Литературоведческие основы художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:27, дипломная работа

Краткое описание

Литературное развитие – один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников. Цели литературного образования: ввести ребенка в мир культуры, познакомить с языком культуры, сделать не только потребителем, но и созидателем духовных ценностей.
Литературное развитие как учебный процесс предполагает развитие способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и развитием собственного литературного творчества детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Литературное развитие младших школьников как методическая проблема
1.1. Понятие литературного развития младших школьников…………..6
1.2. Назначение художественной литературы и критерии литературного развития младших школьников…………………………………………………15
Выводы………………………………………………………………………24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению уровня литературного развития
2.1. Исследование уровня литературного развития младших школьников……………………………………………………………………..…..25
2.2. Система методов и приемов, направленных на изучение художественных произведений………………………………………………….36
Выводы………………………………………………………………………44
Заключение…………………………………………………………………..45
Список литературы…………………………………………………………..47
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Литературоведческие основы художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе.docx

— 101.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Литературоведческие основы художественного текста на уроках литературного чтения в начальной  школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Литературное развитие младших школьников как методическая проблема

1.1. Понятие литературного развития  младших школьников…………..6

1.2. Назначение художественной  литературы и критерии литературного  развития младших школьников…………………………………………………15

Выводы………………………………………………………………………24

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по определению уровня литературного  развития

2.1. Исследование уровня  литературного развития младших  школьников……………………………………………………………………..…..25

2.2. Система методов и  приемов, направленных на изучение  художественных произведений………………………………………………….36

Выводы………………………………………………………………………44

Заключение…………………………………………………………………..45

Список литературы…………………………………………………………..47

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Литературное развитие –  один из компонентов в общей системе  обучения, развития и воспитания младших  школьников. Цели литературного образования: ввести ребенка в мир культуры, познакомить с языком культуры, сделать не только потребителем, но и созидателем духовных ценностей.

Литературное развитие как  учебный процесс предполагает развитие способности к непосредственному  восприятию искусства слова, сложных  умений сознательно анализировать  и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и развитием собственного литературного  творчества детей.

В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребенка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет, особенно в  начальной школе, имеет в своем  распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественные произведения различных жанров. Они  несут в себе огромный развивающий  и воспитательный потенциал: приобщают  ребенка к духовному опыту  человечества, развивают его ум, облагораживают чувства. Чем глубже и полнее воспринято младшим школьником то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает.

Однако в настоящее  время проблема полноценного восприятия художественного текста является недостаточно изученной. Кроме того, позиции исследователей и методистов расходятся по поводу того, когда начинать обучать школьников начальных классов пониманию авторской позиции, овладение которой предполагает полноценное восприятие художественных произведений.

Цель  исследования – проанализировав научную и методическую литературу, выявить методические условия, способствующие литературному развитию младших школьников при изучении художественных произведений.

Объектом  исследования является литературное развитие младших школьников как процесс и как результат.

Предметом исследования являются художественные произведения и пути, приемы их изучения, направленные на литературное развитие младших школьников.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать и систематизировать методическую, педагогическую и психологическую литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть теоретические  и методологические аспекты работы  над художественными произведениями, в том числе, педагогическую ценность чтения художественного текста в начальной школе.

3. Рассмотреть литературное развитие как процесс и как результат (определить содержание понятия, критерии выявления литературного развития, методику определения уровня литературного развития).

  1. Обосновать методические условия, способствующие литературному и речевому развитию младших школьников на материале художественных произведений.

Гипотеза  исследования – если учитель будет поводить методически верную работу при изучении художественных произведений, то тем самым учащиеся научатся видеть данный жанр, у детей возрастет интерес к художественным произведениям, качество усвоения произведений этого жанра повысится, а влияние на личность каждого ребенка усилится.

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в систематизации знаний, заданий, направленных на изучение художественных произведений младшими школьниками, применяемых на уроках литературного чтения.

Практическая  ценность состоит в том, что результаты дипломного исследования могут быть использованы в процессе изучения вузовских курсов «Теория и методика начального литературного образования», на спецкурсах, посвященных анализу художественного произведения, а также учителями в ходе учебной и внеклассной работы.

База исследования: Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Михайловский детский дом».

Цель и задачи работы определили ее структуру: она состоит из введения, двух содержательных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Объем работы составляет страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Литературное развитие младших школьников как методическая проблема

1.1. Понятие литературного развития младших школьников

 

 

Литературное  развитие – один из компонентов  в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников.

Определение литературного развития принадлежит  ученому-методисту Н.Д. Молдавской: «Литературное развитие – возрастной и одновременно учебный процесс развития способности к восприятию искусству слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями» [Молдавская, 1999, 21].

Литературное  развитие – процесс возрастной, так как по мере развития кругозора, накопления читательского опыта  восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с  годами будет углубляться.

Но это  и учебный процесс: характер обучения обязательно сказывается на ходе литературного развития, причем может  не только способствовать его развитию, но и из-за неумелых действий учителя затормозить его. Современная методическая наука ищет средства и условия, технологии, способствующие литературному развитию школьников.

Литературное  развитие как учебный процесс  предполагает развитие способности  к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и  оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и развитие собственного литературного  творчества детей.

Целями  литературного образования на современном  этапе образования становятся приобщение мира ребенка к миру культуры, знакомство с языком культуры.

Проблемы  литературного образования и  литературного развития неотделимы друг от друга. Цель любого образования  – развитие личности, поэтому нетрудно понять, что цель литературного образования – литературное развитие ребенка. Для успешной работы с детьми необходимо разобраться в этом процессе, его сути, специфике, условиях [Рыжкова, 2007, 56].

Применительно к начальной школе проблемой  литературного развития занималась З.Н. Романовская. Она рассматривает литературное развитие как часть общего развития и определяет основные методические положения, которые способствуют литературному развитию:

  • положение развивающего обучения;
  • развитие младших школьников напрямую зависит от художественного достоинства изучаемых на уроке произведений;
  • предметом изучения на уроке должно быть литературное произведение как эстетическая ценность;
  • специфика произведения должна определить структуру урока [Романовская, 1999, 145].

Литературное  развитие трактуется в современной  методике как возрастной и одновременно учебный трехсторонний процесс, включающий:

1) формирование  читателя (обучение восприятию, осмыслению  и интерпретации художественного  произведения в единстве его  формы и содержания, оценке его  с эстетических позиций и выражению  свои оценки, как в словесной,  так и невербальной форме);

2) развитие  литературного творчества школьников, способности адекватно выразить  себя в слове;

3) расширение  культурного поля ребенка, развитие  школьника как носителя и созидателя  культуры [Романовская 1999, 234].

Литературное  развитие школьников как процесс  рассматривал В.Г. Маранцман. Он утверждает, что литературное развитие с некоторым запозданием реализует опыт общего психического развития ребёнка. Сдвиги в литературном развитии охватывают все стороны читательского восприятия и более всего заметны в области эмоций при переходе на следующую ступень литературного развития [Маранцман, 2000, 68]. На этапе начальной школы, по мнению В.Г. Маранцмана, формируются механизмы общения ребенка с культурой, расширяются горизонты его видения (от частного к общему), развиваются его воображение и эмоциональная отзывчивость на произведения слова.

Результат процесса литературного развития точно  определила Н.Д. Молдавская, одна из первых исследовательниц этой проблемы: литературное развитие отражает способность ребенка «мыслить словесно-художественными образами» [Молдавская, 1999, 64].

Любая деятельность требует от человека определенных задатков и способностей к ее выполнению. Примитивным видам деятельности обучается каждый здоровый человек. Но есть такие виды деятельности, которые  требуют развития не только общих, но и специальных способностей. Процесс  литературное развитие, как мы определили, и направлен на развитие именно таких  специальных, литературных, способностей ребенка. Именно поэтому вопрос о  литературном развитии тесно связан с проблемой литературных способностей.

Литературные  способности относят к творческим. Основным критерием творчества является оригинальность результата, его новизна, отличие от уже созданного ранее. Значит, одним из признаков творческой личности будет ее стремление к оригинальности, новизне, умение отказаться от привычного, устоявшегося.

Психологи считают, что задатки творческих способностей присущи практически  любому человеку, любому нормальному  ребенку. Нужно лишь уметь раскрыть их и развить. Раскрыть же их можно  только в деятельности. Значит, и  литературно-творческие способности  можно выявить, раскрыть и развить  в литературно-творческой деятельности [Выготский, 1998, 69].

«Детское  открытие мира, – пишет В.Ф. Асмус, – творчество в той мере, в какой, безусловно, творческим является овладение ребёнком словом: усвоение языка идёт индивидуальным путём, и постижение мира и языка, отражающего его, по-своему уникальны для каждого» [Асмус, 1998, 21]. Это открытие мира «для себя» идёт как процесс, созидающий человека. Активность этого процесса будет несоизмеримо возрастать, если ребёнок ощутит потребность в действии, воплощении замысла.

Основная  деятельность ребёнка на уроке литературы – чтение и осмысление прочитанного, – является, по мнению В.Ф. Асмуса, творческой деятельностью. Читательское же творчество, по мысли ученого, может порождать и авторство, и в этом проявляется творческая плодотворность искусства, которое живёт не только в акте творца, но и в акте восприятия. Читательское восприятие включает обе грани творчества – и внутренний процесс постижения искусства «для себя», и возможность выявления этого процесса в материальном результате, который может стать открытием для всех. Поэтому процесс формирования читателя в силу специфики предмета литературы не может быть не ориентированным на творчество и, следовательно, нуждается в методике, направленной на литературное развитие ребёнка через активизацию его творческих сил [Асмус, 1998, 26].

Литературное  развитие рассматривается в науке  как процесс и как результат  процесса. Любой образовательный  процесс состоит их нескольких компонентов: познавательный (когнитивный), коммуникативный, ценностный, деятельностный и творческий. Итог процесса – приобретение личностью не только новых знаний и умений, а мировоззрения и мироотношения, т.е. изменения личности, ее развитие [Рыжкова, 2007, 74].

Накопление  человечеством информации в разных областях науки привело к специализации, т.е. разделению единого образовательного процесса на отдельные направления (естественнонаучное, гуманитарное, математическое) и дисциплины. В школе ребенок  знакомится с основами всех направлений, хотя образовательный процесс протекает  дифференцированно, а порой и  изолированно, когда каждая дисциплина изучается сама по себе, без связей с другими.

Информация о работе Литературоведческие основы художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе