Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:27, дипломная работа
Литературное развитие – один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников. Цели литературного образования: ввести ребенка в мир культуры, познакомить с языком культуры, сделать не только потребителем, но и созидателем духовных ценностей.
Литературное развитие как учебный процесс предполагает развитие способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и развитием собственного литературного творчества детей.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Литературное развитие младших школьников как методическая проблема
1.1. Понятие литературного развития младших школьников…………..6
1.2. Назначение художественной литературы и критерии литературного развития младших школьников…………………………………………………15
Выводы………………………………………………………………………24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению уровня литературного развития
2.1. Исследование уровня литературного развития младших школьников……………………………………………………………………..…..25
2.2. Система методов и приемов, направленных на изучение художественных произведений………………………………………………….36
Выводы………………………………………………………………………44
Заключение…………………………………………………………………..45
Список литературы…………………………………………………………..47
Приложения
Литературоведческие основы художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.1. Понятие литературного
1.2. Назначение художественной
литературы и критерии
Выводы………………………………………………………………
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению уровня литературного развития
2.1. Исследование уровня
литературного развития
2.2. Система методов и
приемов, направленных на
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения
Введение
Литературное развитие – один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников. Цели литературного образования: ввести ребенка в мир культуры, познакомить с языком культуры, сделать не только потребителем, но и созидателем духовных ценностей.
Литературное развитие как
учебный процесс предполагает развитие
способности к
В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребенка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.
Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет, особенно в начальной школе, имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественные произведения различных жанров. Они несут в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщают ребенка к духовному опыту человечества, развивают его ум, облагораживают чувства. Чем глубже и полнее воспринято младшим школьником то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает.
Однако в настоящее время проблема полноценного восприятия художественного текста является недостаточно изученной. Кроме того, позиции исследователей и методистов расходятся по поводу того, когда начинать обучать школьников начальных классов пониманию авторской позиции, овладение которой предполагает полноценное восприятие художественных произведений.
Цель исследования – проанализировав научную и методическую литературу, выявить методические условия, способствующие литературному развитию младших школьников при изучении художественных произведений.
Объектом исследования является литературное развитие младших школьников как процесс и как результат.
Предметом исследования являются художественные произведения и пути, приемы их изучения, направленные на литературное развитие младших школьников.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать и систематизировать методическую, педагогическую и психологическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть теоретические
и методологические аспекты
3. Рассмотреть литературное развитие как процесс и как результат (определить содержание понятия, критерии выявления литературного развития, методику определения уровня литературного развития).
Гипотеза исследования – если учитель будет поводить методически верную работу при изучении художественных произведений, то тем самым учащиеся научатся видеть данный жанр, у детей возрастет интерес к художественным произведениям, качество усвоения произведений этого жанра повысится, а влияние на личность каждого ребенка усилится.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в систематизации знаний, заданий, направленных на изучение художественных произведений младшими школьниками, применяемых на уроках литературного чтения.
Практическая ценность состоит в том, что результаты дипломного исследования могут быть использованы в процессе изучения вузовских курсов «Теория и методика начального литературного образования», на спецкурсах, посвященных анализу художественного произведения, а также учителями в ходе учебной и внеклассной работы.
База исследования: Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Михайловский детский дом».
Цель и задачи работы определили ее структуру: она состоит из введения, двух содержательных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Объем работы составляет страниц.
1.1. Понятие литературного развития младших школьников
Литературное развитие – один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников.
Определение
литературного развития принадлежит
ученому-методисту Н.Д.
Литературное развитие – процесс возрастной, так как по мере развития кругозора, накопления читательского опыта восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с годами будет углубляться.
Но это и учебный процесс: характер обучения обязательно сказывается на ходе литературного развития, причем может не только способствовать его развитию, но и из-за неумелых действий учителя затормозить его. Современная методическая наука ищет средства и условия, технологии, способствующие литературному развитию школьников.
Литературное развитие как учебный процесс предполагает развитие способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и развитие собственного литературного творчества детей.
Целями литературного образования на современном этапе образования становятся приобщение мира ребенка к миру культуры, знакомство с языком культуры.
Проблемы литературного образования и литературного развития неотделимы друг от друга. Цель любого образования – развитие личности, поэтому нетрудно понять, что цель литературного образования – литературное развитие ребенка. Для успешной работы с детьми необходимо разобраться в этом процессе, его сути, специфике, условиях [Рыжкова, 2007, 56].
Применительно к начальной школе проблемой литературного развития занималась З.Н. Романовская. Она рассматривает литературное развитие как часть общего развития и определяет основные методические положения, которые способствуют литературному развитию:
Литературное развитие трактуется в современной методике как возрастной и одновременно учебный трехсторонний процесс, включающий:
1) формирование
читателя (обучение восприятию, осмыслению
и интерпретации
2) развитие
литературного творчества
3) расширение
культурного поля ребенка,
Литературное развитие школьников как процесс рассматривал В.Г. Маранцман. Он утверждает, что литературное развитие с некоторым запозданием реализует опыт общего психического развития ребёнка. Сдвиги в литературном развитии охватывают все стороны читательского восприятия и более всего заметны в области эмоций при переходе на следующую ступень литературного развития [Маранцман, 2000, 68]. На этапе начальной школы, по мнению В.Г. Маранцмана, формируются механизмы общения ребенка с культурой, расширяются горизонты его видения (от частного к общему), развиваются его воображение и эмоциональная отзывчивость на произведения слова.
Результат процесса литературного развития точно определила Н.Д. Молдавская, одна из первых исследовательниц этой проблемы: литературное развитие отражает способность ребенка «мыслить словесно-художественными образами» [Молдавская, 1999, 64].
Любая деятельность требует от человека определенных задатков и способностей к ее выполнению. Примитивным видам деятельности обучается каждый здоровый человек. Но есть такие виды деятельности, которые требуют развития не только общих, но и специальных способностей. Процесс литературное развитие, как мы определили, и направлен на развитие именно таких специальных, литературных, способностей ребенка. Именно поэтому вопрос о литературном развитии тесно связан с проблемой литературных способностей.
Литературные
способности относят к
Психологи считают, что задатки творческих способностей присущи практически любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь уметь раскрыть их и развить. Раскрыть же их можно только в деятельности. Значит, и литературно-творческие способности можно выявить, раскрыть и развить в литературно-творческой деятельности [Выготский, 1998, 69].
«Детское открытие мира, – пишет В.Ф. Асмус, – творчество в той мере, в какой, безусловно, творческим является овладение ребёнком словом: усвоение языка идёт индивидуальным путём, и постижение мира и языка, отражающего его, по-своему уникальны для каждого» [Асмус, 1998, 21]. Это открытие мира «для себя» идёт как процесс, созидающий человека. Активность этого процесса будет несоизмеримо возрастать, если ребёнок ощутит потребность в действии, воплощении замысла.
Основная деятельность ребёнка на уроке литературы – чтение и осмысление прочитанного, – является, по мнению В.Ф. Асмуса, творческой деятельностью. Читательское же творчество, по мысли ученого, может порождать и авторство, и в этом проявляется творческая плодотворность искусства, которое живёт не только в акте творца, но и в акте восприятия. Читательское восприятие включает обе грани творчества – и внутренний процесс постижения искусства «для себя», и возможность выявления этого процесса в материальном результате, который может стать открытием для всех. Поэтому процесс формирования читателя в силу специфики предмета литературы не может быть не ориентированным на творчество и, следовательно, нуждается в методике, направленной на литературное развитие ребёнка через активизацию его творческих сил [Асмус, 1998, 26].
Литературное развитие рассматривается в науке как процесс и как результат процесса. Любой образовательный процесс состоит их нескольких компонентов: познавательный (когнитивный), коммуникативный, ценностный, деятельностный и творческий. Итог процесса – приобретение личностью не только новых знаний и умений, а мировоззрения и мироотношения, т.е. изменения личности, ее развитие [Рыжкова, 2007, 74].
Накопление
человечеством информации в разных
областях науки привело к специализации,
т.е. разделению единого образовательного
процесса на отдельные направления
(естественнонаучное, гуманитарное, математическое)
и дисциплины. В школе ребенок
знакомится с основами всех направлений,
хотя образовательный процесс