Сихолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся нач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Каким должен быть учитель современной школы? На современном этапе развития общества возросли требования и к современному учителю. Педагог сегодня должен не только владеть глубокими и прочными базовыми знаниями, но и быть человеком активным, инициативным, способным к самостоятельному поиску форм, методов и приёмов воспитания и обучения. Также мы считаем, что актуальность данной работы состоит в том, что знакомство со спецификой драмы как особого рода литературы и методикой преподавания поможет понять самобытность и оригинальность каждого из изучаемых драматических произведений, будет способствовать более осмысленному его восприятию. Мы считаем, что изучение драматической литературы является актуальной, поскольку она оказывает большое влияние на способность к более осмысленному восприятию изучаемых драматических произведений в начальной школе.

Содержание

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения………………………………………………………………………….

1.1 Понятие и сущность познавательного интереса………………………………………….

1.2 Сущность драматической литературы как средство активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах…………………………………………………

1.3 Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах………………………………….

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

7  Витя К.  38  38:11=3,4 умерен.

8  Марина Д.   41  41:11=3,7 сильный

9  Ольга А.  46  46:11=4,1 сильный.

10  Света Ж.  25  35:11=2,2 слабый.

11  Ксюша 3.  31  31:11=2,8 умерен

12  Дима Л.  41  41:11=3,7 сильный

13  Максим С.  32  32:11=2,9 умерен

14  Андрей Г.  32  32:11=2,9 умерен

15   Люда А.  32  32:11=2,9 умерен

16  Игорь Т.  29  29:11=2,6 умерен

17  Даша П.   42  42:11=3,8 сильный

18  Катя И.  34  34:11=3,0 умерен

 

    продолжение 1 2 3 4 5 6 7 8 9    

Для того чтобы наглядно это всё  увидеть можно сделать диаграмму:

 

Рисунок 2. Уровень познавательного  интереса

 

Проанализировав, полученные данные мы заметили, что из 18 человек высокий  уровень познавательного интереса показали 8 человека, то есть это составляет 44% из всех испытуемых. Такие школьники  имеют творческий интерес. Умеренный уровень показали наибольшая часть младших школьников-9, что составило из всего количества 50% из всех человек. У таких детей присутствует любознательность. А слабый показатель познавательного интереса представляет только 1 человек: Света. Ж, что составляет всего 6% из всех учащихся, у этих детей – любопытство.

Для большей наглядности в изменении  познавательного интереса каждого  ребенка экспериментальной группы нами была построена диаграмма 

 

Рисунок 3. Уровень познавательного  интереса

Можно сделать общую диаграмму, которая покажет изменения, произошедшие за это время.

 

 

Рисунок 4. Уровень познавательного  интереса

Затем мы соотнесли результаты двух диагностических процедур и определили итоговый уровень познавательного  интереса у учеников, что проведенная нами работа не прошла бесследно, у детей повысился интерес к знаниям, повысились уровни познавательных интересов (устойчивость, глубина познавательного интереса, уровень активности и самостоятельности детей по добыванию знаний), расширился кругозор учащихся. Внешними проявлениями познавательного интереса стало активное обсуждение на переменах прочитанной литературы и просмотренных познавательных передач, часто задаваемые вопросы по пройденному материалу, причем не только по литературному чтению, самостоятельные инсценировки различных драматических произведений.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о  повышении уровня познавательного  интереса учащихся, что подтверждает гипотезу.

 

Заключение 

Воспитание хорошего читателя связано именно с развитием способности понимания своеобразия читаемого произведения, творческой индивидуальности писателя. И чем шире и разнообразнее круг сознательного чтения, при котором читатель воспринимает и оценивает различные идейно-эстетические и стилистические особенности авторов, тем глубже будет его литературное развитие, понимание общих законов художественного творчества.

Усвоение каждого художественно  ценного литературного произведения оказывает влияние на развитие читателя. Каждая ступень в обучении связана с расширением и углублением развития учащихся.

В чем же заключается литературное развитие учащихся, их рост и совершенствование  в процессе изучения драматических  произведений?

Литературное развитие нередко  понимается как степень знакомства с художественной литературой, разносторонность литературной образованности. Широко начитанного человека называют в этом смысле литературно развитым. Однако едва ли целесообразно в этом смысле пользоваться термином «литературное развитие», так как это совпадает с понятиями «круг знаний», «степень знания литературы».

В процессе изучения литературы осуществляется, конечно, развитие не только собственно литературное, но и нравственное, и  общеэстетическое, тесно, органически  связанные одно с другим. Это развитие дают чаще всего уроки литературы, где дети приобщаются к миру искусства. А именно драматические произведения тесно связывают и литературу, и театр

Опытная работа, которая проводилась  на школе № 1им. А.С. Макаренко с 6.04.09 по 30.04.09 показала, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Таким образом, гипотеза получила своё подтверждение, задачи нашей работы были успешно реализованы. Достигнута цель нашей работы: теоретически обосновать и практически проверить возможность развития познавательного интереса.

 

Список литературы

1. Аристотель Риторика/Аристотель.- Поэтика. М.,2000.

2. Белинский, В.Г. Разделение  поэзии на роды и виды. Собр.соч.  в 3-х т.т/В.Г.Белинский.- Т.2, М.,1948.

3. Белинский, В. Г., Собрание сочинений  3 т.,1948, с. 351. — Разрешение

Автора.

4. Бентли, Э.Жизнь драмы/. Бентли, Э. - М., 1978.

5. Богданова, О.Ю., Методика преподавания  литературы/ Богданова, О.Ю., Леонов  С.А., Чертов В.Ф.-. М., 2000.

6. Буало, Н. Поэтическое искусство. / Буало, Н. -М., 1957.

7. Белинский В. Г., Собрание сочинений 3 т.,1948, с. 351. — Разрешение автора.

8. Владимиров, С. Действие в драме/  Владимиров, С. - М.: Просвещение, 1972. - 127с. 

9. Гармаш, Т. В поисках утраченной  трагедии. Современная драматургия,/ Гармаш, Т. В. - 1990, № 6.

10. Гегель, Соч.,/ Гегель - т. 12, М., 1938, с. 243.

11. Голубков, В.В. Методика преподавания  литературы: Учебное пособие для  студентов педагогических институтов./Голубков, В.В -М.: Просвещение, 1995 -647с. 

12. Горький, М., Собр. соч.,/ Горький,  М.- т. 26, 1953, с. 420.

13. Гуковский, Г.А. Изучение литературного  произведения в школе./Гуковский,  Г.А - М. – Л., 1966.

14. Дживилегов, А., История западно-европейского  театра./Дживилегов, А., Бояджиев Г. - М., 1991.

15. Зепалова, Т.С. За творческое  изучение литературы/Зепалова, Т.С.- М.: просвещение, 1968. -171с.

16. Карягин, А.А. Драма, как  эстетическая проблема./Карягин,  А.А. - М.: Просвещение, 1974. - 520с. 

17. Корст, И.О. Анализ драматического  произведения // Преподавание литературы 

в старших классах: Сб. статей./ Корст, И.О. -М.: Просвещение, 1983. -С.172-176.

18. Курдюмова, Т.Ф. Изучение литературы  в 5 классе: Метод. Рекомендации./Курдюмова,  Т.Ф. - М.: Просвещение, 1996. -с. 50.

19. Медведев, В. П. Пьесы А.Н.Островского  в школьном изучении./Медведев, В.  П - М.: Просвещение, 971.- 144с.

20. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов  / Под ред. О.Ю.Богдановой. -М.: Издательский  центр «Академия», 1999. - С. 166-176.

21. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов  педагогических институтов по специальности №2101 «Русский язык и литература» / Под редакцией З.Я. Рез - М.: Просвещение, 1977-С.230-243.

22. Народный театр Собрание сочинение  о-. 14, М., 1958;

23. Никольский, В. А. Методика  преподавания литературы в средней  школе: Учеб. Пособие для студентов педагогических институтов./Никольский, В. А. -М.: Просвещение, 1971. - С. 162-165

24. Никифорова, О.И. Психология восприятия  художественной литературы./ Никифорова, О.И.– М.: Книга, 1972. – с.206.

25. Островский, А. Н., Полное собрание сочинений/ Островский, А. Н.том 12, 1932,

26. Попов, А. Спектакль и режиссер./Попов,  А. - М.: Просвещение, 1961. - С. 15

27. Поэтическое искусство, Дидро  Д., -М., 1957; Дидро Д., Собрание сочинение  страница 6, М., 1946; Бомарше П.,

28. Практикум по методике преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов вузов / Под редакцией О.Ю Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С.82-88.

29. Предисловие к «Кремвелю», Собрание  сочинение /Р о л л ан -том  14, М., 1956;,

30. Проблемы преподавания литературы в средней школе // Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 1985.

31. Пушкин, А. С., Полное собрание  сочинение 2 издательство/ Пушкин, А.  С- том 7, М., 1958;

32. Пушкин, Статьи и мысли об  искусстве, / Пушкин- М., 1936;

33. Реан, А.А.,Психология и педагогика./ Реан, А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И -

С – Пб.: Питер, 2000. – с.432.

34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей  психологии/Рубинштейн, С.Л – С  – Пб.: Питер, 1999.– с.720.

35. Рыжкова, Т.В. Литературное  развитие младших школьников/Рыжкова, Т.В. -Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006

36 Смелкова, З.С. Литература как  вид искусства./Смелкова, З.С –  М., 1998.

37. Теория литературы. Основные  проблемы в историческом освещении.  Роды и жанры литры, М., 1954, с. 238—362;

38.Толстой, Л. Н., О Шекспире  и драме, Полное Собрание сочинений,/Толстой,  Л. Н. - том 35, М., 1950;

39. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические  сочинения./Ушинский, К.Д – М.: Просвещение, 1968. – с.557.

41. Холодов,  Е., Композиция драмы,/ Холодов, Е.М., - 1957;

42. Шибаева,  Л, В. Программа психологической  реабилитации школьников 

43. Шиллер, Ф., Собрание сочинение/ Шиллер, Ф., - том 6, 1957; Гёте И.,

44. Шлегель,  А. В., чтение о драматической  литературе.

45. Якушина,  Л.С. Изучение драматических произведений // Проблемы анализа художественного произведения в школе / Отв. ред. О.Ю.Богданова. – М., 1996.


Информация о работе Сихолого-педагогические основы использования драматической литературы как средство активизации познавательного интереса учащихся нач