Помимо статей Белинского имеется
еще целый ряд исследовательских материалов,
посвященных отдельным сторонам этой
проблемы.
Основываясь на
изученном материале, мы попытались подчеркнуть тот факт, что литературные
позиции Лермонтова сблизились с пушкинскими,
не потеряв своих особенностей, своего
характера мировосприятия. Бо́льшая сосредоточенность
на внутреннем мире личности, новый шаг
в понимании человека во всей его цельности
— в его связи с историей, обществом, природой
и вселенной — лишь укрепляли связь Лермонтова
с поэзией Пушкина, развивали многие проблемы,
поставленные его предшественниками.
Обращая внимание на то, что драматическое
произведение наиболее сложно анализировать
в школе, и методически пьеса М.Ю. Лермонтова
не освоена, мы попытались найти пути решения
данной проблемы в рамках школьного литературоведения.
Проанализировав особенности
работы с литературно-критическими материалами на уроке, мы выяснили,
что работа читателя с текстом произведения
и критическая литература по данной теме
- самый простой, но весьма продуктивный
вид интерпретации, который может быть
использован в работе с драматическим
произведением.
Несомненную пользу в
изучении драматического произведения
приносит и применение методики проблемного
обучения с привлечением критических
материалов, что позволяет удержать интерес и сконцентрировать внимание
учащихся
Кроме того, в процессе работы над пьесой «Маскарад»,
обращение к литературоведческим источникам
позволяет наиболее более широко увидеть
развитие конфликта в творчестве и эволюцию
романтического героя М.Ю. Лермонтова.
Таким образом,
подводя общий итог исследованию
вопроса о преемственности М. Ю. Лермонтовым
пушкинского миропонимания и пушкинской
эстетики в контексте новой литературно-исторической
эпохи, мы можем сделать вывод о том, что,
несмотря на особенности индивидуального
авторского мировоззрения и неоднозначность
взглядов литературоведческих кругов
на творчество М.Ю. Лермонтова, его
можно с уверенностью назвать достойным
преемником А.С.Пушкина.
Список литературы
- Андреев-Кривич, С.А. Всеведенье поэта [Текст] / С.А. Кривич. – М.: Советская Россия, 1978. – 157 с.
- Арутюнов, Л.Н. Художественный мир Лермонтова. [Текст] // Филологические науки. - 1969.- N5-6.- с.341-361.
- Библиотека для чтения [Текст] / В.Г. Белинский.- 1843.- т. VI.- № 2.- отд.VI.- с. 39-46.
- Белинский, В. Г. Избранные статьи [Текст] / В. Г.Белинский. – М.: Дет. лит. – 1981. – 223 с.
- Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. в 13 т. [Текст] / В. Г. Белинский. М.: Изд-во Академии Наук СССР. – 1954. - Т. 8 . - 643с.
- Белинский, В. Г. Полн. собр. соч. в 13 т.: [Текст] / В.Г.Белинский. М.: Изд-во Академии Наук СССР. – 1954. - Т. 5 . - 453 с.
- Благой, Д. Д. Лермонтов и Пушкин: (Проблема историко-литературной преемственности) [Текст] / Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. - М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941. – 428 с.
- Блок, А.А. Педант о поэте [Электронный ресурс] / А.А. Блок. - Электронный режим доступа данных. - http://dugward.ru. – Заглавие с экрана
- Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2 [Текст] /Под ред. А. В. Петровского.- М.: «Педагогика», 1979 . – 370 с.
- Богданова, О.Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в восьмом классе. – Пособие для учителя [Текст] / О.Ю. Богданова . - М.: Просвещение, 1980. – 96 с.
- Богданова, О.Ю., Леонова, С.А., Чертова, В.Ф. Методика преподавания литературы [Электронный ресурс]. – Электронный режим доступа данных. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks. - Заглавие с экрана.
- Бочаров, А. Г. Жанры литературно-художественной критики: Лекции [Текст] / А.Г. Бочаров. – М.: Изд-во МГУ , 1982. – с. 16. 53 с.
- Гинзбург, Л.Я. Творческий путь Лермонтова [Текст] /Л. Я. Гинзбург. –– Л.: Гослитиздат, 1942. – .173 с.
- Гуревич, А.М Романтизм в русской литературе. [Текст] /А. М. Гуревич. – М.: Просвещение, 1980. - 104 с.
- Драматургия в творчестве Лермонтова на примере драмы «Маскарад» [Электронный ресурс].- Электронный режим доступа данных. -http://www.litrasoch.ru. – Заглавие с экрана.
- Докусов, А. М. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова [Текст] /Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена, кафедра русской литературы, 1955. - Т. 120. - с. 5-36
- Ефремова, П. А. Юношеские драмы М. Ю. Лермонтова [Текст] / П.А. Ефремова. – СПб., 1880. - с. 197,271 с.
- Журавлева, А.И. Путь к героям времени: Лирика, драма, роман [Текст] /А.И. Журавлева // Театр. – 1988. - №11. – с.163-168.
- Зотов, С.Н. Художественное пространство — мир Лермонтова [Текст] /С.Н.Зотов. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та. – 2001.- 222 с.
- История русской литературы в четырех томах [Текст] / АН СССР. Ин-т рус. лит. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981.- Т. II: От сентиментализма к романтизму и реализму / Под ред . Е.Н. Купреяновой. – 656 с.
- Коровин, В.И. Герой и миф (По драме М.Ю.Лермонтова "Маскарад") [Текст] / В. И. Коровин // Анализ драматического произведения: Межвузовский сборник. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 256 с.
- Лермонтов, М.Ю. Маскарад [Текст] / М.Ю. Лермонтов, Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени; Послесловие Л.Арутюнова. – М.: Худож. лит., 1981. – 364 с.
- Лермонтов, М.Ю. Стихотворение, поэмы, драмы [Электронный ресурс] / М.Ю. Лермонтов. – Электронный режим доступа данных. - http://www.prosv.ru. – Заглавие с экрана
- Лермонтов, М.Ю. Маскарад: Текст, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков: Науч.-метод. Пособие для вуза и школы [Текст] / Под ред. Н.Н. Старыгиной, И.П. Карпова. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 200. - 320 с.
- Лермонтов, М. Ю. Том 3: Драмы [Электронный ресурс] / М.Ю. Лермонтов.– Электронный режим доступа данных. - http://www.rulit.net. - Заглавие с экрана
- Лермонтов Михаил Юрьевич – Маскарад: Критическая информация [Электронный ресурс] / М.Ю. Лермонтов. - Электронный режим доступа данных.- http://lermontov.info/text/o_maskarad.shtml. - Заглавие с экрана
- Лермонтовская энциклопедия [Текст] / Гл. ред. В.Д. Мануйлов. – М.: Советская энциклопедия, 1981. - 274 с.
- Ломунов, К. Н. «Маскарад» Лермонтова как социальная трагедия [Электронный ресурс] / К.Н. Ломунов. – Электронный режим доступа данных. - http://feb-web.ru. – Заглавие с экрана.
- Лотман, Ю. М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки.1960-1990. Евгений Онегин. Комментарий [Текст] / Ю. М. Лотман. – СПБ: Искусство, 1999. – 847с
- Лотман Ю.В. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX в. [ Текст]./ Лотман, Ю. М. Избранные статьи. В 3-х т.: Т. II. - Таллинн.: 1992. – 415 с.
- Макогоненко, Г.П. Лермонтов и Пушкин: Проблемы преемственного развития литературы [ Текст] / Г.П. Макогоненко .- Л.: Сов. писатель, 1987. – 400 с. .
- Манн, Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Ю.В. Манн. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 447с.
- Марченко, А. М. Лермонтов [Электронный ресурс] / А. М. Марченко . - http://www.e-reading-lib.org. – Заглавие с экрана
- Мануйлов, В. А., Вацуро, В. Э., и др. Драматургия Лермонтова (Примечания) [Текст] / Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т.: Т. 3. - М.: Худож. лит. - 1965 . - 567 с.
- Манн, Ю.В. Динамика русского романтизма (О драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад») [Текст] / Ю.В.Манн. – М.: Аспект Пресс, 2007.- 384 с.
- Марченко, А. М. Лермонтов / А. М Марченко . – М.: АСТ : Астрель, 2010. – 624 с.
- Методика изучения литературно-критического материала в средней школе [Электронный ресурс]. – Электронный режим доступа данных . -http://www.filfucker.ru. – Заглавие с экрана.
- Маскарад [Электронный ресурс] // Лермонтовская энциклопедия. – Электронный режим доступа данных. - http://dic.academic.ru
. – Заглавие с экрана
- «Маскарад» и пространство «Демона» [Электронный ресурс]. – Электронный режим доступа данных. - http://www.czotov.ru. – Заглавие с экрана
- Михаил Юрьевич<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439_0020_0028_0432_0435_0431_0029__Char" style=" font-size: 14pt;
t