Русский язык – один из развитых языков мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 00:06, контрольная работа

Краткое описание

– Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка.
Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.
– Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.

Вложенные файлы: 1 файл

14794_b413970ee9f35b747d0c37565a5c8fe3.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

– В этих отрывках из стихотворений В. Маяковского встречаются слова, придуманные самим поэтом. Найдите их.

1. Досыта изыздевываюсь, нахальный  и едкий...

2. Издинамитить старое...

3. Цветы испавлинятся в каждом  окошке...

– Сделайте их морфемный разбор. Как он помогает вам определить значение этих неизвестных слов?

– Для чего нужно изучать морфемы?

– Почему в одних случаях пишем приставку из-, а в других – ис-?

5. Упражнение 15.

– При выполнении этого упражнения мы рассмотрим еще одно значение морфем.

– Вспомните правила написания букв Ё, О, Е после шипящих и Ц в корнях и окончаниях слов.

– Важно ли при выборе гласной после шипящих и Ц знать, в какой части слова она находится? Почему?

– Для чего нам нужно изучать морфемы?

– Примените свои знания при заполнении таблицы упражнения 15.

6. Упражнение 13.

– Выпишите из упражнения 13 слова с пропущенными буквами. Выделите морфемы, вставьте пропущенные буквы.

7. Итог урока.

– Почему нужно изучать морфемы?

Домашнее задание: упражнение 16.

 

 

Тема: Орфограммы в корнях слов.

Цель: систематизировать и закрепить теоретические основы правописания орфограмм в корнях слов, отработать орфографические навыки.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

Один ученик выписывает из упражнения слова с орфограммой в корне, второй — в приставке, третий — в окончании. Дополнительные вопросы отвечающим.

—  Приведите   примеры    слов   с   корнями   -един-,   -слад- (-слажд-).

—  Расскажите о происхождении слова впечатление.

II. Пока учащиеся готовятся к ответу, проводится синтаксическая пятиминутка.

- Составьте  и  запишите  предложение  по данной  схеме:

 

Объясните (устно) постановку знаков препинания.

III.  Выборочный диктант.

Учащиеся должны выписать только словосочетания с чередующимися гласными в корне, объяснить графически написание гласной в корне.

Вырастить на окне теплолюбивое растение, миролюбивые животные, косой дождь, ложное утверждение, расстилаться на лугу, стрелять в тире, постелить постель, блестящая поверхность, терпеливый малыш, растут в лесу, ложиться на спину, роскошный вид, разбираться в технике, располагаться в тени, разложить на кучки, предложить ответ.

—  Найдите глагол, строение которого соответствует схеме:

IV. Запись в «Словарь корней».

-зна-: знать (гл.), осознавать (гл.), узнавать (гл.), сознание

(сущ.), сознательный (прил.), познавательный (прил.).

—  По каким признакам вы определили принадлежность слов к различным частям речи?

V. Запись под диктовку.

Каждый из нас познаёт окружающий нас мир, общается с людьми с помощью слов. Об уровне развития человека можно узнать по тому, как он говорит. Правильная, богатая речь собеседника всегда оставляет приятное впечатление.

—  Объясните   орфограммы-гласные   в   корнях   выделенных слов.

—  Найдите орфограммы по их признакам: а) находится на конце слова после шипящей. Выбор написания зависит от того, к какому склонению относится данное слово; б) находится в окончании. Выбор написания зависит от того, к какому спряжению относится слово (общается, оставляет).

Домашнее задание: Комплексный анализ текста.

 

 

 

Тема: Части речи. Морфологический разбор слова.

Цель: закрепить знания о частях речи, их классификации, отработать навыки морфологического разбора слова.

Ход урока.

1. Работа с предложением.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

– Сделайте разбор по членам предложения. Какими частями речи они выражены?

– Как морфемы в этих необычных словах помогли определить вам часть речи?

– Для чего нужно изучать морфемы?

2. О частях речи.

– Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о частях речи. Для этого к нам пришел гость Всезнайка. Да вот беда, знать-то он все знает, да забывчивый очень. Ребята, помогите гостю заполнить недостающие места.

Все слова в языке разные, они разнятся друг от друга внешностью и поведением: именно эти их различия учитывает Морфология, одна из стран Объединенного Королевства Грамматика. В Морфологии живут слова разных «профессий», у них разные задачи и способности их выполнять. При этом живут они в Морфологии, а «работают» в соседнем государстве – Синтаксисе.

Например, проснулось дома существительное Солнышко, умылось, позавтракало и побежало скорее на работу, в предложение Солнышко ласково светило в окна. В этом предложении Солнышко работает ... (подлежащим).

Каждая часть речи имеет общее грамматическое значение. Предмет обозначают ... (существительные). Например ... Признак предмета обозначают ... (прилагательные). Например ... Действие обозначают ... (глаголы). Например ...

Каждая часть речи «владеет» морфологическими признаками. По числам, родам и падежам изменяются сразу две части речи: ... и ... А вот спряжение, вид и время можно определить только у ...

Наконец, отправляясь на работу в соседнее государство, каждая часть речи готовится выполнять свое предназначение: «играть» синтаксическую роль.

3. Упражнение 18 (комментированное письмо).

4. Упражнение 19.

1 вариант – выписывает существительные.

2 вариант – выписывает прилагательные  и глаголы.

5. Итог урока.

1. Работа с  сигнальными карточками.

У каждого учащегося две карточки: одна – красного цвета, другая – зеленого. Учитель произносит тезисы. Задача учащихся – определить верность тезиса. Если тезис правильный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если тезис неправильный, учащиеся поднимают красную карточку и обосновывают свой ответ.

Тезисы:

1. Прилагательное обозначает предмет.

2. Глагол обозначает действие.

3. Существительные служат для  связи слов в предложении.

4. К самостоятельным частям речи относятся существительное, прилагательное, глагол, союз, а к служебным – предлог.

5. Прилагательные и существительные имеют такие непостоянные признаки, как род, число, падеж.

6. Глагол изменяется по падежам.

Домашнее задание: упражнение 20.

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Орфограммы в окончаниях слов.

Цель: систематизировать и закрепить теоретические основы правописания орфограмм в окончаниях слов, отработать орфографические навыки.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, перфокарты.

Ход урока.

I. Тест.

1. Буква А пишется в слове:

а) погл..щать пищу;

б) спл..тить ряды;

в) пом..гать ближнему;

г) препод..ватель истории.

2. Буква О пишется в слове:

а) пл..нирование работы;

б) вскл..коченный чуб;

в) пенятся в..лы;

г) нак..лить железо.

3. Буква Е пишется в слове:

а) обл..денелая дорога;

б) разл..новать бумагу;

в) ед..ничный вектор;

г) зав..нтить гайку.

4. Буква И пишется в слове:

а) св..ла с ума;

б) впр..гать лошадь;

в) об..жать вокруг дома;

г) прив..дение в замке.

5. Буква Я пишется в слове:

а) прист..жной воротник;

б) неисс..каемый источник;

в) разр..дить всходы;

г) ув..дать в зеркале.

6. В каком ряду во  всех словах пропущена одна  и та же буква?

а) проц..дить, выд..ржать, обв..нять;

б) выпр..мить, удес..терять, вы..вить;

в) д..ревянный, выч..слять, разд..ваться;

г) объ..здной, взгл..нуть, л..дяной.

7. В каком ряду во  всех словах пропущена буква, проверяемая ударением?

а) ш..птаться, возл..гать, ч..стотность;

б) провозгл..шать, сист..матический, пром..кать;

в) ч..стоплотный, ж..мчужина, пр..мьера;

г) см..гчить, раск..лоть, с..мволика.

II. Работа с предложением.

– Исправьте речевую ошибку в предложении.

Кто контролирует за отечественным телевидением?

– Почему в конце предложения стоит вопросительный знак?

– Какой частью речи является слово контролирует?

– Сделайте морфемный разбор.

– На что указывает окончание? К какому спряжению относится глагол?

– Какие глаголы относятся ко второму спряжению?

– Какой частью речи является слово телевидение?

– Сделайте морфемный разбор.

– К какому склонению относится это существительное? Обоснуйте.

– Расскажите, какие существительные относятся к каждому из склонений.

– Какой частью речи является слово отечественное?

– Сделайте морфемный разбор.

– На какие вопросы отвечают прилагательные? Укажите род.

III. Упражнение 21.

– Из упражнения 21 выпишите слова с пропущенными буквами, не вставляя их.

– Распределите эти слова по трем столбикам:

1 –  существительные, 2 – прилагательные, 3 – глаголы.

(Существительные и прилагательные  следует выписывать с предлогами).

Работа с существительными.

– Рассмотрите схему. Как она поможет не ошибиться в выборе гласной в окончаниях существительных?

 

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Проверочные слова

доска

земля

стол

конь

окно

степь


(Учащиеся должны догадаться, что в схеме даны существительные  разных склонений с ударными  окончаниями. Чтобы не ошибиться  в выборе гласной в окончании  проверяемого слова, нужно мысленно  подставить слово-шпаргалку того  же склонения, в том же падеже из схемы. Их окончания будут совпадать. Учитель обращает внимание учащихся на слова на -ий, -ие, -ия. При выборе гласной в вызывающих затруднения падежных окончаниях этих слов следует использовать слово-шпаргалку 3 склонения.)

– Опираясь на схему, заполните пропуски в первом столбике таблицы.

Работа с прилагательными.

– На какие вопросы отвечают прилагательные?

– Как эти вопросы могут помочь нам при выборе гласной в окончаниях прилагательных?

– Заполните пропуски во втором столбике таблицы, задавая вопросы к прилагательным.

Примечание. Нужно обратить внимание учащихся на то, что окончание прилагательного ближнему нельзя проверить вопросом. Следует запомнить, что у прилагательных окончания -иму нет.

Работа с глаголами.

– Рассмотрите схему и скажите, от чего зависит выбор гласной в окончании глагола.

Безударные окончания глагола

I спр.: -е, -ут, -ют

Все остальные глаголы (не входящие в состав глаголов II спр.)

 

 

 

 

+ глаголы-исключения: брить, стелить

 

 

 

(идти – слово-«шпаргалка»)

II спр.: -и, -ат, -ят

Все глаголы на -ить (говорить)

+ 7 глаголов-исключений на -еть:

видеть

ненавидеть

смотреть

терпеть

вертеть

зависеть

обидеть

(глядеть – слово-«шпаргалка»)

+ 4 глагола-исключения на -ать:

гнать

держать

дышать

слышать

(спать – слово-«шпаргалка»)


В скобках даны проверочные слова, окончаниях которых при изменении становятся ударными.

– Опираясь на схему, заполните пропуски в третьем столбике.

4. Упражнение 22 (комментированное  письмо).

5. Работа с перфокартами.

Перфокарта выглядит следующим образом:

Зачеркните нужную букву:

1) и/е

2) и/е

3) а/о

1) и/е

2) а/о

3) а/о

1) и/е

2) и/е

3) и/е


Карточка для первого варианта:

1) из книг..

2) в книг..

3) к башн..

1) утренн..м ветерком

2) с огромн.. силой

3) в мрачн..м раздумье

1) реша..т

2) загора..т

3) держ..т

Информация о работе Русский язык – один из развитых языков мира