Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:53, курс лекций
Приступая к изучению любой науки, нужно прежде всего выяснить ее предмет. Предмет науки логики - человеческое мышление. Но в отличие от других наук, также изучающих человеческое мышление, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика рассматривает мышление как средство познания; ее предметом являются законы, формы, приемы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, в том числе об условиях и средствах этого познания,- важнейшие вопросы философии. Поэтому логика, изучающая формы и законы познающего мышления и применяемая как метод во всех областях знания, является философской наукой.
Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 2
1. Роль мышления в познании 2
2. Понятие о формах и законах мышления 3
3. Понятие о формализованном языке логики 5
4. Логика как наука. Логика формальная и логика диалектическая 7
Глава 2. ПОНЯТИЕ 8
1. Общая характеристика понятия 8
2. Содержание и объем понятия. Класс (множество) 10
3. Виды понятий 11
4. Отношения между понятиями 12
Глава 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ 14
1. Обобщение и ограничение понятий 14
2. Определение понятия 15
3. Операции с классами 19
Глава 4. СУЖДЕНИЕ 20
1. Общая характеристика суждения 20
2. Простые суждения, их виды и состав 21
3. Категорическое суждение 22
Глава 5. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ 26
1. Характеристика и виды сложных суждений 26
2. Логические отношения между суждениями 31
Глава 6. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ 35
1. Понятие и виды модальностей 35
2. Алетическая модальность суждений 35
3. Эпистемическая модальность суждений 37
4. Деонтическая модальность суждений 39
Глава 7. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ 40
1. Общая характеристика законов мышления 40
2. Закон тождества 40
3. Закон непротиворечия 41
4. Закон исключенного третьего 42
5. Закон достаточного основания 43
Глава 8. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ 44
1. Умозаключение и его виды 44
2. Непосредственные умозаключения 44
3. Простой категорический силлогизм 45
4. Умозаключения из суждений с отношениями 51
Глава 9. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕДУКТИВНЫХ ВЫВОДОВ 52
1. Выводы из сложных суждений 52
2. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы 55
3. Понятие о логике высказываний и логике предикатов 56
Глава 10. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ 58
1. Общая характеристика индуктивных умозаключений 58
2. Полная индукция 59
3. Неполная индукция 60
4. Популярная индукция 60
5. Методы научной индукции 62
6. Статистические обобщения 65
Глава 11. АНАЛОГИЯ 66
1. Понятие и структура умозаключений по аналогии 66
2. Виды аналогии 66
3. Условия состоятельности выводов по аналогии 67
4. Роль аналогии в науке и правовом процессе 68
Глава 12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ 69
1. Доказательство и убеждение 70
2. Структура доказательства 70
3. Способы доказательства 73
4. Опровержение 74
5. Правила, доказательства и опровержения. 76
Ошибки, возникающие при нарушении правил 76
Глава 13. ГИПОТЕЗА 81
1. Понятие гипотезы и ее структура 81
2. Виды гипотез. Понятие версии 81
3. Построение гипотезы 82
4. Проверка гипотезы 84
5. Способы доказательства гипотез 85
Исследуя мышление с разных сторон, диалектическая и формальная логика развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой .
Формальная логика изучает формы мышления, выявляя строение (структуру), общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное содержание различных понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы мышления, обусловливающие логическую правильность мышления как необходимое условие, без соблюдения которого нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, нельзя познать истину. 0на изучает правила и приемы, использование которых необходимо в любом рассуждении, в познании как самых обычных свойств и отношений, так и сложных процессов и явлений действительности.
Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность.
Подобно тому как нельзя изучать высшую математику не изучив более простые, арифметические правила, так и диалектическая логика не может быть понята без предварительного изучения логики формальной.
Поэтому изучение мышления, его законов и форм нужно начинать с формальной логики, изложение основ которой и составляет главную задачу данного учебного пособия.
Предмет науки логики - законы и формы мышления - необходимо отличать от самой науки об этих законах и формах.
Законы и формы мышления являются общечеловеческими, так как мышление всех людей независимо от их политических убеждений, классовой принадлежности, национальности и т. д. протекает в одинаковых формах и подчиняется одним и тем же логическим законам. Общечеловеческий характер закономерностей мышления объясняется тем, что источник его заключается не в мировоззрении людей, а в свойствах объективного мира, в особенностях самого мышления, развивавшегося на основе многовековой практической деятельности человечества.
Философы-идеалисты, утверждая, что сознание предшествует материи и что мышление не зависит от природы и диктует ей свои законы, не могут с этих антинаучных позиций дать правильное истолкование основных положений логики.
Извращая природу мышления, сущность его законов и форм, идеализм служит, в конечном счете, интересам реакционных классов общества, стремящихся поставить препятствие на пути познания объективной действительности. Изучение законов мышления помогает человеку сознательно применять их в процессе рассуждения и, следовательно, более правильно познавать окружающую его действительность с целью воздействия на нее и ее преобразования. Однако научная точка зрения на мир, т. е. “понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений..”, неприемлема для реакционного класса, интересы которого несовместимы с научным пониманием действительности.
1. Общая характеристика понятия
Понятие о признаке. Существенные и несущественные признаки. Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в существенных признаках.
Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.
Любые черты, стороны, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак. Например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника являются их признаками; признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или собственник его неизвестен.
Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет, являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, фамилия, имя, отчество, возраст и место рождения, рост, цвет волос, цвет глаз и т. д.) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.
Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.
Признаки, которые необходимо принадлежат предмету выражают внутреннюю природу предмета, его сущность, называются существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными .
Существенные признаки имеют решающее значение для формирования понятий. Понятие отражает предметы в существенных признаках, которые могут быть и общими, и единичными. В понятия, отражающие множество предметов, входят общие существенные признаки. Например, общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются вместе с тем существенными. Понятия, отражающие отдельные предметы мысли (например, “Аристотель”) наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включают единичные существенные признаки (основатель логики, автор “Аналитики”), без которых отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.
В конкретных условиях, в зависимости от практического отношения к предмету существенный признак, с одной стороны, может рассматриваться как несущественный, с другой стороны, несущественный признак может играть весьма существенную роль. Так, при квалификации конкретного преступного деяния существенными признаками могут оказаться возраст обвиняемого (например, лица, совершившие преступление в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за некоторые виды преступлений); его местопребывание в момент совершения преступления (если обвиняемый находился в данный момент в другом месте, то непосредственно участвовать в этом преступлении он не мог), его поведение (например, добровольный отказ от доведения преступления до конца) и т. д.
Практическое отношение к предмету позволяет выделить признаки, существенные в определенном отношении. Вместе с тем можно выделить признаки, существенные для предмета безотносительно к тому, в какой связи берется предмет и с какой точки зрения он рассматривается. Назовем их объективно существенными. К ним относятся, например, рассмотренные нами существенные признаки понятий “человек”, “диктатура”.
Следует отметить, что объективно существенные признаки не являются неизменными. Всякий предмет претерпевает определенные изменения, в процессе которых несущественный признак может превратиться в существенный, и наоборот.
Изменяются не только сам предмет, но и наши знания о нем
В процессе развития знаний признак, считавшийся ранее существенным, может оказаться несущественным, а в некоторых случаях не принадлежащим данному предмету. Например, современная физика показала, что атом не является мельчайшей, неделимой частицей материи, в корне изменив таким образом прежние представления о существенных свойствах атома.
В развитии научных понятий нужно учитывать разнопорядковость сущности. Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца.
И тем не менее на каждом данном этапе развития предмета и нашего знания о нем необходимо выделить объективно существенные признаки, являющиеся основой формирования понятия.
Отражая предметы в существенных признаках, понятие качественно отличается от форм чувственного познания: восприятия и представления. Восприятия и представления существуют в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов. Мы не можем, например, представить, а тем более воспринимать здание вообще. Восприятие или представление - это всегда чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного здания, например главного корпуса Московского государственного университета на Ленинских горах. Понятие лишено наглядности. Понятие “здание” характеризуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нем отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для любого здания.
Понятие представляет собой результат обобщения множества однородных предметов по их общим существенным признакам.
Понятия “здание”, “товар”, “преступление” образованы в результате отвлечения от индивидуальных признаков отдельных зданий, товаров, преступлений и обобщения их существенных признаков.
Понятие - одна из основных форм научного познания действительности. Создавая понятия, наука отражает в них изучаемые ею вещи, явления, процессы. Например, современная физика, все глубже проникая в тайны строения материи, формирует понятия “электрон”, “нейтрон”, “спин” и др.;
правовые науки - понятия “преступление”, “наказание”, “вина”, “умысел”, “правоспособность” и др.
Отражая существенное, понятие не содержит всего богатства индивидуальных признаков предметов, и в этом смысле по сравнению с формами чувственного познания оно отстоит дальше от действительности, является отходом от нее.
Вместе с тем понятия ближе к действительности, так как, отвлекаясь от всего несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить ее с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.
Даже при помощи современных телескопов, позволяющих обнаружить звездные системы, находящиеся от нас на расстоянии сотен миллионов световых лет, нельзя составить представления о бесконечности Вселенной; ее можно выразить только в форме научного понятия.
“Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит - если оно правильное... о т истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д.; одним словом, все научные... абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее” .
Логические приемы образования понятий. Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы его раскрыть, нужно сравнить предметы друг с другом, установить то общее, что им присуще, отделить от индивидуального и т. д. Это достигается при помощи логических приемов: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения.
Чтобы составить понятие о предмете, нужно прежде всего сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки, которые делают его сходным с одними и отличают от других предметов. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов действительности, называется сравнением. Сравнивая ряд предметов, мы устанавливаем у них некоторые общие признаки, присущие определенной группе предметов.
Чтобы выделить признаки предмета, нужно мысленно расчленить предмет на его составные части, элементы, стороны. Мысленное расчленение предмета на составные части называется анализом. Выделив те или иные признаки, мы сможем изучить каждый из них в отдельности.
Изучив отдельные детали, необходимо восстановить в мышлении предмет в целом. Мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом, называется синтезом. Синтез является приемом, противоположным анализу. Вместе с тем оба приема предполагают и дополняют друг друга. Без анализа нет синтеза, без синтеза - анализа.
Выделив при помощи анализа признаки предмета, мы выясняем, что одни из этих признаков имеют существенное значение, другие такого значения не имеют. Сосредоточивая свое внимание на существенном, мы абстрагируемся от несущественного. Мысленное выделение отдельных признаков предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием. Рассмотреть какой-либо признак абстрактно - значит отвлечься (абстрагироваться) от других признаков.