Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:53, курс лекций
Приступая к изучению любой науки, нужно прежде всего выяснить ее предмет. Предмет науки логики - человеческое мышление. Но в отличие от других наук, также изучающих человеческое мышление, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика рассматривает мышление как средство познания; ее предметом являются законы, формы, приемы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, в том числе об условиях и средствах этого познания,- важнейшие вопросы философии. Поэтому логика, изучающая формы и законы познающего мышления и применяемая как метод во всех областях знания, является философской наукой.
Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 2
1. Роль мышления в познании 2
2. Понятие о формах и законах мышления 3
3. Понятие о формализованном языке логики 5
4. Логика как наука. Логика формальная и логика диалектическая 7
Глава 2. ПОНЯТИЕ 8
1. Общая характеристика понятия 8
2. Содержание и объем понятия. Класс (множество) 10
3. Виды понятий 11
4. Отношения между понятиями 12
Глава 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ 14
1. Обобщение и ограничение понятий 14
2. Определение понятия 15
3. Операции с классами 19
Глава 4. СУЖДЕНИЕ 20
1. Общая характеристика суждения 20
2. Простые суждения, их виды и состав 21
3. Категорическое суждение 22
Глава 5. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ 26
1. Характеристика и виды сложных суждений 26
2. Логические отношения между суждениями 31
Глава 6. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ 35
1. Понятие и виды модальностей 35
2. Алетическая модальность суждений 35
3. Эпистемическая модальность суждений 37
4. Деонтическая модальность суждений 39
Глава 7. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ 40
1. Общая характеристика законов мышления 40
2. Закон тождества 40
3. Закон непротиворечия 41
4. Закон исключенного третьего 42
5. Закон достаточного основания 43
Глава 8. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ 44
1. Умозаключение и его виды 44
2. Непосредственные умозаключения 44
3. Простой категорический силлогизм 45
4. Умозаключения из суждений с отношениями 51
Глава 9. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕДУКТИВНЫХ ВЫВОДОВ 52
1. Выводы из сложных суждений 52
2. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы 55
3. Понятие о логике высказываний и логике предикатов 56
Глава 10. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ 58
1. Общая характеристика индуктивных умозаключений 58
2. Полная индукция 59
3. Неполная индукция 60
4. Популярная индукция 60
5. Методы научной индукции 62
6. Статистические обобщения 65
Глава 11. АНАЛОГИЯ 66
1. Понятие и структура умозаключений по аналогии 66
2. Виды аналогии 66
3. Условия состоятельности выводов по аналогии 67
4. Роль аналогии в науке и правовом процессе 68
Глава 12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ 69
1. Доказательство и убеждение 70
2. Структура доказательства 70
3. Способы доказательства 73
4. Опровержение 74
5. Правила, доказательства и опровержения. 76
Ошибки, возникающие при нарушении правил 76
Глава 13. ГИПОТЕЗА 81
1. Понятие гипотезы и ее структура 81
2. Виды гипотез. Понятие версии 81
3. Построение гипотезы 82
4. Проверка гипотезы 84
5. Способы доказательства гипотез 85
Признаки изучаемых предметов мы можем распространить на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения, т. е. приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.
Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм абстрактного мышления - понятие.
Понятие и слово. Понятие неразрывно связано с языковой единицей - словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, которые называют именами. Простые имена, например “право”, “закон”, “небрежность”, “соучастие”, сложные имена,- “законность”, “крайняя необходимость”, “общественное самоуправление” и т. п. являются материальной, языковой основой соответствующих понятий, без которой невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими.
Однако единство языка и мышления, слова и понятия не означает их тождества. В отличие от понятий слова во всех языках различны: одно и то же понятие выражается в разных языках по-разному. Кроме того, в одном языке также нет тождества понятия и слова. Например, в любом языке существуют слова-синонимы и слова-омонимы.
Синонимами называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, “труд” и “работа”; “родина” и “отечество”; “договор” и “контракт” и многие другие.
Омонимы - это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (например, ударник - часть затвора винтовки и ударник - музыкальный инструмент). Многие слова имеют несколько значений.
Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем чтобы употреблять их в строго определенном смысле.
В различных областях науки и техники вырабатывается специальная терминология - система терминов, употребляемых в данной области знания. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью по крайней мере в пределах данной науки или родственной группы наук. Важное значение разработке и уточнению терминологии придается правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснение терминов, употребляемых в определенной отрасли права. Например, в статье 34 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР разъясняются термины (наименования): “суд”, “суд первой инстанции”, “кассационная инстанция”, “надзорная инстанция”, “судья”, “прокурор”, “следователь”, “законные представители” и др.
Эти и подобные им разъяснения позволяют однозначно применять правовые термины.
Любое понятие имеет содержание и объем.
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.
Например, содержанием понятия “преступление” является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость.
Совокупность предметов, которая мыслится, в понятии, называется объемом понятия. Объем понятия “преступление” охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.
Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом; увеличение объема ведет к образованию понятия с меньшим содержанием.
Так, увеличивая содержание понятия “государство” путем прибавления нового признака - “современный”, мы переходим к понятию “современное государство”, имеющему меньший объем. Увеличивая объем понятия “учебник по теории государства и права”, переходим к понятию “учебник”, имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя специфические признаки, характеризующие учебник по теории государства и права.
Подобные же отношения между объемом и содержанием имеют место в понятиях “преступление” и “хозяйственное преступление” (первое понятие шире по объему, но уже по содержанию), “генеральный прокурор” и “прокурор”, где первое понятие уже по объему, но шире по содержанию.
Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия лежит в основе ряда логических операций, которые будут рассмотрены ниже.
Логика оперирует также понятиями “класс” (“множество”), “подкласс” (“подмножество множества”) и “элемент класса”.
Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Таков, например, класс (множество) высших учебных заведений, студентов, юридических законов, преступлений и т. д. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуют понятие юридического закона. Множество может отражаться не в одном, а в нескольких понятиях. Например, множество студентов и множество спортсменов можно объединить в одно множество: студенты и спортсмены. Данное множество отражено в двух понятиях.
Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество, представляющее собой определенную часть класса (множества). Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений - подкласс должностных преступлений.
Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмножеством) выражается при помощи знака “”: А В. Это выражение читается следующим образом: А является подклассом В. Так, если А - следователи, а В - юристы, то А - будет подклассом класса В.
Классы {множества) состоят из элементов этого класса (множества). Элемент класса - это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будут Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Всесоюзный юридический заочный институт, Харьковский юридический институт и т. д.
Отношение элемента к классу выражается при помощи знака “”: А В (А является элементом класса В):
Если, например, А - юрист Иванов, а В - юристы, то А будет элементом класса В.
Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс.
Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом (например, класс планет Солнечной системы), Если класс состоит из одного единственного элемента, то это будет единичный класс (например, Юпитер), наконец, класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом. Пустыми классами являются, например, вечный двигатель, бог, леший и др. Число элементов пустого класса равно нулю.
3. Виды понятий
Понятия принято делить на следующие виды: единичные и общие, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и соотносительные.
Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится ли в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, “Москва”, ”Верховный Суд РФ”, “Монгольская Республика”). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, “столица”, “суд”, В них мыслится множество элементов, имеющих общие существенные признаки.
Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае в принципе). Например, “участник Великой Отечественной войны”, “планета Солнечной системы”. Так, в понятии “участник Великой Отечественной войны” мыслится определенное число людей, сражавшихся против фашистских захватчиков в 1941 - 1945 гг..
Регистрирующие понятия имеют конечный объем.
Общее понятие, относящееся к неопределениому числу предметов, называется нерегистрирующим. Так, в понятиях “человек”, “следователь”, “указ” множество мыслимых в них элементов (людей, следователей, указов) не поддается учету; в понятии “человек” мыслятся все люди, которые существовали когда-либо, существуют и будут существовать; в понятии “следователь” - все следователи прошлого, настоящего и будущего; понятие “указ” охватывает все указы. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.
В особую группу выделяются собирательные понятия, в которых мыслятся совокупности элементов, составляющих единое целое, например “коллектив”, “полк”, “созвездие”. Эти понятия, так же как и общие, отражают множество элементов (членов коллектива, солдат и командиров полка, звезд), однако, как и в единичных понятиях, это множество мыслится как единый предмет.
Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Например, существенные признаки коллектива (группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами) неприложимы к каждому отдельному члену коллектива. Собирательные понятия могут быть общими (“коллектив”, “полк” и т. п.) и единичными: “коллектив нашего института”, “86-й стрелковый полк”, “созвездие Большой Медведицы”.
В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.
Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия является собирательным. Например, высказывая мысль “Студенты нашего института изучают логику”, мы употребляем понятие “студенты нашего института” в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту института. В высказывании “Студенты нашего института провели теоретическую конференцию” утверждение относится ко всем студентам нашего института в целом. Здесь понятие “студенты нашего института” употребляется в собирательном смысле. Слово “каждый” к данному суждению неприложимо.
Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что отражают понятия: предмет (класс предметов) или его свойство (отношение между предметами).
Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами, называется абстрактным. Так, понятия “книга”, “свидетель”, “государство”, “происшествие”, “обвинение” являются конкретными; понятия “белизна”, “смелость”, “дееспособность”, “ответственность” - абстрактными.
Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от самого предмета и отдельно от предмета не существующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета от самого предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Так, понятия “смелость”, “инвалидность”, “невменяемость” отражают признаки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладающих этими признаками. Это абстрактные понятия.