больше заострив антиклерикальную сатиру. Продолжения и подражания повести появлялись вплоть до середины 20 в. Впервые на русский язык повесть опубликована в 1775.

 

 № 50 жизнь  и творчество Мигеля де Сервантеса, пасторальный роман "Галатея"

 

Биография и Творчество М. де Сервантеса (1547-1616)

Сын бедного лекаря, идальго.

• $ мало, но окончил универ.

• 1568-на службу к папскому послу в Исп., кардиналу Авкавиве, с ним переехал в Ит. Посол умер > С. в армию>во флот – участвовал в битве при Лепанто 1571 – увечье руки

• 1575 решил вернуться в Исп., но – в плен в Алжир, 1580 выкуплен > семья разорена

• для $ пишет пьесы и стихи

• пасторальный роман 1560 Хорхе Монтемайора «Диана» > С. - «Галатея» 1585. Женится.

• $надо > сборщик зерна для армии > сборщик недоимок> обвинен в растратах> тюрьма, через 5 лет – снова тюрьма

• 1605 – 1-я часть ДК, задуманная во время 2-го заключения. 1614- поддельное продолжение> С. закончил в 1615

• 1613- «Назидательные новеллы», 1614 – «Путешествие на Парнас»

• 1612 «Персилес и Сигизмунда», вышел после смерти. С. против фантастики и отсутствия правдивого изображения чел-х чувств в рыцарских романах > после 1-й части ДК пишет «П. и С.» - без волшебства и гиперболизма. Но надуманно и много риторики.

• писал за $>подстраивался под модные стили, только в конце жизни создал свой стиль

4. лирика

• жанр лит-сатирической поэмы + опыты в области пасторального и рыцарского романа (Галатея, Пер. и Сиг.)

• стремится к психологической правдивости и утверждению подлинно благородных чувств

5. драматургия

• ищет правдоподобия (пространство и время, язык героев), ставит воспитательные задачи

• против нагромождения в сюжете приключений и нелепиц

• > близок к стилю учено-гуманистической драмы Возрождения, хотя С. соблюдал не все «правила»

• > против Лопе (вольный + развлечение), но признавал его талант

• для С. (как для Цицерона) драма – «зеркало человеческой жизни, пример нравов и образцов истины» > не развлекательная ? > сатирико-реалистическая и героическая тематика

• С. неудачен в театре. Нормальные: «Нуманция» (эпизод героической борьбы за независимость древних испанцев против римлян) и «Педро де Урдемалас» (близка к народному творчеству – нравы бродяг, жуликов

• интермедии (1605-1611) – мал. живенькие острокомические пьески. Сценки из жизни простого народа. Тонкий юмор и живой язык. Ех: «Театр чудес», «Саламанская пещера», «Ревнивый старик», «Два болтуна»

6. «Назидательные  новеллы» - реформировал ренессансную  итальянскую новеллу, придал нац. ренессансные черты.

• Главный образец – ит. писатель сер. XVI Банделло.

• Черты: широкая картина нравов эпохи, волнующие драматические моменты, описательность, обилие эпизодов и деталей + самобытный нац. характер.

• Сюжеты сочинены С.

• Эротический элемент сдержан

• 3 группы новелл: любовно-авантюрные («Цыганочка», «Английская испанка»), нравоописательные («Ринконете и Кортадильо»), философско-сентенциозные («Беседа двух собак», «Лиценциат Видриера»)

• По нравоописательности близки к плутовским романам, но С. отстаивает оптимистический подход к жизни. Цель – присмотреться к жизни и перестроить её на моральной основе. С. верит в конечное торжество человека > на стороне искреннего чувства, но нет идеализации человека и нет утопизма. Жизнь – борьба

                                                   "ГАЛАТЕЯ"

Пасторальный роман великого Сервантеса "Галатея" впервые увидел свет в 1585 году и сразу же завоевал большую известность не только в Испании, но и за ее пределами.

Первым крупным произведением, быстро набравшим популярность, стала Галатея – Сервантес начал писать ее еще будучи в плену у алжирцев. 
 
Удивительно, но пленникам предоставляли бумагу и перья, поэтому Мигель мог свободно излагать наполнявшие его голову мысли на бумагу. Сначала это были стихи во славу Господа и Пресвятой Девы Марии, позже дело дошло до крупного произведения, которое впоследствии получило название «Галатея». 
 
Пасторальный роман, каким и является «Галатея», повествует о превратностях любви пастухов и пастушек. Главных персонажей в произведении нет, проза чередуется с поэзией, все действия разворачиваются на фоне живописных лугов , лесов и ручейков. 
 
Пасторальный роман преподносит любовь как божество, которое укрепляет веру в людях и дает волю к жизни. Вся «Галатея» пронизана идеей божественной благодати.

№51 История создания "Дон Кихота",структура и содержание

Рождение «Дон Кихота»  
В 1587 переезжает в Севилью, где живет до 1600, проводя большую часть времени в разъездах по андалусийским селам и городам в качестве комиссара по закупке провианта для королевского флота, а затем — сборщика податей. В 1592 в селении Кастро дель Рио неподалеку от Кордовы Сервантеса ненадолго заключают в тюрьму, обвинив в совершении недозволенной закупки. В 1597 оказывается в заключении в севильской тюрьме сроком на семь месяцев по обвинению в растрате казенных денег (банк, в котором Сервантес хранил собранные подати, лопнул) . Во время одного из пребываний в темнице (скорее всего, первого) , по собственному признанию писателя, в его воображении возник образ человека, сошедшего с ума от чтения рыцарских романов и отправившегося совершать рыцарские подвиги в подражание героям любимых книг. Первоначально это был замысел новеллы. В процессе работы над ней перед автором открылись романные перспективы развития сюжета о Дон-Кихоте.  
Сервантес создавал «Дон Кихота» на протяжении многих лет. О жизни Сервантеса в период 1600-1604 гг. , то есть о годах наиболее интенсивной работы писателя над будущей первой частью романа, известно немного. Установлено, что, покинув Андалусию, писатель перебрался в Кастилию и жил в Эскивиасе и в Толедо.  
Летом 1604 поселяется в Вальядолиде (тогдашней столице Испании) и ведет в Мадриде переговоры с книготорговцем Роблесом об издании завершенного к тому времени романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» . Первоначально «Хитроумный идальго» был отпечатан в Вальядолиде в конце 1604 небольшим тиражом с указанием даты издания «1605». Весной 1605 в Мадриде, в типографии Хуана де ла Куэста был отпечатан второй тираж editio princeps. Об успехе романа свидетельствует то, что в том же году появляется его второе издание, содержащее целый ряд расхождений с первым, он дважды переиздается в Лиссабоне и один раз в Валенсии. Дон Кихот и Санчо Панса как персонажи карнавальных шествий появляются на улицах испанских городов и даже в колониях (в столице Перу Лиме) .  
 
ДОН КИХОТ (Don Quijote), герой романа М. Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605). Имя Дон Кихота стало нарицательным для обозначения человека, чье благородство, великодушие и готовность на рыцарские подвиги вступают в трагическое противоречие с действительностью.

Информация о работе Лекции по "Средневековью и Возрождению"