Лекции по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:53, курс лекций

Краткое описание

Приступая к изучению любой науки, нужно прежде всего выяснить ее предмет. Предмет науки логики - человеческое мышление. Но в отличие от других наук, также изучающих человеческое мышление, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика рассматривает мышление как средство познания; ее предметом являются законы, формы, приемы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, в том числе об условиях и средствах этого познания,- важнейшие вопросы философии. Поэтому логика, изучающая формы и законы познающего мышления и применяемая как метод во всех областях знания, является философской наукой.

Содержание

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 2
1. Роль мышления в познании 2
2. Понятие о формах и законах мышления 3
3. Понятие о формализованном языке логики 5
4. Логика как наука. Логика формальная и логика диалектическая 7
Глава 2. ПОНЯТИЕ 8
1. Общая характеристика понятия 8
2. Содержание и объем понятия. Класс (множество) 10
3. Виды понятий 11
4. Отношения между понятиями 12
Глава 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ 14
1. Обобщение и ограничение понятий 14
2. Определение понятия 15
3. Операции с классами 19
Глава 4. СУЖДЕНИЕ 20
1. Общая характеристика суждения 20
2. Простые суждения, их виды и состав 21
3. Категорическое суждение 22
Глава 5. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ 26
1. Характеристика и виды сложных суждений 26
2. Логические отношения между суждениями 31
Глава 6. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ 35
1. Понятие и виды модальностей 35
2. Алетическая модальность суждений 35
3. Эпистемическая модальность суждений 37
4. Деонтическая модальность суждений 39
Глава 7. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ 40
1. Общая характеристика законов мышления 40
2. Закон тождества 40
3. Закон непротиворечия 41
4. Закон исключенного третьего 42
5. Закон достаточного основания 43
Глава 8. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ 44
1. Умозаключение и его виды 44
2. Непосредственные умозаключения 44
3. Простой категорический силлогизм 45
4. Умозаключения из суждений с отношениями 51
Глава 9. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕДУКТИВНЫХ ВЫВОДОВ 52
1. Выводы из сложных суждений 52
2. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы 55
3. Понятие о логике высказываний и логике предикатов 56
Глава 10. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ 58
1. Общая характеристика индуктивных умозаключений 58
2. Полная индукция 59
3. Неполная индукция 60
4. Популярная индукция 60
5. Методы научной индукции 62
6. Статистические обобщения 65
Глава 11. АНАЛОГИЯ 66
1. Понятие и структура умозаключений по аналогии 66
2. Виды аналогии 66
3. Условия состоятельности выводов по аналогии 67
4. Роль аналогии в науке и правовом процессе 68
Глава 12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ 69
1. Доказательство и убеждение 70
2. Структура доказательства 70
3. Способы доказательства 73
4. Опровержение 74
5. Правила, доказательства и опровержения. 76
Ошибки, возникающие при нарушении правил 76
Глава 13. ГИПОТЕЗА 81
1. Понятие гипотезы и ее структура 81
2. Виды гипотез. Понятие версии 81
3. Построение гипотезы 82
4. Проверка гипотезы 84
5. Способы доказательства гипотез 85

Вложенные файлы: 1 файл

уч. пособие.DOC

— 2.04 Мб (Скачать файл)

    Мышление   -   процесс   активного   отражения  действительности. Активность характеризует весь процесс познания  в целом, однако  на  ступени   абстрактного  мышления   эта  особенность проявляется   наиболее   ярко.  Создавая   абстракции,  человек преобразует  в  своем  сознании  предметы   объективного  мира, отражает  их  в виде  идеальных образов,  в формулах  и схемах, играющих весьма важную роль в современной науке.

       Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения - таковы основные особенности абстрактного мышления.

2. Понятие о формах и законах мышления

       Основные  формы  абстрактного  мышления  -  понятие, суждение и умозаключение.

       Каждая  из этих  форм будет  подробно рассмотрена  в следующих  главах.  Сейчас  остановимся  на  них кратко,  чтобы выяснить понятие логической формы.

      Отдельные    предметы     или    их     совокупности    отражаются мышлением  человека  в  понятиях,  различных  по  своему  содержанию.  Например,  “юридический  закон”  и  “клевета”   -  понятия, отражающие   различные   предметы   мысли.  Юридический   закон - это  нормативный  акт,  исходящий   от  высшего   органа  государственной   власти   и   обладающий   высшей   юридической   силой.

      Клевета,  согласно   ст.  130   УК  РСФСР,   есть  распространение заведомо  ложных,  позорящих  другое   лицо  измышлений.   Но  эти различные  явления  мыслятся  одинаковым  способом  -   как  определенная   совокупность  их   общих,  существенных   свойств,  или признаков.

       Выделяя  характерные   в  определенном   отношении  признаки одного   предмета   или   общие,  повторяющиеся   признаки  группы предметов,  мы  образуем  понятие  о  предмете  (А)  как некоторую совокупность его общих, существенных признаков (а, Ь, с и  т. д.), определенным образом связанных друг с другом.

       Таким  образом, различные   предметы  отражаются   в  мышлении  человека  одинаковым  способом  -  как определенная  связь их существенных признаков, т. е. в форме понятия.

     Различные  отношения   действительности  -   между  предметами  и  их  свойствами  или  между   предметами  -   отражаются  в суждениях.   Эти  отношения   утверждаются  или   отрицаются.  На пример,   в   суждении   “Обвиняемый   имеет   право   на  защиту” утверждается  отношение  между  обвиняемым   и  правом   на  защиту.  В  суждении  “Лицо,  совершившее  преступление   в  состоянии опьянения,   не   освобождается   от   уголовной  ответственности” отношение  между  указанным  лицом  и  освобождением   от  уголовной ответственности отрицается.

       Приведенные   суждения   различны   по   своему  содержанию, однако  способ  связи  частей   этого  содержания   одинаков;  эта связь  выражается  в  форме  утверждения   или  в   форме  отрицания.  Обозначив  понятия,  входящие   в  суждение,   принятыми  в логике  символами  S  (субъект)  -  так  обозначается   понятие  о предмете  суждения  -  и  Р  (предикат)   -  понятие   о  признаке предмета,  получим  формулу,  общую  для  любого  суждения  данного  типа:  S  -  Р,  где  S и  Р -  понятия, входящие  в суждения, а знак “  - “  - обозначение  связи между  ними. Под  S и  Р можно мыслить любые предметы и  их свойства,  под знаком  “ -  “ - любую  связь  (и  утвердительную,  и  отрицательную).  Значит, суждение  представляет  собой  определенный  способ  отражения отношений  предметов  действительности,  выраженный   и  форме утверждения или в форме отрицания.

    Рассматривая умозаключение, при  помощи которого  из одного или нескольких суждений  выводится новое  суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида  вывод получается одинаковым  способом.  Например,  из  суждений:  “Свидетель не должен  давать  ложных  показаний” и  “Смирнов -  свидетель” - с необходимостью вытекает новое  суждение: “Смирнов  не должен давать  ложных  показаний”.   Вывод  получается   потому,  что суждения,  из  которых  выводится  заключение,  связаны  общим для них понятием “свидетель”.

    Подобным  же  способом,  т.  е.  благодаря  связи суждений, можно  получить  вывод  из  суждений,  имеющих  любое содержание.

    Следовательно,  мы  выделяем  нечто  общее,  что  имеется в различных  по  содержанию  умозаключениях  способ  связи между суждениями.

    Рассмотрев  основные  формы  мышления  -  понятие, суждение и  умозаключение,-  мы  нашли  в  каждой  из них  нечто общее, что  не зависит  от конкретного  содержания мыслей,  а именно: способ связи частей  содержания мысли  - признаков  в понятии, понятий  в  суждении и  суждений в  умозаключении. Обусловленное  этими  связями  содержание  мыслей существует  не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.

    В  реальном  процессе  мышления  содержание  и  форма мысли существуют  в  неразрывном  единстве.  Нет  чистого, лишенного формы  содержания,  нет  чистых,  бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы  вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом  изучения ее форму.  Исследование  логических  форм  безотносительно  к  их конкретному  содержанию  и  составляет важнейшую  задачу науки логики.

    Итак,   логическая   форма,   или   форма   мышления,-   это способ  связи  частей содержания  мысли, ее  строение, благодаря которому   содержание   существует   и   отражает   действительность.                                                       

    Таково  самое  общее  понятие  логической  формы. Рассмотрим, что  такое закон  мышления. Для  уяснения этого  вопроса необходимо  различать  истинность  мысли  и   формальную  правильность мышления.

      Мысль является  истинной,   если  она   соответствует  действительности.

      Истинность    мыслей    -    необходимое    условие   познающего   мышления.  Если   это  условие   не  соблюдается,   то  правильных   результатов  в  процессе  рассуждения  получить нельзя.  Из этого   следует,  что  мысли,  из  которых  строится  рассуждение,  должны  быть истинными по содержанию.

      Однако  истинность  мысли  -  необходимое,  но  не  единственное  условие   достижения  истины   в  процессе   рассуждения.  Необходима  правильная  связь  мыслей,  их  правильное  построение.  Если не соблюдается   это   условие,   то   ложный   вывод  возможен   и  из истинных суждений.

      В одной из своих работ Ф. Энгельс  проводит следующую аналогию: “Это вполне в  духе того  старого майора,  который приказал позвать  своего  вольноопределяющегося:  “Послушайте!   Вы,  говорят, доктор,- заходите же ко  мне время  от времени;  когда имеешь  жену и семерых детей, всегда найдется кого полечить”.                        

      Вольноопределяющийся: “Виноват, господин  майор, я  доктор философии!”.

      Майор: “Это для меня безразлично, доктор есть доктор”

      Ошибка  в  рассуждении  майора  связана  с  отождествлением нетождественных понятий: “доктор” в  значении врач  и “доктор”  как человек, имеющий ученую степень доктора философии, что, конечно, не одно  и то же.  Поэтому  из  истинных  суждений “доктор  - это  человек, который лечит”  и  “вольноопределяющийся  -  доктор”  получен   ложный  вывод “вольноопределяющийся - это человек, который  лечит”

      Понятие, которое должно  связывать суждения,  в действительности их не связывает. Рассуждение построено логически неправильно.         

        Правильная связь мыслей в процессе рассуждения обусловливается законами мышления. Они  предостерегают от  ошибок  в  рассуждениях   безотносительно   к   конкретному  содержанию            мыслей. Так, в приведенном примере нарушен один  из основных  формально-логических  законов  -  закон  тождества, согласно  которому всякая  мысль в  процессе рассуждения  должна иметь  определенное,  устойчивое  содержание  и  не  подменяться  другими мыслями.                                                          

    Закон  тождества,  как  и  другие  формально-логические законы, действует  в  любом  процессе  рассуждения.  Благодаря  их  действию  выведение новых  знаний из  истинных и  проверенных суждений с необходимостью приводит к истине.                           

       Закон  мышления  -  это  внутренняя,  необходимая, существенная связь между мыслями в процессе рассуждения.               

    Следует   различать   формально-логические   и   диалектические законы мышления                                                   

    Законы,   изучаемые   формальной   логикой    (тождества,   непротиворечия,  исключенного  третьего  и  достаточного основания), выражая    определенность,    непротиворечивость,   последовательность,   обоснованность   мышления,   обусловливают   правильность рассуждений.  Нарушение  требований,  вытекаюших  из   этих  законов,   делает   мышление   путаным,   бессвязным,  противоречивым, ведет к логическим ошибкам.                                       

    Однако   мышление   подчиняется   не   только   формально-логическим  законам.  В  нем  действуют законы  диалектики (единства и  борьбы  противоположностей,  перехода   количественных  изменений  в  качественные,  отрицания  отрицания  и  др.).  Как  законы мышления  они  представляют  собой  отражение   диалектики  объективного  мира,  действующих  в  нем  диалектических  закономерностей.  Сознательное  применение  этих  законов в  процессе познания позволяет  глубоко  и  полно  воспроизвести  в  мышлении диалектику  материального  мира:  взаимосвязь  предметов  и   явлений,  их  изменение  и  развитие,  существующие  в  них  внутренние противоречия и т. д.                                                     

    Познавая    сложные   диалектические    процессы   объективного мира,  мышление  вместе  с  тем  подчиняется  формально-логическим законам,  без  соблюдения   которых  нельзя   отразить  диалектику  вещей.                                                           

    Законы  и  формы  мышления   представляют  собой   отражение  в сознании  человека  свойств, связей  и отношений  предметов объективной   действительности.  Логические  формы   и  законы - не  пустая  оболочка,   а  отражение объективного  мира  .  Они  сложились в  результате практической деятельности  человека  как  итог  многовековой  практики  человеческого   познания.  Повторяющиеся   связи  и   отношения  предметов и  явлений  внешнего  мира   постоянно  отражались   в  человеческом мышлении  и  закрепились  в  нем  в  виде логических  фигур: законов и форм мышления.                                                   

      Практика  человека,  миллиарды  раз  повторяясь, закрепляется  в  сознании  человека  фигурами   логики.  Фигуры   эти  имеют прочность   предрассудка,   аксиоматический   характер   именно   (и только) в силу этого миллиардного повторения.

3. Понятие о формализованном языке логики

       Законы  и  формы  мышления  как предмет  изучения логики, будучи    идеальными    объектами,    приобретают   материальную форму  в  языке и  могут быть  выявлены лишь  путем специального анализа  языковых  контекстов.  Подобно  другим   наукам  логика использует  особый  искусственный   язык,  с   помощью  которого выявляется  общая  для  различных  национальных  языков структура мыслей.                                                         

       Рассмотрим  кратко  основные  функции  и  состав  языка, а также специфику языка логики.                                      

       Языком    в   широком    смысле   называют    любую   знаковую информационную     систему,    выполняющую     функции    формирования,  хранения  и  передачи  информации,  а  также  средства общения между   людьми. Язык   изучается   особой   наукой    -   семиотикой (общей  теорией  знаковых  систем),   которая  анализирует   язык  в трех   аспектах:    синтаксическом,   семантическом    и   прагматическом.                                                            

       Синтаксис - это раздел семиотики, изучающий структуру  языка: способы образования, преобразования и связи между   знаками.  Семантика  занимается   проблемой  интерпретации,   т.  е. анализом   отношений   между   знаками   и   обозначаемыми  объектами.   Прагматика    анализирует   коммуникативную    функцию   языка   -   эмоционально-психические,  эстетические,   экономические  и другие   практически   значимые    отношения   носителя    языка   к самому языку.

     Языки делятся на естественные и искусственные.

     Естественные, или национальные, языки - это исторически сложившиеся  в  обществе  звуковые  (речь),  а  затем  и графические (письмо)   информационные   знаковые   системы.  Они   возникли  для удовлетворения   социальной  потребности   людей  в   закреплении  и передаче  накопленной   в  процессе   материально-практической  деятельности  информации  и  для  удовлетворения   потребности  в общении между людьми.                                          

    Естественные   языки   отличаются   богатыми   выразительными возможностями   и   универсальным   охватом    самых   различных областей  жизни.  Для  них  характерно   свойство  семантической замкнутости,  способности  к  самоописанию:  стихийное формирование естественного  языка осуществляется  методом самопостроения, без использования других языковых систем.

    Искусственные  языки  -  это  вспомогательные  знаковые  системы, специально  создаваемые на  базе естественных  языков для точной  и  экономной  передачи  научной  и   другой  информации. Языки  с  символически  представленным  алфавитом,  с  однозначной  интерпретацией  выражений  и  фиксированной  синтаксической структурой  способствуют   строгости  и   лаконичности  информационных  процессов.  Они  позволяют  отвлекаться  от конкретного содержания рассуждений и оперировать лишь символами.

Информация о работе Лекции по "Логике"