Развитие семейных ценностей на уроках литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 06:30, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс изучения литературы как средство формирования истинных семейных ценностей.

Предмет исследования - формы, методы формирования истинных семейных ценностей.

Цель исследования - апробировать формы, методы преподавания литературы, влияющие на формирование истинных семейных ценностей у учащихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3-4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ………………………………...5-24

1.1 Понятие ценностей… ………………………………………………..5-7

1.2 Влияние возрастных и индивидуальных особенностей

на процесс формирования семейных ценностей у подростков …………...7- 11

1.3.Анализ школьной программы по литературе В.Я.Коровиной…..11-18

1.4 Методические пути, приемы освоения семейных ценностей

учащимися………………………………………………………………………18-22

1.5Критерии оценивания результатов………………………………….22-23

Выводы по первой главе……….………………………………………………23-24

2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

У УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………………….25-43

2.1 Выявление представлений о семейных ценностях у учащихся…………………………………………………………………………..25-29

2.2 описание уроков по формированию семейных ценностей

у учащихся 7 класса…………………………………………………………….29-40

2.3 Динамика результатов работы учащихся по итогам проведенных

уроков по формированию семейных ценностей……………………40-42

Выводы по второй главе……….……………………………………………….42-42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………43-44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………45-47

Вложенные файлы: 1 файл

итоговый вариант ВКР.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

              Особенно же благотворно было воздействие на Николеньку его матери Натальи Николаевны. Она была живым олицетворением добра и красоты, ей не свойственны были ни корысть, ни тщеславие, ни самолюбие, ни гордость, ни эгоистические побуждения, свойственные людям ее положения. Маман была вся в детях и в заботах о других людях. Она вносила в дом атмосферу сердечности и теплоты, столь нужной для всех, особенно для детей. Своей улыбкой, своим добрым отношением к людям Наталья Николаевна скрашивала домашнюю жизнь, делала ее счастливее. «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе.» [29]

              Николенька Иртеньев воспитывался в атмосфере любви и нежности, его окружали любящие люди. Дом Иртеньвых был открыт любому человеку, который нуждается в приюте ( например, юродивый Гриша). Атмосфера  любви воспитала в Николеньке натуру чувственную, способную к пониманию, состраданию.

 

Анализ повести М.Горького «Детство».

              М.Горький не смотрит на детство как на сам по себе прекрасный период жизни, поэтому главный герой Алеша изображен в потоке тяжелой и безотрадной жизни. Алешу окружают «свинцовые мерзости» дикой русской жизни, но параллельно с этим видим счастливые моменты в жизни ребенка от общения с необыкновенно душевными людьми, которые сыграли важнейшую роль в становлении личности героя.

              С одной стороны, героя окружает «тесный, душный круг жутких впечатлений», [9] в котором жил Алеша в семье Кашириных, а с другой стороны, влияние «прекрасных душ», [9] с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире. Алеша не приемлет свинцовые мерзости, душа его тянется к доброму, светлому и прекрасному, потому что обстановка в доме отца и матери его, где царили любовь, дружба, взаимное уважение, творческий труд, бескорыстие, оставила в душе мальчика неизгладимый след: «…отец и мать жили не так; были у них другие речи, другое веселье, ходили и сидели они всегда рядом, близко. Они часто и подолгу смеялись, вечерами … пели громко». [9] Вот поэтому жизнь в доме деда кажется Алеше «невыразимо странной», противоестественной, вызывает «жуткие» ощущения.           Семья сыграла в жизни героя важную роль - зародила в мальчике добрые и светлые чувства ко всему окружающему, а в семье деда эту роль в развитии Алеши сыграли бабушка Акулина Ивановна, Цыганок. Именно к этим людям тянулся Алеша. Ему нравились бабушкины сказки потому, что в них добро побеждало зло. [15] Ему нравились забавы и игры Цыганка, потому что они были добрыми и веселыми, а сам Цыганок напоминал героев бабушкиных сказок. [15]

              Семья воспитала в Алеше непримиримость к жестокости, активное стремление противостоять ей, обостренное чувство справедливости, болезненное отношение к бездушию окружающих.

              В проанализированных произведениях мы видим, как формирование личностно-психологических особенностей, нравственных качеств происходит под влиянием воспитания родителей, т.е. в семье.

              Проанализировав школьную программу по литературе, мы видим, что достаточно произведений, которые способствуют воспитанию семейных ценностей у учащихся.

 

 

1.4. Методические пути, приемы освоения семейных ценностей

учащимися

 

 

              Cистема изучения ценностей сложилась. Методистами В.Г.Маранцманом, О.Ю.Богдановой разработаны специальные приемы и методы, ценные рекомендации можно найти в работах Ильина Е.Н. , Альбетковой Р.И. , Курдюмовой  Т.Ф. , Коровиной В.Я.

Для наиболее эффективного усвоения семейных ценностей на уроках литературы мы будем использовать различные методические приемы и пути освоения данных ценностей.

Изучение методики литературы позволяет выделить наиболее эффективные приемы изучения художественных произведений для достижения поставленной цели: аналитическая беседа, беседа по личным жизненным впечатлениям, устное словесное рисование, написание сочинения, письменный ответ на вопрос, работа с репродукцией картины или иллюстрацией. Далее остановимся на каждом из них, чтобы увидеть, как работают данные приемы.

Одним из ведущих приемов, направленных на изучение истинных семейных ценностей,  является аналитическая беседа. Данный прием будем использовать на всех уроках, носящих аналитический характер, т.к. анализ произведения помогает учащимся глубоко осмыслить произведение, постичь нравственную проблему и проследить, как на героя влияет воспитание в  семье, как семья воспитывает в герое семейные ценности. Для реализации аналитической беседы необходимо разработать систему вопросов, направленных на то, чтоб учащиеся увидели через характер, поступки героя влияние семейного воспитания. Например:

М.Горький «Детство»

- Почему Алеша так полюбил бабушку?

- В чем заключается ее роль в жизни мальчика?

- Какие люди более всего привлекали героя и почему?

- Докажите, что сердце Алеши стало действительно «невыносимо чутким» и почему? [15]

В.Г.Короленко «Дети подземелья»

- Почему Вася попал к этим людям в подземелье?

- Почему он стал ходить в часовню?

- Валек и Маруся – «дурное общество», как Вася смог обрести у них дом и семью? [15]

- Чего не хватает Васе в родном доме и о чем он мечтает?

- С кем и с чем сравнивает себя Вася?

- Почему отец попросил у Васи прощения? [28]

 

М.Пришвин «Кладовая солнца»

- Почему все в деревне любили Митрашу и Настю?

- Как относились друг к другу брат и сестра? Как называет их автор?

- Докажите, что присутствие отца и матери постоянно ощущается в жизни детей. Как это влияет на Митрашу и Настю?

Следующий прием – беседа по личным жизненным впечатлениям.

Данный прием способствует   обмену мнениями о прочитанном и выяснении, как усвоено произведение;  сопоставлению своих жизненных ситуаций с ситуациями произведения для более глубокого их осмысливания.             

              М.Горький «Детство»

              - Назовите те эпизоды из повести, в процессе чтения которых бабушка вызывала у вас доброе, теплое, уважительное отношение к себе.               [15]

Данный вопрос помогает закрепить восторженное и уважительное отношение  Алеши к бабушке.

В.Г.Короленко «Дети подземелья»

- Что такое «дом» для человека? Конкретно для вас?

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

- Случалось ли с вами такое, что вы обманывали своих близких, а потом чувствовали раскаяние, как герой произведения? Расскажите.

Прием устное словесное рисование. Такой прием помогает лучше

представить происходящее в произведении, а также должен отражать причинно-следственные связи, выход на семейные ценности.

              М.Пришвин «Кладовая солнца»

              - Представим, какими были родители Насти и Митраши, как воспитывали своих детей, какими душевными качествами обладали, какая атмосфера царила в их доме.

              В.Г.Короленко «Дети подземелья»

              - Что такое подземелье? Расскажите, каким вы его видите.

              - Представьте, как бы вы нарисовали Марусю. Какую бы выбрали обстановку, окружение? Какие бы выбрали цвета? Какие бы предметы нарисовали рядом?

              Еще  один методический прием, который способствует

осмыслению семейных ценностей, написание сочинения или письменный ответ на вопрос. Учащимся предлагается написать дома сочинение или ответить письменно на вопрос, тема  должна быть направлена на раскрытие эмоционального состояния героя. Например:

              М.Горький «Детство»

              - Письменно ответить на вопрос: Какие чувства испытывал Алеша в первые дни в доме деда. Почему? 

              - Сравнить домашнюю атмосферу в доме деда и родителей Алеши. Ответить письменно.

              Работа с репродукцией картины или иллюстрацией. Данная работа направлена на усиление эмоционального восприятия эпизодов произведения.

Например:

              В.Г.Короленко «Дети подземелья»

              Репродукция картины И.Репина «Нищая»

              - Сравните девочку, изображенную на репродукции, и героиню Короленко. [28]

              - Что между ними общего?

              М.Горький «Детство»

              Иллюстрация к повести «Детство». Художник Б.Дехтерев ( за столом сидит дед, бабушка и Алеша)

              - Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?

              - Обратите внимание на то, как бабушка смотрит на внука. Как это характеризует их взаимоотношения?

 

 

1.5. Критерии оценивания результатов

 

 

              Воспитание – гуманитарная сфера деятельности, в которой далеко не все поддается фиксации, алгоритмизации и статистической обработке. Результаты воспитательной деятельности никогда не лежат на поверхности, их оценка требует напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Трудность выявления ценностей и приоритетов состоит в том, что они действуют неявно [5]. Именно поэтому мы предположили, что для определения результативности воспитания семейных ценностей  необходимы адекватные “гуманитарные” критерии. Мы считаем, что главным отличием этих критериев будет их открытость, способность к модификации и развитию. В поисках “гуманитарных” критериев мы опирались на разработанную в современной психологии концепцию “гуманитарной экспертизы”, цель которой – выявление “человеческих” результатов педагогической деятельности [4].

              За основу мы взяли методику диагностики воспитания  С.Д. Полякова. В ней три критерия.

1.       Факт участия. Оценки: не участвовал, участвовал, участвовал в активной роли (градация исходит из положения о влиянии деятельности на личность в зависимости от полноты включенности человека).

2.       Отношение. Первый параметр – эмоциональное отношение к окружающему. Второй параметр – качество отношения в классе во время урока, качество психологического климата на занятии. Возможная методика оценивается по предъявляемым полярным парам: доброжелательность – недоброжелательность, организованность – неорганизованность.

3.       В отношениях, кроме эмоциональной, есть и другая составляющая – осознание человеком причин принятия-непринятия данного события (смысловая сторона отношений). Ответы учащихся делятся на три группы:

- первая – называемые смыслы близки к задуманным целям педагога;

- вторая – ответы далеки от целей педагога;

- третья -  отказ от ответа [3].

              Полученные на практике результаты мы будем диагностировать по вышеперечисленным  критериям.

 

 

Выводы по первой главе

 

 

В современных социально-экономических условиях происходит переориентация семейных ценностей на материальные, поэтому возникла необходимость актуализации семейных ценностей.

1.        Существуют различные подходы изучения  ценностей, единой общепринятой системы ценностей не существует.

2.        Наиболее благоприятным периодом для формирования семейных ценностей является подростковый возраст.

3.        Художественная литература способствует формированию системы семейных ценностей, т.к. отражает в произведениях модели разных семей, позволяя учащимся по-новому взглянуть на свой семейный опыт.

4.          Для формирования семейных ценностей у учащихся на примере художественных произведений эффективно использовать такие методические приемы, как аналитическая беседа, беседа по личным впечатлениям, устное словесное рисование, работа с репродукцией картины или иллюстрацией и т.д.

5.        Результаты проделанной работы необходимо диагностировать, опираясь на концепцию гуманитарной экспертизы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ

 

 

2.1. Выявление семейных ценностей у учащихся

 

 

 

Практическая часть исследования проходила на базе МОУСОШ № 32, в 7а классе. В исследовательской работе ставились следующие задачи:

1.изучить представления о семейных ценностях учащихся;

2. апробировать формы, методы литературы, влияющие на формирование истинных семейных ценностей у учащихся.

Для достижения первой задачи использовался метод незаконченных предложений.

Учащимся предлагалось ответить на два вопроса письменно:

-Объясните, что для вас означают семейные ценности?

-Что необходимо для того, чтобы создать семью?

Информация о работе Развитие семейных ценностей на уроках литературы