Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 06:30, дипломная работа
Объект исследования - процесс изучения литературы как средство формирования истинных семейных ценностей.
Предмет исследования - формы, методы формирования истинных семейных ценностей.
Цель исследования - апробировать формы, методы преподавания литературы, влияющие на формирование истинных семейных ценностей у учащихся.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ………………………………...5-24
1.1 Понятие ценностей… ………………………………………………..5-7
1.2 Влияние возрастных и индивидуальных особенностей
на процесс формирования семейных ценностей у подростков …………...7- 11
1.3.Анализ школьной программы по литературе В.Я.Коровиной…..11-18
1.4 Методические пути, приемы освоения семейных ценностей
учащимися………………………………………………………………………18-22
1.5Критерии оценивания результатов………………………………….22-23
Выводы по первой главе……….………………………………………………23-24
2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
У УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………………….25-43
2.1 Выявление представлений о семейных ценностях у учащихся…………………………………………………………………………..25-29
2.2 описание уроков по формированию семейных ценностей
у учащихся 7 класса…………………………………………………………….29-40
2.3 Динамика результатов работы учащихся по итогам проведенных
уроков по формированию семейных ценностей……………………40-42
Выводы по второй главе……….……………………………………………….42-42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………43-44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………45-47
В опросе школьников принимало участие 23 человека.
Обработка теста дала следующие результаты. (Приложение 1)
На первый вопрос из 23 человек четверо отказались дать ответ.
1.Нравственные ценности (любовь, доброта, забота о ближних и родных) отметили пятнадцать человек.
2.Материальные ценности (деньги, драгоценности) отметили четыре человека.
На вопрос, о том, что необходимо, чтобы создать семью, получены следующие результаты: (Приложение 2)
1. любовь - 19;
2. забота -19;
3. доверие -13;
4. понимание – 6;
5. уважение -4;
6. верность – 2;
7. ласка – 1;
8. поддержка – 1;
9. нежность - 1;
10. образование – 1;
11.квартира – 1;
12. работа – 1;
Анализ метода незаконченных предложений позволяет сделать следующий вывод: в данной возрастной группе, т.е. у учащихся 7 класса МОУ СОШ №32, в понятии о семейных ценностях духовные ценности значительно превалируют над материальными.
В этом же классе по такой же методике неоконченных предложений мы выявили следующие типичные ответы на предложенные вопросы:
1.Что для вас семья?
- «все» (8 человек);
- «радость, счастье, любовь» (3 человека);
- «самое главное» (4 человека);
- «самое дорогое, что у меня есть» (2 человека);
- «самые родные люди» (1 человек);
Из приведенных ответов видно, что понятие семья у учащихся связано с близкими людьми, счастьем, а у многих со словом «все».
2.Я всегда в семье…
- «дочь» или «сын» (11 человек);
- «любимый»(3 человека);
- «выполняю то, что поручено» (1 человек);
- «помогаю» (2 человека);
Исходя из данных ответов, можно сказать о том, что три
респондента чувствуют себя в семье любимыми, 3 человека рассматривают себя с позиции помощника, т.е. активно участвуют в жизни семьи.
3. В своей семье я хочу…
- «изменить отношения между мамой и папой» (1 человек);
- «зарабатывать» (3 человека);
- «быть главным» (2 человека);
- «сделать семью лучше» (3 человека);
Из ответов учащихся мы видим, что в настоящее время в их семье существуют проблемы и учащиеся хотят, чтобы их семья стала лучше. 2 человека желают быть в семье главными, наверняка их недооценивают в семье. Встречаются ответы, связанные с улучшением материального положения семьи, что может говорить о желании помочь.
4. Мои родители…
- «самые лучшие» (4 человека);
- «мои мама и папа» (3 человека);
- «любимые люди» (2 человека);
- «злые» (1 человек);
- «не живут вместе» (1 человек);
Мы видим, исходя из ответов учащихся, что в основном родители для учащихся любимые люди, но ответ «злые» говорит о том, что у респондента возможны проблемы во взаимоотношении с родителями. Встретился ответ о раздельном проживании родителей - явление в настоящее время весьма распространенное, и которое, как видим, переживают дети.
5. Я думаю, что когда я создам свою семью…
- «будет все намного лучше»;
- «буду больше времени уделять своему ребенку»;
-«я буду исполнять желания своих детей»;
- «я семью в обиду не дам»;
- «буду хорошей мамой/ папой»;
Данный вопрос помог выявить проблемы детей в своей семье. То, что учащиеся недополучают в семье, они видят в своей будущей жизни. Хотят дать своим детям то, что не могут дать им сейчас родители. У некоторых учащихся четко сформированная позиция о том, что семью нужно оберегать, защищать, представления о том, что они будут хорошими родителями.
6. Для того чтоб создать семью нужно…
- «нужна любовь» (5 человек);
- «деньги» (3 человека);
- «найти верного и любимого человека» (1 человек);
- «дом, машина, образование»(1 человек) ;
- «уютный дом» (1 человек);
Из полученных ответов мы видим, что самый распространенный ответ – любовь, большинство учащихся выделило это качество, необходимое для создания семьи. 4 респондента считают, что для создания семьи необходимы материальные блага.
7. Я считаю, что отношения в семье должны быть…
-«хорошими» ;
- «уважительными, добрыми»;
- «взаимными»;
- «доверительными»;
11 респондентов для ответа использовали общую фразу «хорошие», тем самым не раскрыв ответ на вопрос. Остальные 12 учащихся рассматривают отношения в семье с нравственных позиций.
8. Между моими мамой и папой…
- « хорошие отношения» (3 человека);
- « любовь» (3 человека);
- « развод» (2 человека);
- « огромная ссора» (1 человек);
- « отношение плохое» (1 человек);
На данный вопрос 6 респондентов не дали ответ по неизвестным причинам. Исходя из ответов учащихся, можно сделать вывод о том, что царит любовь всего в трех семьях. У трех учащихся неполная семья. У 5 респондентов между родителями неразрешенные конфликтные ситуации.
9. Если бы в своей семье я мог…
- «быть любимым» ;
- «добиться лучшего отношения к себе»;
- «чтобы все было как раньше»;
- «купить машину»;
- «жить в достатке»;
Из полученных ответов мы видим, что в данный момент у 3 респондентов в семье сложности во взаимоотношениях, и они хотят быть любимыми, у 9 респондентов желание улучшить атмосферу в своей семье, что говорит о неудовлетворенности жизнью в семье. Респондентами даны ответы (3 человека), касающиеся материальных благ (телефон, машина).
Исходя из анализа метода незаконченных предложений, можно сделать следующие выводы:
- понятие семья у респондентов связано с окружающими их людьми;
- в семьях респондентов существуют проблемы во взаимоотношении как родителей с детьми, так и между родителями;
- учащихся волнуют проблемы своей семьи, и они хотели бы исправить сложившуюся ситуацию;
- у учащихся 7 класса существуют представления о своей будущей семье, но не у всех присутствовала ориентация на партнёрские отношения в семье. Возможно, это связано с тем, что учащиеся не имеют в качестве ориентира пример благополучной семьи.
Первый урок «Счастливая пора детства!». (Приложение 3) Воспитательная цель урока: формирование представления о роли семьи в жизни человека.
Учащиеся предварительно самостоятельно прочитали произведение «Детство» Л.Н.Толстого. На первом уроке велась работа по ключевым главам повести: «Мамаn», «Наталья Савишна», «Классы», «Что за человек был мой отец». Работа по данным главам необходима для того, чтобы учащиеся проследили влияние окружающих людей на становление личности ребенка.
На этапе подготовки к восприятию был использован прием - работа с эпиграфом Л.Н.Толстого «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!.. Как не любить, как не лелеять воспоминаний о ней?». Учащимся предлагалось ответить устно на следующие вопросы:
- почему Л.Н.Толстой так называет детство? Как считаете вы?
- почему детство, как считает Л.Н.Толстой, является одной из важных стадий человека?
Отвечая на первый вопрос, учащиеся приводили доказательства того, что детство, по их мнению, счастливая пора («тебя все любят маленького», «в это время все кажутся тебе добрыми и хорошими», «в детстве делаешь то, что хочешь»). Учащиеся полностью солидарны с высказыванием Толстого о детстве.
Второй вопрос вызвал при ответе затруднения, учащиеся начали отвечать не сразу, данный вопрос подвиг на размышления. После обдумывания учащиеся пришли к выводу, который мы хотели услышать: «от детства зависит вся наша последующая жизнь», «как нас воспитают в детстве, такими мы будем потом».
Данная работа способствовала раскрепощению учащихся, задала тон всей последующей работе на уроке – размышлениям, обдумыванию, высказываниям своих точек зрения. Самое главное в данном приеме то, что учащиеся задумались над значением детства и его ролью в жизни человека. Эта мысль стала основой всей нашей последующей работы на уроках.
На этапе проверки первичного восприятия использовали прием беседа по личным впечатлениям от прочитанного. Учащимся предлагался один вопрос, на который необходимо было ответить устно:
- кто из героев привлек ваше внимание и почему?
Ответы получили разные: Карл Иванович « смешной и добрый старичок », Наталья Савишна, «потому что она всегда помогала в трудную минуту», но самый распространенный ответ – Николенька Иртеньев, «потому что он главный герой», «потому что он самый интересный», «потому что с ним случались смешные ситуации», «потому что он всех любит».
Беседа по впечатлениям помогла нам понять, что усвоили учащиеся при самостоятельном чтении. Мы сделали вывод о том, что учащихся заинтересовали герои, которые обладают следующими качествами: доброта, отзывчивость, самопожертвование, любовь к окружающим.
На этапе осмысления мы использовали прием аналитическая беседа, который позволяет нам реализовать поставленную воспитательную цель. На данном этапе использовалась система логически четко выстроенных вопросов, на которые предлагалось отвечать устно, подтверждать свои мысли цитатами из текста. Работа проводилась отдельно с каждой главой. В начале работы был задан вопрос:
- для Николеньки с кем из окружающих были важны отношения?
Ответы получили следующие: с Карлом Ивановичем, Натальей Савишной и с маман. Данные ответы мы и предполагали услышать. Вопрос был необходим для того, чтобы увидеть, насколько учащиеся усвоили содержание повести и готовы ли они к последующей работе.
Работа по главе «МАМАN». Рассматриваем отношения Николеньки с маман. Предлагались следующие вопросы:
- какой мы видим мать Николеньки в этой главе?
Учащиеся приводили цитаты из текста: «Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый и белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня.», «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело». [29].
- какие чувства испытывает главный герой к своей маман?
Учащиеся отвечали, что Николенька маман очень любит, «она для него самое любимое существо».
- почему Л.Н.Толстой не дает ясного портрета матери героя?
Над этим вопросом учащиеся долго думали, размышляли, высказывали различные точки зрения: «не дает описания, потому что Николенька не помнит, как выглядела его мама», «описания матери нет, потому что оно не нужно». К мысли о том, что портрет матери героя совершенно не важен, учащиеся пришли, но ответить, почему портрет не важен, не смогли.
Проделав данную работу, учащиеся подтвердили мысль о том, что отношения Николеньки с маман важны для героя.
Работа по главе «Наталья Савишна».
Предлагались следующие вопросы для обсуждения:
- прочитайте, как автор показывает основную черту характера Натальи Савишны (самопожертвование).
Учащиеся приводили цитаты из текста о самопожертвовании Натальи Савишны. Исходя из этого, был задан следующий вопрос:
- как вы понимаете слово «самопожертвование» ?
Ответы были такие: «самопожертвование – когда не думаешь о себе, а только о других », «это живешь для других, а не для себя». Учащиеся верно поняли это качество и приводили примеры из текста своими словами о самопожертвовании Натальи Савишны.
- как относился герой к своей няне?
Учащиеся приводили примеры, подтверждая их текстом, например: «я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам» [29]. Высказывали мнение своими словами: «он очень ее любил и не мог жить без няни».
- какое событие в детстве заставило Николеньку по-новому взглянуть на няню?
На данный вопрос учащиеся ответили сразу: «когда Наталья Савишна мокрой скатертью начала тереть лицо Николеньки», приводили цитаты из текста.
Информация о работе Развитие семейных ценностей на уроках литературы